Программа "Зооэкзотариум" двух лет обучения для учреждений дополнительного образования (педагогический опыт)
рабочая программа (6, 7 класс) по теме

Бируля Ирина Викторовна

Программа ориентирована на детей 12-14 лет. Предусматривает последовательное расширение знаний обучающихся о живых организмах.Программа способствует углублению занний о многообразии домашних и декоративных животных, обусловливает приобретение умений и навыков по их содержанию и разведению, воспитанию у детей любви и бережного отношения ко вему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zooekzotarium_14_g.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Авторская программа

ЗООЭКЗОТАРИУМ

для  обучающихся  12-14 лет

в  учреждениях дополнительного образования

Автор: педагог

дополнительного

 образования,  методист

 БИРУЛЯ И.В.

Владикавказ

2014

                                

                        

СОДЕРЖАНИЕ

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   4

        Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Первый год обучения  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  ...7

        Тематический план  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .       7

        Программные вопросы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  8

2. Второй год обучения .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  12

        Тематический план  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  12

        Программные вопросы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  13

3. Условия реализации программы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  16

4. Конечный результат .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 17

Литература для педагогов.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .62

Литература для учащихся .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .     .  . 63

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа ориентирована на детей 12—14 лет. Она предусматривает последовательное расширение знаний обучающихся о живых организмах. Обучение по данной программе способствует углублению знаний о многообразии домашних и декоративных животных, обусловливает приобретение умений и навыков по их содержанию и разведению, воспитанию у детей любви и бережного отношения ко всему живому.

Декоративные животные — не просто модное украшение нашего жилища и не только живые модели для изучения законов природы. Находясь рядом с ними, мы приобщаемся к миру красоты и гармонии, отдыхаем от суеты и шума городских улиц.

Работая с животными, дети учатся доброте, у них появляется возможность проявить заботу о беззащитном существе. В свою очередь животные дают детям возможность снять психологическую нагрузку, стресс.

Программа направлена на формирование у обучающихся знаний об охране природы. Так, изучение животного мира предполагает накопление фактов о многообразии животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений. При детальном изучении животных юннаты узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов. Ребята знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением для человека, участвуют в создании минизоопарков и микрозаповедников.

Программа позволяет наглядно знакомить обучающихся с круговоротом  в природе, со значением отдельных животных в биоценозе. Известно, что любая практическая работа в сфере акклиматизации животных или животноводстве требует общего знакомства с условиями жизни живых организмов. Создание уголка живой природы — первая ступень на этом пути.

Обучаясь в в этом творческом объединении, ребята становятся активными помощниками учителя, поставляют наглядный живой материал для школьных уроков зоологии: беспозвоночных, мелких млекопитающих и следы их жизнедеятельности.

В программе отводится достаточное количество часов изучению животных в природе, в их естественной среде, а также проведению наблюдений и опытов в условиях уголка живой природы.

Работа юннатов с животными в уголке живой природы обязывает руководителя систематически знакомить их с правилами техники безопасности и гигиены труда и требовать их соблюдения. При составлении плана учебно-воспитательной работы руководителю нужно составить график дежурств  для ухода за животными.

В летнее время основное внимания сосредотачивается на изучении животных в природе и в неволе, работе по уходу и содержанию их в уголке живой природы. Организуются экскурсии и экспедиции в природу (например, в заповедник).

Полученные здесь знания и практические навыки дают возможность учащимся выбрать направление для дальнейшего изучения живой природы.

Данная программа поможет решить много серьезных задач. Прежде всего, задач, связанных с охраной природы. Вследствие изменения мест обитания, сокращается численность некоторых видов животных и спасение для них — в приближении к человеку, то есть в   одомашнивании. Некоторых мелких животных и птиц можно сохранить путем их планомерного разведения в клетках и вольерах, а затем расселения в соответствующих ландшафтах.

