тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)1.обоснование актуальности поставленной для решения проблемы
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Герсанова Елена Александровна

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Надо понимал, также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности - это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков. Добавьте сюда аварийное состояние многих зданий и сооружений, использование для отопления печей, газовых и твердотопливных котлов. Вопросы безопасности в данный момент в ОУ решаются формально, на бумаге. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей. Как показывает практика, большинство родителей также с пониманием относятся к требованиям соблюдения норм безопасности в учебных учреждениях. Учитель обязан обучить детей ТБ, т.к. несет за них ответственность на уроке. Он должен так объяснить учащимся, чтобы они поняли какую роль, играет знания о ТБ впоследствии неукоснительно соблюдали эти правила.На уроках обслуживающего труда учащиеся постоянно сталкиваются с приборами и оборудованием, которое может нанести вред их здоровью. Данную проблему следует рассматривать в 3-х аспектах:1. Санитарно-гигиенические нормы при организации кабинета включают требования и типовой перечень к оборудованию учебных мастерских и нормы СанПиНа 2.4.2.11.78 – 02.2. Правила по охране труда во время проведения занятий. Учителем должны быть разработаны инструкции по охране труда, которые утверждаются директором и профкомом.3. Медицинское сопровождение (аптечка), которая должна располагаться в доступном месте и все учащихся должны знать, где она находится. На ней должен быть написан адрес и телефон ближайшего медицинского учреждения и вложена инструкция по оказанию первой медицинской помощи. Состав медицинских препаратов должен быть соотнесен с препаратами, необходимыми для оказания первой помощи. Необходимо следить за сроками годности лекарств и при необходимости их замены сообщать завучу.2. Выбор теоретических оснований для педагогического конструирования.Наиболее эффективно решать предложенную проблему можно, опираясь на следующие теоретические основания: СанПиН, Гуманистическая педагогическая парадигма Личностно-ориентированная обучение  СанПиН. 2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии сего ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2-х классах - 20 - 25 мин, для обучающихся в 3 - 4-х классах - 30 - 35 мин. Гуманистическая педагогическая парадигма, способствующая реализации природы каждого человека, которая у детей проявляется, во-первых, в стремлении к развитию, во-вторых, в страсти к свободе и, в-третьих, в потребности взросления. Гуманистическая педагогика может и должна обходиться без принуждения, так как восприимчивость и способность к учению заложена в самой природе человека. Личностно-ориентированная обучение. В личностно-ориентированном обучении (И.С. Якиманской) учащийся  является субъектом этого процесса, т.е. педагогический процесс направлен не только на формирование знаний, умений, навыков, но и на всестороннее развитие личности (творческие способности, нравственное воспитание, чувство красоты, воспитание терпимости и уважения).3. Прогноз потребностей потребителей конструкта. Формулировка цели и задач конструкта. Большинство родителей с пониманием относятся к требованиям соблюдения норм безопасности в учебных учреждениях. Более того, именно они зачастую являются инициаторами мероприятий по улучшению охраны труда обучающихся, а также оказывают посильную трудовую либо материальную помощь в этом деле. Ведь в конечном итоге они заботятся о самом ценном - жизни и здоровье своих детей. Учитель обязан обучить детей ТБ, т.