Дополнительная общеразвивающая программа "В добрый путь"
учебно-методический материал по теме

Ермагамбетова Светлана Кувандыковна

Программа ЮИД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_yuid_ermagambetov_peredelka_ot_14.10.2015.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

Рассмотрено

на заседании методического объединения

Протокол № _________

«       » ____________2015г.

Утверждаю

Директор МОБУ ДОД «ДЮЦ»

_________Р.Л. Неприна

«     » _________2015г.

Дополнительная общеразвивающая программа

« В добрый путь»

Направление: социально - педагогическое

Возраст детей: 8-11  лет

Срок реализации  программы: 3 года

Программа  принята  на педагогическом совете  27.08.2015г

Ермагамбетова С.К.,

педагог дополнительного образования

Баймагамбетова М.К.,

методист высшей

квалификационной категории

Ясный, 2015 год

Содержание

1

Пояснительная записка

3

1.1

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

3

1.2

Актуальность дополнительной общеразвивающей  программы

3

1.3

Педагогическая целесообразность

4

1.4

Новизна дополнительной общеразвивающей программы

5

1.5

Цель и задачи дополнительной общеразвивающей  программы

6

1.6

Отличительная особенность данной программы

7

1.7

Возраст детей, их особенности

7

1.8

Сроки реализации программы

8

1.9

Формы организации и режим занятий

8

1.10

Ожидаемые результаты и способы их проверки

9

1.11

Способы определения результативности реализации программы

9

2

Учебно-тематический план

11

3

Содержание изучаемого курса

13

4

Методическое обеспечение программы

19

5

Работа с родителями

23

6

Список литературы

24

6.1

Список литературы для педагогов

24

6.2

Список литературы для детей

25

7

Приложение

26

Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально – педагогическая

1.2 Актуальность  программы

С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, а также поведение детей на улице. Забывая об опасности, они выбегают на проезжую часть, выезжают на санках на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Они - дети, еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще. Поэтому Правилам дорожного движения детей надо обучать как можно раньше, что и предусмотрено в программе.

Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.  Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.                                                                              

           Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, не на словах, а на деле пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге – сохранению жизни и здоровья детей.

Основными  причинами дорожного травматизма школьников являются:

- нарастание концентрации транспорта на улице;

- недисциплинированность школьников, их желание выделиться среди сверстников, незнание опасности;

- недостаточный надзор за детьми по пути в школу;

- незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;

- неправильное пользование общественным транспортом;

- игры и шалости на проезжей части улицы;

- неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя

1.3 Педагогическая целесообразность  программы

Обострение аварийности с участием детей и раннее проявление самостоятельности на дорогах диктуют необходимость подготовки школьников к сложной дорожной обстановке, а также серьезного диалога с родителями.

От родителей и педагогов зависит, как дети в дальнейшем будут вести себя в качестве пешеходов. К тому же нельзя забывать, что наши дети – юные пешеходы, пассажиры, велосипедисты, завтра они – взрослые водители. Это мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах, уберечь от дорожно-транспортных происшествий.

Поскольку образовательное учреждение является основным звеном, где ребенок может получить знания и навыки безопасного поведения на дороге, то подход к организации деятельности по этому направлению должен быть очень серьезным.

С этой целью создана образовательная программа объединения ЮИД «В добрый путь». Итогом данной деятельности является формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, отношения к своему здоровью как к ценности, инициативности, толерантности, способности к успешной интеграции в обществе и активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Пропаганда безопасного поведения на дорогах и занятость детей и подростков в период каникул особенно имеет большое значение для позитивной социализации подрастающего поколения и сохранения детских жизней на дорогах.

              Данная программа основывается на обучении детей и подростков основам безопасного поведения, профилактика правонарушений на дорогах в общественных местах, предупреждение дорожного травматизма, детской безнадзорности, беспризорности, наркомании.  Дорога предлагает так много вариантов различных ситуаций, что решение проблемы безопасности требует от ребенка не столько механических, сколько творческих реакций. Он должен уметь и успеть оценить реальную обстановку на дороге, спрогнозировать дальнейшие события и обойти все дорожные «ловушки».