На некоторые занятия желательно приглашать ученых, специалистов, участников конференций, симпозиумов, экспедиций для ознакомления юннатов с открытиями, достижениями и проблемами современной зоологии. Юннаты могут стать помощниками ученых в разработке  и даже решении различных проблем в области зоотехнии и зооветеринарии.

Пользуясь программой, руководитель может вносить изменения в содержание тем, углублять или сокращать материал.

В первый год обучения обучающиеся знакомятся с разнообразием декоративных животных, их биологическими особенностями, приобретают навыки по уходу за ними и ведению наблюдений за поведением животных, учатся обобщать итоги проведенной работы.

Во второй год занятий юннаты углубленно изучают систематику декоративных животных, их экологические группы, климатические особенности мест их обитания, условия размножения, выращивания молодняка, знакомятся с основами селекции. Ведется работа по дальнейшему сбору и выращиванию животных для фондовой коллекции уголка живой природы станции юннатов.

Основное внимание уделяется экспериментальной научно-исследовательской работе и самостоятельной деятельности юннатов. Для желающих приобщиться к науке отводится дополнительное время для наблюдений за животными.

Итоговые занятия по разделам программы проходят в виде выставок животных, конкурсов, ролевых и деловых игр, детских праздников. Для ребят это своеобразный экзамен, где они могут продемонстрировать свои знания не только педагогам, но и своим родителям, друзьям и одноклассникам.

По итогам года проводится конференция. Участники конференции готовят доклады о своих наблюдениях за животными, оформляют их таблицами, фотографиями и рисунками.

В работе с юннатами руководитель должен предусмотреть тематику литературных рефератов, которая даст возможность ребятам научиться пользоваться научной и научно-популярной литературой, справочниками и определителями. С учетом этого, руководитель должен систематически проводить обзор выходящей литературы.

Раздел 1.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Первый год обучения

Тематический план  

Темы

Всего

часов

В том числе

теоретич.

занятия

практич.

занятия

экскурсии

1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка.

 2. Приспособления животных к  жизни в различных условиях среды.

 3. Одомашнивание животных: История их происхождения.

 4. Декоративные животные —     привлекательный объект для селек- ционого творчества человека.

 5. Одомашненные хищные животные. Их биологические особенности.

 6. Викторины,  выставки, ролевые игры.

 7. Мелкие декоративные млекопитающие для содержания в уголке живой природы.

 8. Птицы — обитатели приусадебных хозяйств.

 9. Комнатные декоративные и певчие  птицы.

10. Викторины, выставки, ролевые игры.

11. Обитатели террариума: Биологическая характеристика земноводных  и пресмыкающихся.

12. Аквариумное рыбоводство: История возникновения и развития.

13. Экологические человека и животных.

14. Викторины, выставки, деловые  игры.

15. Отчетная конференция по итогам работы.

16. Итоговое занятие.

4

10

12

14

10

2

16

24

22

2

18

24

8

8

4

2

2

2

4

4

2

4

6

4

2

4

2

2

4

2

2

6

6

6

4

2

8

12

16

2

10

12

2

2

2

2

4

4

4

6

2

6

8

4

4

ИТОГО

180

44

90

46

Программные вопросы

1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы творческого объединения, с требованиями к поведению учащихся, знакомство с техникой безопасности работы с животными; организационные вопросы:  выборы старосты, утверждение графика дежурств в уголке живой природы. Значение декоративных животных в современной жизни человека. Лабораторные  животные на службе науке.

Демонстрация  натуральных животных, а так же презентаций и фотографий.

Практическая работа. Знакомство с животными, содержащимися в уголке живой природы.

2. Приспособление животных к жизни в различных условиях среды. Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в различных условиях среды. Покровительственная окраска, приспособление одних видов к другим.

Демонстрация животных, учебных наглядных пособий (чучел, тушек, коллекций), диапозитивов, таблиц.

