Интонационный строй
методическая разработка на тему

Елагина Дарья Игоревна

Методическая разработка занятия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Вокально-хоровая студия "ДОМИНАНТА" Санкт-Петербургского Кадетского Военного Корпуса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка занятия21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия                

Вокально-хоровой студии «Доминанта»                                                                                                                                                                                                            Тема: интонационный строй                                                                                                                    

Дата: 07.12.2016г.

Группа: вокальный ансамбль (разновозрастной)

Форма проведения: репетиция

Тип занятия: коллективный

Цель занятия: достижение чистоты интонирования в голосах.                                                                                           

Задачи занятия.                                                                                                                         Обучающие: совершенствование навыков голосоведения                                                                                                                                   Развивающие: развитие гармонического слуха                                                                           Воспитательные: чувство ответственности в коллективе                                                                                                                  Применяемая технология: сотрудничество с соблюдением здоровье сберегающих аспектов (гигиена голоса), звукозапись                                                                                                                        Используемые средства: фортепиано, ПК, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая  аппаратура                                                                                    

Этапы работы на занятии:                                                                                                                                  1. Организационно–ознакомительный                                                                                 Приветствие педагога. Распределение по голосам. Ознакомление с практическими задачами   репетиции, актуализация опорных знаний путём проверки знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.                                                                                                                                                      

2. Основной этап.                                                                                                                                           2.1  Распевание   Пение закрытым ртом («продувание по В.В. Емельянову»), упражнения для выработки «высокой» вокальной позиции (ощущение зевка), распевка  по секвенции параллельными терциями на фонемы, упражнения на использование цепного дыхания.                       Внимание к детям, не имеющим достаточно развитого музыкального слуха (упражнения с музыкальным инструментом для активизации внимания и развития координации между слухом и голосом).                                                                                                                                                             Особое внимания – охране голоса в период мутации (!)                  

2.2  Знакомство с новыми понятиями и работа над интонационным ансамблем.                    Понятие «Ансамбль» (франц. Encemble – вместе) - целостность и согласованность звучания.                                                                                                                       Виды хорового ансамбля: интонационный, ритмический, динамический, тембровый, дикционный.                                                                                             Педагог разъясняет эти понятия на примере фрагментов песни и  задаёт наводящие вопросы.                                                                       Дети  рассуждают. Пропевание некоторых музыкальных фраз за педагогом.                                                                                                                                                                                                                                Понятие  «Интонация» (лат.infono – запеваю)

Интонация как средство музыкальной выразительности 

Два вида интонации:                                                                                                                                  а) речевая (тон речи, ритмика, мелодика слов, фраз)                                                                   Педагог приводит примеры и предлагает детям дополнять их. Выразительное чтение текста песни.                                                                                                                                                               б) музыкальная (передаёт тончайшие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами)                                                                                                                                                        К тексту песни присоединяется мелодия                                                                                        Педагог: «Изменилось ли восприятие произведения?»                               

Прослушивание припева, внимание – на повторяющиеся слова                                                 Вопрос: «Как раскрасила музыкальная интонация одинаковые слова и фразы?»                             Расставляем смысловые акценты в песне, опираясь на музыкальную интонацию.

Исполнение припева.

Объяснение ряда причин нестройного звучания (контроль дыхания, состояние голосового аппарата, отсутствие координации слуха и голоса, период мутации). Использование двигательно-слуховых и эмоционально-образных ассоциаций для успешной работы над плохим интонированием.                                                                                                                                      Трудностями в освоении песни являются: скачки мелодии на большие интервалы вверх и вниз.  Многоголосие, унисоны, работа над интонацией и дыханием в низкой и высокой тисситуре.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

2.3 Начальная  работа над двухголосным пением                                                              

Основные приёмы: использование педагогом дирижёрских жестов, предвосхищающих звучание и выразительный показ помогающий чистоте интонирования.

 Хоровые партии распределяются таким образом:                                                                                                      1 голоса (высокие) – исполняют основную мелодию.                                                                                                                                                                              2 голоса (средние)  - исполняют вторую партию в трёхголосии.                                                                                         3 голоса (низкие) – исполняют основную мелодию в малой октаве и нижний голос в трёхголосии.

 При вокально-хоровой работе с первыми голосами внимание уделяется лёгкости и полётности звучания. Не допускать зажатости и форсирования звука. Трудности представляют восходящие и нисходящие интервалы, например, скачки мелодии  вверх и вниз на квинту, сексту, октаву.                                                                                                    Со вторыми голосами - внимание точному интонированию партии (движение интервалами).                          С третьими голосами - внимание красочности тембра, мягкости звучания, октавным унисонам и точности интонации.

 Отработка горизонтального и вертикального ансамблевого строя (ritenuto и fermata в сложных местах, дирижёрские жесты). Объяснение детям того, что способствует чистоте интонирования (правильное дыхание, вокальная позиция, чёткая артикуляция, фразировка) 

Выразительный показ педагога.                                     

3. Заключительный этап.

Ансамблевое исполнение песни полностью.                                                                                                                    Педагог предлагает контролировать звучание с учётом полученных знаний, навыков и записи.                                                                                      Занятие несёт практическую направленность – подготовку к выступлению на концерте, что придаёт дополнительный стимул в творческой работе над песней.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Поэтический синтаксис и интонационные фигуры"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Тема: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обмет...

тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)1.обоснование актуальности поставленной для решения проблемы

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают...

Положение о проведении школьного конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою".

Положение о проведении школьного  конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою".I. Основной целью проведения конкурса является: целенаправленное формирование у мла...

Сценарий смотра-конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою!"

Данное мероприятие проводится с целью повышения уровня патриотического воспитания в школе, а так же для сохранения и приумножения традиций отечественной истории и культуры....

Конкурс смотра строя и песни в школе к 23 февраля. Сценарий проведения конкурса - смотра строя и песни, посвященного Дню Защитника Отечества

Конкурс проводится с обучающимися МБОУ Кара-Хольской СОШ им. К.С.Шойгу  на основании плана воспитательной работы школы в соответствии с планом проведения гражданско-патриотической работы, посвяще...

Смотр строя и песни. "Красив в строю-силен в бою"

Сценарий праздника. Смотр строя и песни к 23 февраля Дню Защитника Отечества. "Красив в строю-силен в бою"...