              Педагогическая целесообразность  программы в пропаганде и изучении правил дорожного движения через коллективные дела, поиск и усовершенствование форм и методов работы ЮИД, проявлении самостоятельности, инициативной и коллективной деятельности детей. В основе работы с детьми лежат личностно-ориентированные педагогические технологии развивающего обучения с формированием общечеловеческих, культурных ценностей, направленных на развитие способностей, познавательной активности, любознательности, коммуникативности, интереса к разным видам творческой деятельности, на развитие физического, стрессоустойчивого психологического здоровья и эмоционального благополучия.

   

1.4  Новизна дополнительной образовательной программы состоит в разработке содержания и технологии организации образовательного процесса,  позволяющих подросткам в процессе обучения пройти путь поэтапного освоения программного материала от простого к сложному.

          Содержание образования состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее знание правил дорожного движения, второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.

        Организация процесса образования строится с использованием таких технологий как игровых и систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.        Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии.

        В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.

         Деятельность отряда ЮИД строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД). Программа разработана с использованием инвариантных блоков, предусматривает изучение Правил дорожного движения, оказание первой доврачебной медицинской помощи, основ страхования, подготовку юных инспекторов движения, проведение различных мероприятий и соревнований по данной тематике с детьми младшего школьного возраста. Много внимания уделяется совместной работе с сотрудниками ГИБДД.

     1.5  Цель программы: формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

     Задачи программы:

Образовательные:                                                                                                                                  - повышение уровня знаний учащихся по ПДД РФ;
- усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
- способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
- способствование приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-  способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
- выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;
-  формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

          Решению поставленных задач способствует деятельность в следующих направлениях:

- Изучение «Правил дорожного движения» - приобретение основных знаний, меры ответственности за нарушение ПДД для пешеходов, ведение рубрики «Советы пешеходу».

- Дорожные знаки: виды знаков. Белые треугольники, знаки-команды, информационно-указательные знаки, сдача зачета по знакам дорожного движения.

- Основные «законы» безопасного движения для водителя. Основы правоведения: Закон РФ «О безопасности дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Основы страхования. Факторы повышенного риска для водителя, типичные обстоятельства и действия водителя, опасные ситуации на дороге и маневрирование, виды транспорта. Разводка транспорта. Практические занятия в «Автогородке безопасного движения».

- Дорожно-транспортное происшествие – ДТП: техника и практика водителя на дороге, предписания «действие в экстремальных ситуациях».

- Основы медицинских знаний – первая медицинская помощь при ДТП, первая помощь, если пострадавший находится без сознания, алгоритм оказания первой медицинской помощи, умение оказать первую доврачебную помощь.

- Инструкторская деятельность – проведение занятий по Правилам дорожного движения, подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах, карточки для младших классов «Опасные участки по дороге в школу».

         

           1.6  Отличительная особенность данной программы от «Программы юных инспекторов движения» (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988), «Программы подготовки членов дружин юных  инспекторов движения» - Владимир, 1985г. в том, что:

- она рассчитана на четыре года обучения,  что позволяет дать более глубокие знания детям;

- в ней представлены авторские разработки, сценарии занятий, викторин и конкурсов    в соответствии с возрастом и годом обучения;

- в процессе обучения дети демонстрируют  все виды театрального, музыкального, эстрадного искусства;

- в ней подобран и разработан дидактический материал к занятиям;

- она дополнена темой «Медицинская подготовка».

В первый год обучения дети занимаются в Школе пешеходных наук,а  потом могут продолжить заниматься в объединении «Юный инспектор движения».

         1.7 Возраст детей, их особенности

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы от 8 до 11 лет.

          Возрастные особенности обучающихся.

Младший школьный возраст (от 8-11)

- ведущая деятельность – общение со сверстниками,  

-  усиление противоречий и неравномерности в физическом и психическом развитии (преобладает возбуждение в поведении, большая утомляемость, половое созревание),

- отсутствие возможности самоутвердиться (в учёбе могут утвердиться некоторые, начинается активный поиск других видов деятельности, сфер общения, где можно реализовать себя),

- формирование самосознания (открытие своего внутреннего мира, представление подростка о себе, самооценка).

