Страницы истории донского казачества
план-конспект на тему

Цвид Елена Викторовна

Страницы истории донского казачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_istorii_donskogo_kazachestva.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Страницы истории донского казачества».

Тема занятия. «Страницы истории донского казачества».

Тип занятия. Теоретическое.

Цели занятия:

Познакомить с историческим событием, в котором принимали участие

донские казаки.

Сформировать представление о казаках как защитниках отечества,

патриотах России.

Развивать воображение, внимание, восприимчивость, социальные

чувства.

Воспитывать уважение к историческому прошлому региона.

Оборудование

1. Мультимедийная презентация по теме «Азовское сидение»

2. Компьютер

3. Элементы казачьей военной формы.

4. Макеты обмундирования и оружия казаков.

5. Оформление кабинета в фольклорном стиле

Ход занятия.

(Звучит фонограмма казачьей песни).

«Здорово дневали, ребятушки. Наши деды казаки — отважные были

люди, от них храбрость и смелость, наверное, и нам передаются. Слухали

молодые казаки предания своих дедов и через них всю правду казачью узнавали.

     Да и нам- то, молодым, хорошее мимо ушей пропускать неразумно. Садитесь и

вы кружком. Попробуем-ка и мы как в старые времена послушать казачье

предание, да понять, о чем же казаки хотели память оставить?

Вот соберется вкруг бывалого в боях старого казака молодежь, да и

спрашивает: «Что это за сиденье за такое Азовское»? А он им и гутарит: «Если

пустить, скажем, струг, по Волге матушке то через канал в Батюшку Дон попасть

можно, а уж после этого выйдет струг в Азовское море. (показ карты) Хотя,

правду сказать, раньше такое было не возможно – турки мешали!

В 17 веке одним из самых могущественных была в мире Османская

империя. Не многие страны отважились воевать с турками в одиночку. Так

ширилась власть турок в Азии, а их владения уже подбирались к границам

России. Сколько от турок казакам перепало и подсчитать не возможно, жили то

они по соседству. Верно ведь говорят: «Коль сосед не захочет, так и миру не

будет». Так и у казаков с турками было. Турки грабили казачьи окраины, в плен

забирали, а казаки им, понятно дело, отвечали. А в самом устье Батюшки Дона,

аккурат, где был выход в Азовское море, стояла крепость Азов. (показ

иллюстрации) Городишко то не большой и богатств особых в нем не было. Но

место уж очень важное. Крепость закрывала для всех кораблей вход с Дона в

Азовское море. Турки захватили Азов еще в 15 веке и преградили нашим дедам,

донским казакам выход в море. Казакам нашим давно не нравилось, что под

носом у них турки крепость возвели. Давно казаки турок хотели из Азова

выгнать. Порешили они тогда на кругу: «на море не ходить нам нельзя. Азовцы

сами виноваты – грабят наши окраины. Против всякого врага мы готовы идти

поголовно. Всѐ! решили казаки , Посечь басурманов, взять Азов и утвердить в

нем православную веру! Любо!» А тут выдался удобный момент (показ

иллюстрации). Донесла казачья разведка, что турки затеяли войну с Персией и

ушли воевать в Молдавию.

   Подошли казаки, а было их 4 тысячи душ, да еще тысяча запорожцев, к

Азову. А янычары над ними насмехаются: Сколько вам под Азовом не стоять, а

его вам как своих ушей не видать!» Но не знали они казачьей удали. Взяли

казаки штурмом крепость, а когда янычары опомнились – было поздно, со всех

сторон по длинным шестам уже карабкались на стены сотни казаков. «Пленных

никого не берем! Кроме баб и детей!» Таков был казачий приговор.

Собрали тогда казаки круг и отписали царю донесение: «Не имея больше

сил терпеть Азовцев, мы начали войну правую, побили неверных за их неправды

и православных освободили из плена. Взяли мы Азов своей кровью и казачьими

головами». Наши деды такую песню играли: (слушание аудио записи)

Как выходит ведь государь наш по день,

Выкликает надѐжда он по другой,

Выкликает нас надѐжда царь по третей:

«Еще все же вы князи, вси бояри,

А все думские царевы генерала!

Пособите государю думы думать,

Государю чтобы дума не продумать,

Как бы взять бы мне Азов-город без бою,

Без бою, без драки кроволитья».

Еще больший тулится за середнего,

А середний тулится за меньшего,

А от меньшего государю ни ответа нет.

Выходит тут казак е донскии,

Еще он же молодец е удалые,

Супротив он государя становился,

Понизешенько надѐжде поклонился:

«Ох ты, батюшко надежда государь-царь,

Олексий сударь Михайлович московский!

