Инклюзивное образование: польза или вред?
статья на тему

Кураева Виктория Савельевна

Развитие инклюзивного образования в России становится одним из главных направлений государственной образовательной политики. Как наиболее гуманное и наиболее эффективное совместное (инклюзивное) обучение направлено на исключение любой дискриминации детей, обеспечивающее равное отношение ко всем людям, но создающее особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этом учебном году ряд школ приступило к реализации программы инклюзивного образования. Для каких-то образовательных учреждений реализация инклюзивного образования связана с трудностями, в первую очередь потому, что это новая для них деятельность.  Кроме прочего, для многих не все так однозначно. Личное отношение к такому виду образования может повлиять на реализацию этой программы в каждом конкретном образовательном учреждении по-разному: подтолкнуть или притормозить. 

Родители детей с ОВЗ, являющиеся сами педагогами, считают: под таким благовидным предлогом развитые государства (не только наше) хотят просто банально сэкономить на коррекционных учреждениях. В Германии в прошлом году (2015) проходил симпозиум по инклюзии, на котором была коллега одного из родителей ребенка с ОВЗ: «выступал там министр и красиво говорил, а потом встали специалисты и, со слов   коллеги, его "порвали": настолько отрицательные результаты у инклюзивного образования. Я сама мама ребенка-инвалида, а также медицинский психолог по образованию, потому считаю, что инклюзия должна быть точно не в образовании, а больше создавать возможностей для людей с инвалидностью».

  В апреле 2016 года беседовала я с сотрудником коррекционной школы, которая также считает, что образованием таких детей должны заниматься специалисты. «При всех достоинствах наша специальная школа отличается основным недостатком - замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую жизнь. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в социальном аспекте», - говорит учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб.  Точно знаю, что ответила бы сотрудник коррекционной школы, и я с ней согласна: замыкание воспитанника такой школы произойдет только в том случае, если ничего не делать дополнительно. А делать можно очень многое, например, через совместную деятельность с обучающимися общеобразовательных учреждений, такую как концерты, субботники, праздники и другое. Таким образом, обучение происходит отдельно, а при совместной деятельности присутствуют как дети из общеобразовательных школ, так и из коррекционных. В этом случае снимается ряд противоречий и возражений как сторонников, так и противников инклюзивного образования. Для сторонников инклюзивного образования главным достоинством такого образования является социализация детей с ОВЗ, и она в вышеизложенном варианте сохраняется. Для противников инклюзивного образования главный недостаток такого образования – это невозможность в обычной школе уделить достаточное количество времени на обучающегося с ОВЗ, и, замедление процесса обучения других обучающихся. В вышеизложенном варианте обучение по образовательным программам вынесен за скобки.

Думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом, «т.к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны» (учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб).

Сейчас трудно судить об эффективности инклюзивного образования, потому что еще не может быть окончательного результата (инклюзия еще внедряется), еще нет выводов исследования большой выборки обучающихся по реализации инклюзивного образования и результатов такого обучения. Но думаю, что отношение общества к людям с ОВЗ надо формировать в раннем возрасте. В 2008 году, когда мой сын ходил в детский сад (логопедический), я наблюдала за первыми попытками внедрить инклюзивное образование в учреждение. На тот момент в саду уже была отдельная группа детей с ОВЗ. И именно в том году заведующая приняла решение перевести в группу моего сына девочку с ОВЗ. Она посещала нашу группу практически весь учебный год. Были ли какие-либо изменения в развитии, спросите вы. К сожалению, не знаю, не привелось уточнить ни у воспитателей, ни у мамы ребенка. Но.. отношение обычных детей к таким детям, оно ведь формируется достаточно рано: так вот отношение здоровых детей к этой девочке было более спокойным, чем могло бы быть в другом случае. Получается, что дети с малых лет привыкали к тому, что есть другие дети, пускай не такие сообразительные, не такие социальноадаптированные, не умеющие самоорганизовываться, но зато более терпимые к каким-либо недостаткам. И каждый ребенок, что с одной, что с другой стороны, учился жить с другими в общении, в обществе. Приобретал качества, которых ему не хватало. Только тогда будут какие-то сдвиги в мировоззрении детей, в будущем взрослых членов общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование: польза или вред?