                Особенности психических процессов:

- восприятие - становится плановым и последующим, появляется способность к аналитико-синтетическому восприятию

-внимание и память - становятся более организованными, регулированными и управляемыми

- мышление - меняется соотношение между наглядно-образным и абстрактными видами

- речь - становится более доказательной и образной (много неожиданных и интересных сравнений).

         1.8 Срок реализации программы рассчитан на четыре года обучения:

1 год обучения – 8-9 лет

2 год обучения – 9-10 лет

3 год обучения – 10-11 лет

         1.9 Формы организации занятий: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями.

           Режим занятий:

1 год обучения – 36 часов (1 раз  в неделю по 1 часу)

2 год обучения – 216 часов (три раза в неделю по два часа)

3год обучения – 216 часов (три раза в неделю по два часа)

При комплектовании групп учитывается возраст и начальная подготовка детей.

Обучающиеся  объединяются в группу по 10 человек на основе добровольного объединения Юных инспекторов движения (ЮИД).

Программа является примерной и может корректироваться в зависимости от возрастного состава детей, их интересов, условий проведения занятий, материального обеспечения.

        Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.

         Группа детей 1-го года обучения комплектуется без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих и предусматривают введение в общеобразовательную программу через игры, конкурсы, состязания.

        Обучающиеся 2-го года обучения учатся вести пропагандистскую работу интересно, творчески; участвуют в районных и областных соревнованиях.  

        Программа 3-го и года обучения предусматривает самостоятельное проведение профилактических мероприятий с детьми, работу инструкторов, решение сложных ситуаций. Работа по программе дает возможность обучающимся не заучивать механические ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил  безопасности дорожного движения.

           Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий. Активизируют познавательную деятельность, различные формы самостоятельной работы: участие в обсуждении и решение проблемных ситуаций, выполнение на схемах тренировочных упражнений, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, проведение практических занятий в «Автогородке безопасного движения».

            В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы, конкурсно - соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для школьников города, района, творческих проектов.

            1.10 Ожидаемые результаты и способы их проверки

            Результативность реализации программы измеряется степенью инструкторской подготовленности членов объединения ЮИД и их стремлением к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

            В результате реализации изменяются качества воспитанника: возникает стремление к самореализации и жизненному самоопределению; умение применять свои знания по Правилам дорожного движения, помогать людям в трудных дорожных ситуациях, правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах, сознательное следование нормам и Правилам дорожного движения, готовность к самосовершенствованию; знание основ правоведения; уважение государственных законов и правил; самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.

            1.11 Способы определения результативности программы

           Для подведения итогов работы по теме или разделу используется

-  педагогическая диагностика;

- тестирование;

- участие в конкурсах, соревнованиях.

- викторины, олимпиады.

            Формой подведения итогов реализации программы являются:

- соревнования, слеты, викторины;

- выступления, конкурсы.

           Мониторинг реализации программы

            Оценка результативности (полнота и качество) реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей мониторинга, включающие в себя:

- развитие умений и навыков детей объединения ЮИД;

- количественные параметры проведенных мероприятий с целью пропаганды ДДТТ;

- количественные параметры занятых призовых мест на соревнованиях разного уровня (районных, областных, российских);

- результативность участия в районных и областных соревнованиях юных инспекторов дорожного движения.

 

2. Учебно-тематический план

1-ый год обучения «Школа пешеходных наук»

Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи :повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

-  воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге; 

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Дорожная грамота.

10

7

3

2

Транспортные средства

3

2

1

3

Правила дорожного движения

13

12

1

4

Наш друг-Светофор

3

2

1

5

Дорожные знаки

7

5

2

Итого

36

28

8

2-й год обучения «Юные инспектора движения» (9-10 лет)

Цель: углубленное изучение  правил дорожного движения

Задачи: - обучить  Правилам дорожного движения;

-  расширить знания по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;

- развивать и совершенствовать навыки поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи.