к. несет за них ответственность на уроке. Он должен так объяснить учащимся, чтобы они поняли какую роль, играет знания о ТБ в последствии неукоснительно соблюдали эти правила А учащийся в свою очередь должен придерживаться знаний о ТБ, чтобы не получить какую-либо травму. Школа: повышение престижа за счет реализации будущих выпускников, не ограниченных выбором профессии по состоянию здоровья. Общество: здоровое поколение, способное к самореализации в различной деятельности. Тема: «Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце», о Цель конструкта: разъяснить учащимся и проверить выполнение ими требований-безопасности работы. Задачи:Развивающие:-развивать мелкую моторику рук-развивать внимание-расширить кругозор Обучающие:-ознакомить, как пользоваться техникой-ознакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделий             -сформировать умения по выполнению обметывания срезов ткани зигзагообразной строчкой в зависимости от ее вида (толстая, тонкая, сыпучая) на швейной машине «Чайка» ознакомить учащихся с инструктажем по охране труда при работе с тканью и электроутюгом.Воспитывающие:-воспитывать внимательность-воспитывать культуру труда-воспитать аккуратность 4. Форма педагогического конструирования. Форма конструкта - план-конспект занятия по теме «Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце» по разделу машиноведение в 7 классе. 7 класс - это учащиеся, находящиеся на 3-4 стадии полового созревания, следовательно, смена деятельности должна происходить через каждые 10-15 минут, поэтому оптимальным будет использование комбинированного урока с применением наглядных, вербальных и практических методов. 5. Описание состава и структуры выбранной формы педагогического конструирования.тема, цель, задачи Урок может иметь следующее структурное строение:1.Организационный момент2.Повторение3.Изучение нового материала4.Практической работы (сюда входит вводный, текущий, заключительный инструктаж)5.Заключительный этап.6. Факторы и условия, которые должны быть учтены при разработке конструкта.1. Учет психофизиологических особенностей учащихся 7 класса (3-4 стадия полового созревания, следовательно, необходима смена деятельности, применение различных методов). 2. Учет типологических особенностей при выборе методов, средств и форм организации обучения, темпа изложения материала, сложности предлагаемой практической работы.3.Учет имеющихся у учащихся знаний и представлений по данной теме.4.Реальные возможности содержания изучаемой темы для формирования новых понятий.5.Применение практического занятия, т,к, необходимо формировать навыки и повышать уровни умений, а это лучше делать на практическом занятии.6.Учет требований ГОС7.Учет имеющихся умений и навыков по соблюдению ТБ 8.Учет требований СанПиН и инструкций по охране труда 7.Описание деятельности педагога. 8.Средства и организационные формы достижения целей и решения задач конструкта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.7_klass_tb.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Описание конструкта урока

тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)

1.Организационный момент

2.Повторение

3.Изучение нового материала

4.Практической работы (сюда входит вводный, текущий, заключительный инструктаж)

5.Заключительный этап. Содержание.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, девочки! Садитесь. Достаньте тетради, ручки, приготовьтесь к уроку, (учащиеся усаживаются, достают все необходимое к уроку). Давайте проверим присутствующих (перекличка: учитель по журналу называет фамилию и имя, учащийся поднимает руку и говорит «здесь»). Присутствуют все. Замечательно. Тема сегодняшнего урока: «Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце». Цель нашего занятия - научиться выполнять зигзагообразную строчку на образце, научиться работать на «Чайка-142 (143)»,ознакомится с охраной труда при работе с тканью и электроутюгом. 2.Повторение.И так, прежде чем мы приступим к новой теме, учитель хочет узнать, их знания по прошлой теме: «Для чего необходимо на одежде указывать символы ухода за изделием?», «Как правильно ухаживать за изделиями из искусственных волокон?», «Как правильно ухаживать за изделиями из синтетических волокон?»,« Нарисуйте набор символов по уходу за изделиями из ацетатных волокон». Молодцы, девочки. Теперь перейдем к нашей теме. Кто может ответить на вопрос: «Как надо передавать ножницы?», «При шитье, что надо одеть на палец?», «Куда надо положить утюг при включении его в розетку?», «Как надо выключать утюг из розетки?» Молодцы. Многие из вас знают, как придерживаться техники безопасности и к чему ведет не соблюдение ТБ. И сегодня мы на уроке постараемся повторить ТБ. Итак, тема урока: «Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом». 3. Сообщение нового материала. Учитель рассказывает: современные швейные машины позволяют не только стачивать куски ткани, но и обметывать осыпающиеся срезы, пришивать пуговицы, изготавливать петли, штопать, вышивать и выполнять еще целый ряд всевозможных операций. Для этого машины оснащаются специальными приспособлениями: в конструкцию вводятся механизмы, позволяющие быстро настроить швейную машину на тот или иной режим работы, перейти с одного вида строчки на другой. В зависимости от того, какие операции может выполнять швейная машина, различают машины прямостоечные, машины с прямой и зигзагообразной строчкой и машины, выполняющие прямую, зигзагообразную и декоративные строчки. Сегодня на уроке вы познакомитесь со швейной машиной «Чайкат142 (143)», предназначена для сшивания хлопчатобумажных, льняных, синтетических, шерстяных и шелковых тканях и выполняющей как прямую, так и зигзагообразную, декоративную строчки. По сравнению со швейными машинами, и выполняющие только прямые строчки, «Чайка-142 (143)» имеют следующие особенности: - игла устанавливается в иглодержателе длинным желобком к работающему; на рукаве машины расположены ручки регулятора строчки, регулятора ширины зигзага, ручка установки виды строчки;-челночный комплект расположен не слева, как на прямострочных машинах, а на против работающего.(Во время объяснения учитель показывает по плакату и непосредственно на швейной машине ее конструктивные особенности). На этой швейной машине можно выполнять 12 видов строчки. Сегодня вы научитесь выполнять обметывание срезов тканей зигзагообразной строчкой на машине «Чайка-142 (143)». Обметывание срезов зигзагообразной строчкой - самый распространенный в домашних условиях способ предохранения срезов от осыпания. Существует много разных видов тканей: сыпучая с низкой осыпаемостью, тонкая и плотная. В зависимости от видов тканей выбирают длину и ширину зигзагообразной строчки. Чем более сыпучая ткань, тем шире и чаще делают стежок. На толстых плотных тканях ширину стежка и частоту устанавливают максимальные. На очень тонких тканях срезы, обметанные зигзагообразной строчкой, съеживаются. Во избежание этого строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а затем срезают припуски близко к стежкам. (Далее учитель раздает учащимся - каждому на парту - образцы ткани с обработанными срезами зигзагообразной строчкой и они рассматривают их и определяют, какая в данном образце была поставлена ширина и частота зигзага). Все посмотрели образцы? Прекрасно. А теперь подойдите ко мне, я покажу вам, как надо обметывать срезы разных видов ткани на швейной машине «Чайка- 142 (143)» и как приутюживается клеевая прокладка. (Далее учитель демонстрирует приемы выполнения операций: обметывания срезов разных видов ткани на швейной машине «Чайка-142 (143)», приутюжившие клеевой прокладки (флизофикса)).Перед началом работы на швейной машине повторим санитарно-гигиенические требования. (Учащиеся называют требования, которые они помнят, учитель дополняет их ответы, если необходимо).Молодцы. Ну а теперь нам необходимо пройти инструктаж по охране труда при работе с тканью и электроутюгом, без этих знаний вы не можете приступить к выполнению вашей практической работе.(Инструктаж по охране труда при работе с тканью и электроутюгом проводится по прилагаемым инструкциям Инструкция по охране труда при работе с тканью 1. Общие требования безопасности1.1К выполнению работ с тканью допускаются лица, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда К выполнению работ с тканью учащиеся допускаются с 1 класса 1.2Опасные производственные факторы: уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без наперстка, травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами и при работе на швейной машине; поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине.1.3При выполнение работ с тканью используется специальная одежда: халат х/б или фартук, косынка При работе на электрической швейной машине используется диэлектрический коврик.1.4При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.1.5 После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки с мылом.1 \у 2. Требования безопасности перед началом работы.2.1Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку

2.1        Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок

2.2Убедиться в наличии и исправности защитного заземления корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины.