Бласловите, государь, мне словца молвить.

Еще возьмем мы Азов-город без бою,

Еще без бою возьмем, без драки,

Еще без больша велика кроволитья!»

Песня — быль, ей верить надо. Старые люди разве стали бы играть песню

про то, чего не было? У нас песни про жизнь гутарят.

Прознал про то турецкий султан и собрал он войско с 100 000 воинов под

Азовом и кричит: «Помощи ждать вам не откуда! Сдадите Азов – получите 40

тысяч червонцев!!»

- Вот вы, ребятушки, сдали б тогда крепость?! (ответы детей)

- А чтоб вы тогда делать стали, когда б под стенами войско в 100 000

увидали? (ответы детей)

Всю ночь на кругу писали казаки послание паше. Повторить его очень

длинно. Вот только часть: «Мы вас знаем, и силу вашу знаем, не велика вам

будет слава, если возьмете нас громадною силою. Такой победой не изведете вы

нашей старинной славы. Мы у вас Азов взяли малыми силами, так попробуйте

его взять своими многими тысячами!» И началась тогда битва тяжелая. Было то в

1641 году. Никто в стороне не остался. Женщины казачки тоже вступились за

своих мужей – готовили кипяток, плавили олово, калили песок и все это

спускали со стен крепости. Турок убитыми валом лежало в 3 слоя. Поняли турки,

что казаки так не сдадутся и решили их измором взять. И так 4 месяца без

продыху. И не было среди казаков ни одного перебежчика, ни один не попал в

плен живым. Вот и предел, казалось настал силам казачьим. Меж собой

заговорили казаки: «ноги наши подогнулись, руки наши замертвели, глаза

порохом повыжгло и язык наш на поганых басурман закричать не может».

Собрались они тогда на свой последний круг и решили все погибнуть в

последнем бою за Азов. Стали прощаться друг с другом, Просили прощения друг

у друга, у царя московского, у всех людей православных, у синего моря, у тихого

Дона. А на рассвете вдруг видят: Пресвятая Богородица покрывает их своим

покровом, будто ободрить хочет. Вот и вышли казаки на свой последний бой.

Рассеялся туман. И что же они видят? Турецкий лагерь пуст. А турки спешат на

свои суда подальше от этого места. Вот как окончилась оборона Азова.

Разве пошли бы казаки просто так в чужую землю? Они были люди

умственные. От нужды они повели свои войска в Туретчину, жизнь людям

спасали.

- Как вы, ребятушки думаете? Рад был русский царь победе казаков? Рад

был принять из их рук Азовскую крепость во владение? (ответы детей)

Вот и они, наверное, так думали, сколько их там поумирало. Да только вот

каков был ответ Земского собора из самой Москвы: «не принимать от казаков

Азов и оставить крепость». Слаба была тогда Москва, чтобы тягаться с турецким

султаном, не было сил у царя Московского бороться с турками. Взяли тогда

казаки с собой икону Иоанна Предтечи и покинули Азов, оставив его пустым без

всякого пристанища.

(Звучит аудио запись гимна Войска Донского)

С той поры всем Войском Донским 14 октября в день святой Богородицы

празднуется день казачьей славы, а молодых, чуть постарше вас казачат

посвящают в казаки. Таким и запомнился казакам 17 век на долгую память.

- Ну, теперь и вы, ребятушки, про Азовское сидение знаете. А ежели и вас

спросят: что вы сможете рассказать? (ответы детей)

-За что боролись казаки, вы что теперь скажете? (ответы детей)

- Почему __________Азовская крепость оказалась «не нужна» русскому царю? (ответы

детей)

- Какой самый яркий эпизод тех событий вас больше всего поразил?

(ответы детей)

- Молодцы ребята, нарисуйте фрагмент поразившего вас события из

предания об Азовском сидении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества

Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...

Образец оформления стенда "Страницы истории казачества Дона"

Данный материал подготовлен в рамках оформления для кабинета истории информационно-методического стенда "Страницы истории казачества Дона"...

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника Отечества",  факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные  периоды истории....

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника отечества",  факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные  периоды истории. Особый ...

Рабочая программа по факультативному курсу " история донского казачества " для 6 класса

Рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донског...

Программа курса внеурочных занятий "История Донского казачества"

Программа данного курса рассчитана на учеников основной школы, обучающихся на базе учреждений дополнительного об­разования детей или в общеобразовательных школах (классах казачьей направленности) ...