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

2

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

2

-

2

3

Изучение ПДД. Основные понятия и термины, используемые в Правилах

 82

82

-

4

Экскурсия  в ГИБДД

2

-

2

5

Экскурсия «Пересечение улиц и дорог»

2

-

2

6

Экскурсия «Наш друг – светофор»

2

-

2

7

Экскурсия «По пешеходным маршрутам»

6

6

8

Фигурное вождение велосипеда

12

12

9

Игры, конкурсы, викторины

20

20

10

Агитационно-массовая работа

48

48

11

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах

16

8

8

12

Репетиционная деятельность

20

-

20

13

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

216

92

124

3-й год обучения «Юные инспектора движения» (10-11лет)

Цель:  овладеть игровыми технологиями пропаганды и агитации правил дорожного движения

Задачи: - изучить ПДД через моделирование дорожно-транспортных происшествий;

- знать основные причины дорожно-транспортного  травматизма;

- развивать и совершенствовать навыки поведения на дороге;

- закрепить навыки безопасного движения: пассажира, пешехода,

велосипедиста.

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

2

Правила движения – закон улиц и дорог.

- Основные причины дорожно-транспортного травматизма.

- Пешеходы на дороге.

- Сигналы регулировщика и светофора.

- Велосипед и мопед.

- На загородных дорогах.

- Скоростной режим.

- Обгон, остановка, стоянка транспортных средств

60

28

32

3

Шефствуем над малышами

- Игротека «Зеленый огонек».

- Экскурсия «Азбука дорог».

- Малыши рисуют улицу.

- Малыши на сцене.

- «На огонек» (просмотр видеокассет по ПДД).

- Мастерская «Умелые ручки Светофора»

44

14

30

4

Несем патрульную службу:

-  Рядом с инспектором ГАИ.

- По опасным адресам.

- Это не мелочи!

- После рейда.

- Ваш друг – велосипед.

- На дежурстве в штабе

40

12

28

5

Пропагандируем дорожную азбуку:

- Убеждать словом.

- Слово у киноэкрана.

- Агитбригада «Светофор».

- Строительство автоплощадки.

- Приглашаем на праздник.

- Наглядным языком плаката

30

10

20

6

Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях

- Переломы.

- Травматический шок.

- Правила наложения стерильной повязки

20

20

7

Репетиционная деятельность

20

1

1

8

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

216

76

140

3. Содержание изучаемого курса

1-й год обучения (8-9 лет)

  1. Дорожная грамота.

Это должны знать все. Улица полна неожиданностей. Как правильно определить безопасный путь. Практическое занятие. Безопасный путь домой. Практическое занятие. Безопасный путь в школу. Почему  дети попадают в дорожные аварии. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.

Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка. Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде.

  1. Транспортные средства

Виды транспортных средств. Грузовой и легковой виды транспорта. Конкурс на лучший рисунок.

  1. Правила дорожного движения.

Где можно и где нельзя играть. Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах. Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах. Переход регулируемых перекрёстков. Переход нерегулируемых перекрёстков. Переход дороги с односторонним движением. Переход дороги с двусторонним движением. Правила посадки и высадки из общественного транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Переход дороги после выхода из общественного транспорта.

  1. Наш друг - светофор.

История возникновения светофора. Виды светофоров. Игра «Водители и пассажиры»

  1. Дорожные знаки.

Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожные знаки для пешеходов.

Обобщающее занятие. Экскурсия(закрепление пройденного материала)

          К концу первого года обучения  в Школе пешеходных наук обучающиеся должны знать:

основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;

общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;

правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

основы страхования. 

должны уметь:

переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;

иметь навыки:

ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

не создавать помех движению транспорта;

определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;

2-й год обучения (9-10 лет)

       

      1.Вводное занятие: что надо знать об отрядах ЮИД; где создаются отряды ЮИД; в каком возрасте можно вступить в отряд ЮИД; как создаются отряды ЮИД; каковы обязанности членов отряда ЮИД; какие права членов отряда ЮИД; атрибуты юного инспектора движения.

       2. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

Практическая работа по оформлению уголка по БДД.

       3. Изучение ПДД. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. ПДД для пешеходов. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Вертикальная разметка. Светофорное регулирование.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств.

Движение через железнодорожные пути.

ПДД для велосипедистов.

Дорожные ловушки.

Причины ДТП.

Меры ответственности пешеходов и  водителей за нарушение ПДД.