Развитие инклюзивного образования в России становится одним из главных направлений государственной образовательной политики. Как наиболее гуманное и наиболее эффективное совместное (инклюзивное) обучение направлено на исключение любой дискриминации детей, обеспечивающее равное отношение ко всем людям, но создающее особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этом учебном году ряд школ приступило к реализации программы инклюзивного образования. Для каких-то образовательных учреждений реализация инклюзивного образования связана с трудностями, в первую очередь потому, что это новая для них деятельность.  Кроме прочего, для многих не все так однозначно. Личное отношение к такому виду образования может повлиять на реализацию этой программы в каждом конкретном образовательном учреждении по-разному: подтолкнуть или притормозить.  

Родители детей с ОВЗ, являющиеся сами педагогами, считают: под таким благовидным предлогом развитые государства (не только наше) хотят просто банально сэкономить на коррекционных учреждениях. В Германии в прошлом году (2015) проходил симпозиум по инклюзии, на котором была коллега одного из родителей ребенка с ОВЗ: «выступал там министр и красиво говорил, а потом встали специалисты и, со слов   коллеги, его "порвали": настолько отрицательные результаты у инклюзивного образования. Я сама мама ребенка-инвалида, а также медицинский психолог по образованию, потому считаю, что инклюзия должна быть точно не в образовании, а больше создавать возможностей для людей с инвалидностью».

  В апреле 2016 года беседовала я с сотрудником коррекционной школы, которая также считает, что образованием таких детей должны заниматься специалисты. «При всех достоинствах наша специальная школа отличается основным недостатком - замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую жизнь. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в социальном аспекте», - говорит учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб.  Точно знаю, что ответила бы сотрудник коррекционной школы, и я с ней согласна: замыкание воспитанника такой школы произойдет только в том случае, если ничего не делать дополнительно. А делать можно очень многое, например, через совместную деятельность с обучающимися общеобразовательных учреждений, такую как концерты, субботники, праздники и другое. Таким образом, обучение происходит отдельно, а при совместной деятельности присутствуют как дети из общеобразовательных школ, так и из коррекционных. В этом случае снимается ряд противоречий и возражений как сторонников, так и противников инклюзивного образования. Для сторонников инклюзивного образования главным достоинством такого образования является социализация детей с ОВЗ, и она в вышеизложенном варианте сохраняется. Для противников инклюзивного образования главный недостаток такого образования – это невозможность в обычной школе уделить достаточное количество времени на обучающегося с ОВЗ, и, замедление процесса обучения других обучающихся. В вышеизложенном варианте обучение по образовательным программам вынесен за скобки.

Думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом, «т.к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны» (учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб).

Сейчас трудно судить об эффективности инклюзивного образования, потому что еще не может быть окончательного результата (инклюзия еще внедряется), еще нет выводов исследования большой выборки обучающихся по реализации инклюзивного образования и результатов такого обучения. Но думаю, что отношение общества к людям с ОВЗ надо формировать в раннем возрасте. В 2008 году, когда мой сын ходил в детский сад (логопедический), я наблюдала за первыми попытками внедрить инклюзивное образование в учреждение. На тот момент в саду уже была отдельная группа детей с ОВЗ. И именно в том году заведующая приняла решение перевести в группу моего сына девочку с ОВЗ. Она посещала нашу группу практически весь учебный год. Были ли какие-либо изменения в развитии, спросите вы. К сожалению, не знаю, не привелось уточнить ни у воспитателей, ни у мамы ребенка. Но.. отношение обычных детей к таким детям, оно ведь формируется достаточно рано: так вот отношение здоровых детей к этой девочке было более спокойным, чем могло бы быть в другом случае. Получается, что дети с малых лет привыкали к тому, что есть другие дети, пускай не такие сообразительные, не такие социальноадаптированные, не умеющие самоорганизовываться, но зато более терпимые к каким-либо недостаткам. И каждый ребенок, что с одной, что с другой стороны, учился жить с другими в общении, в обществе. Приобретал качества, которых ему не хватало. Только тогда будут какие-то сдвиги в мировоззрении детей, в будущем взрослых членов общества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...

Статья "От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию"

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...