3. Требования безопасности во время работы.3.1 Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем столе 3.2 Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иглы и булавки в рот3 .3 Шить иголками только с наперстком 3.4Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя3 .5 Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед2.6не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины2.6Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой2.7Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва3.9 Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях4.1При неисправности в работе швейной машины работу прекратить, отпустить педаль пуска швейной машины и сообщить учителю. Работу продолжать после устранения неисправности.4.2В случае поломки швейной иглы или булавки обломки их не бросать на по, а собрать все части, показать учителю и выбросить в урну.4.3При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям в лечебное учреждение.5. Требования безопасности по окончании работы. 5.1Отключить электрическую швейную машину от сети 5.2Проверит наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место 5.3Снять спецодежду и тщательно вымьггь руки с мылом. Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом 1. Общие требования безопасности

1.1        К выполнению работ с электрическим утюгом допускаются лица, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда К выполнению работ с электрическим утюгом допускаются учащиеся с 5 класса.1.2Опасные производственные факторы: -ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала; -возникновение пожара при оставлении включенного в сеть утюга без присмотра;-поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине1.3При работе с электроутюгом используется специальная одежда: халат х/б или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик.1.4При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, приЛ необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение. 2. Требования безопасности перед началом работы2.1Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку2.2Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга2.3Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения, Требования безопасности во время работы3.1 Включать электрический упог в сеть и выключать сухими руками

2.4При кратковременных перерывах в работе электроутюг ставить на термоизоляционную подставку2.5При работе следить затем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического утюга2.6Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей и на смачивать обильно материал водой2.7Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра 3 .6 Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилки, а не дергать за шнур4Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 При возникновении неисправности в работе электроутюга, появления искрения и т.д. немедленно отключить утюг от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения

4.3        При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, род ителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение5Требования безопасности по окончании работы5.1Отключить электрический утюг от электросети5.2Привести в порядок рабочее место5.3Снять спецодежду и тщательно вымьггь руки с мылом

Практическая работа:Вводный инструктаж:Класс, откройте учебник на стр. 61, прочитайте задания к практической работе №11. Все поняли?Хорошо. ( Далее учитель демонстрирует приемы выполнения работы и сообщает критерии оценки). Но перед тем как приступить к выполнению работы, мы еще раз повторим ТБ с тканью, (Далее учащиеся отвечают то, что запомнили по ТБ, учитель комментирует их ответы). Молодцы. Когда дойдете до 3 пункта первою задания, поднимите руку. Теперь приступайте к работе. Текущий инструктаж.(Учитель ходит между учениками и следит за их работой и соблюдением ими ТБ, объясняет непонятные моменты, помогает исправить возникающие ошибки, когда учащиеся дошли до 3 пункта первого задания, он снова делает акцент на ТБ, в этот раз с электроутюгом). Так, все сделали работу? Ответ: Да.

- Заключительный инструктаж(Учитель останавливает трудовой процесс, делает выводы о проделанной работе, проводит анализ ошибок, предлагает пути их устранения, оценивает практическую работу учащихся, Учащиеся убирают свое рабочее место.) Заключительный этап: Итак, сегодня на уроке мы с вами научились выполнять зигзагообразную строчку работать на швейной машине «Чайка-142 (143)», вспомнили ТБ с электроутюгом и с тканью. (Дадее учитель анализирует положительные и отрицательные моменты на уроке, сообщает домашнее задание проводит оценивание работы учащихся на уроке, интересуется, есть ли у них вопросы. Дети убирают в мастерской и дают дневник учителе на подпись).

10, Диагностика.

На этом уроке учитель отслеживает правильность выполнения учащимися требований техники безопасности и правильность выполнения трудовых приемов. Если в дальнейшем они правильно работают с утюгом, не травмируются не в школе, не дома - значит, материал они усвоили, и цель конструкта достигнута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Тема: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обмет...

Инструкция по охране труда при работе с тканью

1.       Общие требования безопасности1.1. К самостоятельной работе с тканью допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинск...

Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДАЦели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выпол­нить; проинструктировать по охране тр...

Конспект урока"Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях"

"Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях"...

Презентация к уроку "Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях"

"Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях"...