       4. Экскурсия в ГИБДД. Практическая работа: Экскурсия. Безопасный маршрут: дом – школа – учреждение – дом. Закрепление правил перехода улиц. Правила движения по тротуарам.

        5.Экскурсия «Пересечение улиц и дорог». Беседа: «Особенности состояния дороги осенью».

          Практическая работа: знакомство с различными пересечениями улиц и дорог. Назначение улиц и дорог: главная и второстепенная дорога.

           6.Экскурсия «Наш друг – светофор». Беседа «Мы по улице идем». Беседа-размышление «Жизнь без светофоров».

        Практическая работа: подробный анализ окружающей обстановки микрорайона. Проведение игры: «Будь внимательным».

        7.Экскурсия «По пешеходным маршрутам». Беседа: «Я – пешеход, для меня есть светофор и пешеходный переход».

          Практическая работа: игра «Мы знаем правила безопасного поведения на дороге!». Анализ конкретных или характерных дорожных происшествий с детьми, нарушившими эти правила.

         8. Фигурное вождение велосипеда. Препятствия (прохождение трассы): змейка; восьмерка; качели; перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок; коридор из коротких досок.

        9.Игры, конкурсы, викторины.

Практическая работа: подготовка игрового материала. Соревнование велосипедистов по правилам движения на площадке, в автогородке, оборудованном средствами регулирования. На перекрестках  и пешеходных переходах движением велосипедистов руководят юные инспекторы движения.

        10.Агитационно-массовая работа. Беседа: «Твой друг – велосипед». Игровые конкурсные программы: «Веселая улица», Авторинг», «Путешествия по дорогам старухи Аварии», «Когда поют светофоры».

        11.Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

 Раны, их виды, оказание первой помощи.

 Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

 Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

 Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

 Виды повязок и способы их наложения.

 Обморок, оказание помощи.

 Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

 Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

 Обморожение. Оказание первой помощи.

 Сердечный приступ, первая помощь.

       Практические  занятия: первая медицинская помощь при кровотечении, при ожогах, обморожениях. солнечных и тепловых ударах.

      12.Репетиционная деятельность. Мероприятие по профилактике ДДТ. Новогодние Праздники, праздники,  посвященные 8 Марта, 23 февраля, Дню победы, День матери, Дню города.

     13.Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение лучших воспитанников. Планирование и обсуждение работы объединения на следующий год обучения.

            К концу второго года обучения обучающиеся  должны

знать:

- -историю детского объединения ЮИД;

- историю развития Правил дорожного движения;

- иметь знания по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;

- развивать и совершенствовать навыки поведения на дороге;

- знать все виды дорожных знаков и их представителей;

- оказывать первую медицинскую помощь  пострадавшим при  дорожно – транспортных авариях;

- овладевать  двигательными умениями и навыками, улучшать  физическую  подготовку, повышать культурный  уровень.

уметь:

-работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

-читать информацию по дорожным знакам;

-оценить дорожную ситуацию;

-участвовать в конкурсах;

иметь навыки:

-дисциплины,   осторожности,   предвидения   опасности   на  дороге   не

переходящие в чувство боязни и страха;

-взаимной   поддержки   и  выручки  во   время   проведения   конкурсных

мероприятий.

-сплотить детские коллективы через совместные творческие дела;

-создать условия для практического применения ПДД;

-освоить новые активные формы агитации и пропаганда ПДД;

-сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;

-воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.

3-й год обучения (10-11 лет)

      1.Вводное занятие. Знакомство с программой второго года обучения. Вводный инструктаж по технике безопасности при выполнении практических занятий. Учебные пособия и литература, рекомендованные для освоения курса.

     2.Правила движения – закон улиц и дорог. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, полотно трамвайных путей. Их назначение. Элементы дороги: проезжая, кювет, обочина. Главная и второстепенная улица (дорога). Улица с односторонним и двусторонним движением. Основные причины дорожно-транспорного  травматизма. Пешеходы на дорогах. Велосипед и мопед. На загородных дорогах. Скоростной режим, обгон, остановка, стоянка транспортного средства.

Практическая работа: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов, наблюдение за действиями регулировщика на перекрестке. Практическое вождение велосипеда в Автогородке. Настольная игра «Правила большого города».

      3.Шефствуем над малышами. Методические рекомендации по проведению экскурсий, воспитательных мероприятий, организации среди дошкольников конкурсов рисунков по теме безопасности движения, разучиванию песен и стихов.

Практическая работа: проведение экскурсии «Азбука дорог». Малыши рисуют улицу. Просмотр видеокассет по ПДД. Мастерская «Умелые руки Светофора».

       4.Несем патрульную службу. Ознакомление обучающихся с опасными местами в микрорайоне центра, школы, дома. Виды перекрестков. Инструкция «Как обеспечить безопасность движения юных пешеходов».

Практическая работа: патрулирование рядом с инспектором ГАИ, на опасных участках дорог, на дежурстве в штабе, патрулирование у перекрестка.

     5.Пропагандируем дорожную азбуку. Административная ответственность за нарушения ПДД и других нормативных  правовых актов в сфере дорожного движения.

Практическая работа: учить убеждать словом, слово у киноэкрана, строительство автоплощадок,  изготовление плакатов, молний, проведение праздников.

     6.Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях. Основные правила первой до врачебной помощи пострадавшим. Оказание первой доврачебной помощи при различных видах травм. Транспортировка пострадавшего при дорожно-транспортном происшествии.

        Практическая работа: отработка навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, травматическом шоке, правила наложения стерильной повязки. Тренировочные занятия с учащимися на площадке.

      7.Репетиционная деятельность. Проведение воспитательных мероприятий по ПДТТ, родительских собраний, массовых мероприятий, посвященным знаменательным датам, встреч с гостями центра.

     8.Итоговое занятие. Проведение итогов. Повторение основных правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Основные особенности сезонов, состояние дорог и возможные ситуации в проведении обучающихся, которые могут возникнуть во время каникул.

          К концу третьего года обучения обучающиеся должны:

- иметь знания по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;

- развивать и совершенствовать навыки поведения на дороге;

- оказывать первую медицинскую помощь  пострадавшим при  дорожно – транспортных авариях;

- знать  новые формы агитации и пропаганды ПДД;

-научить проводить агитацию и пропаганду ПДД в любой занимательной форме (викторины, сочинение песен и частушек о ПДД, пантомимы, защита модели «Перекресток у школы»);

-сформировать навыки самостоятельного планирования агитационно-

пропагандистской работы и стиля деятельности отряда;

-освоить основные приемы, способы агитации и пропаганды ПДД в

практической деятельности;

уметь:

-самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;

-работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

-читать информацию по дорожным знакам;

-оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;

-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

иметь навыки:

-дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

-взаимная поддержка и выручка во время проведения конкурсных мероприятий;

-участия в конкурсах, соревнованиях.

4.     Методическое обеспечение  дополнительной образовательной программы

          Основными задачами управления реализацией программы является обеспечение скоординированности действий всех направлений программы, управление реализацией Программы в целях эффективного выполнения мероприятий программы в соответствии с приоритетами, установленными программой, и ежегодными планами.

        Данная программа ориентирована на формирование способностей самостоятельной организации и осуществления профилактической работы в коллективе, изучение ПДД и закрепление навыков безопасного поведения на дороге. Программа рассчитана на максимальное включение детей в изучение правил безопасного поведения на дороге через игру. В процессе реализации программы используются активные методы обучения: сочетание теоретических и практических занятий, деловых игр, экскурсий, творческих заданий, индивидуальных собеседований, вплетенных в естественный ход жизнедеятельности школы, делая процесс познания оживленным, насыщенным и интересным. Теоретические занятия ведутся в форме беседы с использованием видеоматериалов, учебных пособий по безопасности дорожного движения, плакатов, схем, таблиц, макетов и др. Практические занятия проводятся на площадке по ПДД, велотрассе с использованием велосипедов. Желательно использование компьютерной техники.

         Основные формы деятельности детского объединения юных инспекторов движения по данной программе: обучение, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации.

         После трех лет обучения выпускник  получает  сертификат, которое вручается на празднике  «Воспитанник года».

          Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:

- наличие подборки методической  литературы  для  педагога;

- подписка газеты «Добрая дорога детства»;

- серия цветных иллюстраций, плакатов;

- набор дорожных знаков;

- настольные и методические игры по Правилам дорожного движения;

- видеофильмы, велосипеды, компьютер;

- оборудованный кабинет.

Основные направления профилактики безопасности детского дорожно-транспортного травматизма:

- Общая профилактика.

- Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, МЧС, соцстрах, медучреждение.

- Учеба юных инспекторов движения.

- Оформление наглядной ситуации и информационной деятельности.

- Пропагандистская работа.

- Работа с родителями.

Нормативно-правовое обеспечение:

- Конституция РФ.

- Конвенция «О правах ребенка».

- Правила дорожного движения.

- Устав МБУ ДО «ДЮЦ».

- Образовательная  программа.

- Положение об отряде юных инспекторов движения.

        Содержание образования имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее знание правил дорожного движения, второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.

        Организация процесса образования строится с использованием таких технологий как игровых и систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.        Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии.

        В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.

         Деятельность отряда ЮИД строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

         Конкретные методы, используемые при реализации программы:

-в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях, библиотеках);

- наглядный ( изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

- словесный (как ведущий -инструктаж, беседы, разъяснения);

- работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение).

-в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

       Опыт практической деятельности по реализации программы позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых мероприятий среди образовательных учреждений города по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:

1. Час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).

2. «Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.).

3. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).

4. Деловая и ролевая игры: я - регулировщик, я - пешеход, я - водитель, я -

пассажир, я - нарушитель и т.д..

5. Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, мы рисуем плакаты, выпускаем информационные листки, газеты, изготовление наглядных пособий поделок-сувениров и т.д.).

6. Защита содержания работы отряда ЮИД (оформление отрядных дневников).

7. Соревнования, состязания (оказание первой медицинской помощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка велосипедов, мастерство вождения велосипеда и др.).

8. Путешествие по страницам Правил дорожного движения.

9. Викторины, конкурсы, кроссворды.

10. Мои высказывания верны, не верны «Да. Нет».

11. Логические цепочки (по знакам, по форме, по разметке, по содержанию)

12. Жизнь замечательных людей.

13. Вождение велосипеда в автогородке, выполняя ПДД.

14. Сравнение, поиск (найти человека, найти транспорт и т.д.).

      Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами:

-методическим комплектом «Правила дорожного движения»- перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями; комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД», рисунки по басням с методическими указаниями по использованию, тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов для участников 1,2,3 годов обучения;

-разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др. положения о конкурсах, смотров и др.

Дидактическими:

- дорожные знаки (игровой материал - собери дорожный знак, какой знак

лишний в логической цепочке, распределить по сериям, кубики с изображением  дорожных знаков;

- плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы

светофора»;

- фотоматериал «улицы нашего города», «ретро автомобили», «эмблемы

автомобилей», «марко отечественных и зарубежных автомобилей»;

- шифровки, карточки для игровых конкурсов «пойми меня с полуслова

(полужеста)» и др.;

- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек»- встреча юных  инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции, «ЮИД и старшие товарищи» - конкурсная встреча командиров отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений города, промежуточных и финальных конкурсных встреч отрядов ЮИД города.

Техническими:

- телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио и видео кассеты;

- светофор, жезлы;

- стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям;

- стенд «дорожная разметка»;

- велосипеды;

- наборы тематических плакатов;

-настольные игры по ПДД.

       Программа предусматривает сотрудничество с социально-психологической службой, которая реализует тренинговую программу «Тренинг личностного роста», на каждом занятии по 10-15 минут. Тренинг способствует формированию и развитию личностных качеств: наблюдательности, внимательности, способности к аналитической деятельности, общительности, ответственности, общей чувствительности к окружающему миру, людям и самому себе, креативности, уверенности в себе, а также лидерских качеств.

        Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде ПДД. Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам районных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.

5. Работа с родителями.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

          Главенствующую роль в обучении безопасному движению должна играть семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди родители. В первую очередь — мама. Но практика показала, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской психики. Как и чему научат они детей?

В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна, и то, что необходимо прививать детям навыки поведения на дорогах, понимают многие родители. Но для детей заучивать любые правила — занятие довольно скучное, поэтому обучать правилам дорожного движения наиболее актуально в игровой познавательной форме, на практике, т.е. – на улице с вовлечением в конкретную дорожную ситуацию: когда ребенок идет в школу, с родителями в гости, в магазин и т.д. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.

           Родители – важные союзники в  безопасности детей. Вовлечение родителей в работу по изучению правил дорожного движения содержит   следующие виды деятельности:

- Родительские собрания по вопросам ПДД.

- Привлечение родителей к участию в УВП.

- Совместные походы и экскурсии.

- Пропаганда среди родителей правил дорожного движения.

- Выступление перед родителями инспектора ГИБДД, врача-травматолога.

- Профилактика вредных привычек  др.

Литература

6.1 Список литературы для педагогов

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В Диагностика познавательной сферы

ребенка.-М.:Роспедагентство,2004.

2.«Дети и дорога». Методический комплект для учителей. Москва. 2004.

3. Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.

4. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

5.Маслова Н.Ф. и др. Познай себя. Диагностические методики самопознания.- Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 2001.

6. «Методические рекомендации» по организации работы юных инспекторов  движения в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2001 .

7. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.

8.  Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета

Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.

Введены в действие с 1.07.2003 года.

9.«О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации».

10.Проблемы школьного воспитания № 2/2001 приложение к журналу

«Педагогическое обозрение», с. 66

11.Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. Выпуск З:.М.: Илекса, Ставрополь:  Ставропольсервисшкола, 2000.

12.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.

13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? психологические игры и

упражнения. Практическое пособие. В 4 томах.-М.: Генезис,2001

14. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

15. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.

16.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.

17. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.

18. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

  1. Список литературы для детей

  1. Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе.
  2. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1998.
  3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1999.
  4. Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000
  5. «Учись быть пешеходом» М.Л. Форштат. Санкт-Петербург 1998.
  6. Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992.
  7. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
  8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
  9. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.

7.  Приложение

Вводная диагностика начальных знаний обучающихся

по безопасности дорожного движения

Задание «Мы пешеходы».

Цель: выявить знания детей правил поведения на улице – движение по улице и переход через улицу.

Задание (объяснить ситуации):

1. Дети бегут по тротуару, навстречу идёт женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно?

2. Пешеход переходит улицу, вдруг он останавливается посередине дороги. Почему он это сделал?

3. Мальчик увидел друга на другой стороне улицы, он бежит через дорогу и слышит как резко тормозит машина. Почему так произошло? Какое правило движения нарушил мальчик? Что он должен был сделать?

4. Дети собираются в поход. Воспитатель просит одного мальчика взять два красных флажка с собой. Зачем воспитателю флажки?

5. Ребята отправились в поход за город. Они должны пройти путь от города до села Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части. Что должны сделать ребята, чтобы не попасть под машину?

Задание «Мы пассажиры».

Цель: выявить знания детей правил поведения в общественном транспорте.

Материал: сюжетные картинки.

Задание: какое правило нарушается на картинке.

Вопросы:

1. Где пассажиры ожидают транспорт?

2. Почему нельзя высовываться из окна?

3. Почему необходимо держаться в общественном транспорте за поручни?

4. Почему нельзя кричать в общественном транспорте?

5. Кому нужно уступать места?

6. Почему в маршрутном такси нельзя стоять во время движения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в страну добра» - школа юного волонтёра при НРМОБУ «Сингапайская СОШ».

Программа «Путешествие в страну добра» (школа юного волонтёра) рассчитана на реализацию в НРМОБУ «Сингапайская СОШ» в период летних каникул в рамках работы пришкольного лагеря....

Ж) Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

Полная версия двух модулей программы размещена на сайте образовательной организации https://www.komdush.ru/?page_id=134...

З) Учебно-методический комплекс к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

В этом разделе представлены комплексы корригирующей гимнастики, программа вступительных испытаний, протоколы вступительных испытаний, промежуточного (итогового) контроля, анкеты для родителей....

Дополнительная общеразвивающая программа « Дорогою добра »

Дополнительная общеразвивающая программа...