Практическая работа. Знакомство с различными приспособлениями животных к жизни в аквариуме, террариуме, в вольере. Описание условий содержания животного в неволе (по выбору): внешний вид, поведение, питание.

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи  (СОГУ,  ГГАУ) в природу с целью познания и сравнения приспособлений животных к различным условиям среды обитания.

3. История одомашнивания животных. Дикие предки домашних животных. Приручение животных — качественно новая ступень развития человечества. Значение домашних животных в наши дни. Демонстрация животных, учебных наглядных пособий, фотографий.

Практическая работа. Изучение животных по чучелам и коллекциям, фотографиям и презентациям. Сравнительное описание домашнего и дикого животного, их поведения. Составление презентаций.

Экскурсии  в  зоологические  музеи,  зоопарк,  на ферму с целью наблюдения за. поведением животных и сравнения их характеристик.

4. Домашние животные — привлекательный объект для селекционного творчества человека. Многообразие пород сельскохозяйственных животных. Создание новых пород. Изменение природной окраски, качества шерсти, величины животных и прочих морфологических особенностей.

Демонстрация презентаций, фильмов, фотографий. Практическая работа. Уход  за  животными уголка живой природы. Наблюдение за морскими свинками и описание  их различных пород. Распознавание диких и домашних животных по чучелам .

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи, зоопарк, на мини-ферму с целью ознакомления с различными породами домашних животных и изменением их внешнего вида в процессе одомашнивания.

5. Одомашненные хищные животные. Биологические особенности псовых. Краткая характеристика кошачьих. Комнатное и декоративное собаководство. Основные породы кошек. Нетрадиционные хищные домашние животные (лисица, хорёк, норка).

Демонстрация фильма, презентаций, фотографий. Практическая работа. Уход за животными в уголке живой природы. Наблюдение и описание внешнего облика и поведения домашней кошки или собаки. Проведение выставки кошек.

6. Мелкие травоядные декоративные млекопитающие. Общая биологическая характеристика. Особенности содержания морской свинки и сирийского хомячка. Породы кроликов и нутрий. Современные одомашненные грызуны (иглистая мышь, хомячок Роборовского, джунгарский хомячок). Основные правила содержания грызунов в условиях уголка живой природы.

Демонстрация животных, учебных наглядных пособий, фотографий, презентаций, фильмов.

Практическая работа. Уход за морскими свинками в  уголке живой природы. Сравнительное описание дикой морской свинки и домашней ее формы. Сравнительное описание зайца (по фотографиям и чучелам) и кролика (по живым экспонатам). Составление рационов для сирийского хомячка (взрослых особей и молодняка). Ведение дневника наблюдений. Составление картотеки животных.

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи,  зоопарк  с целью ознакомления с различными видами мелких млекопитающих и особенностями их кормления в неволе.

7. Птицы — обитатели приусадебных хозяйств (гусь, утка, курица, цесарка и др.). Породы кур для приусадебного разведения. Спортивно-декоративные породы кур. Биологические особенности карликовых пород. Выбор породы и природные условия.

Корма и рационы. Инкубация яиц домашней птицы. Происхождение цесарки и  индейки. Биологические особенности гуся и утки. Содержание и кормление.

Оборудование птичника. Происхождение перепелов, особенности их содержания и кормления.

Демонстрация птиц, учебных наглядных пособий, фотографий, презентаций.

Практическая работа. Уход за птицами, содержащимися в уголке живой природы. Описание внешнего вида различных пород кур (по живым объектам и иллюстративному материалу). Описание отличительных особенностей водоплавающих птиц. Сравнительная характеристика декоративных и сельскохозяйственных пород кур.

Экскурсии в зоопарк, на птицеферму с целью ознакомления с различными сельскохозяйственными породами птиц.

8. Комнатные декоративные и певчие птицы. Общая характеристика декоративных птиц. Общие требования к содержанию певчих и декоративных птиц. Экзотические птицы. Попугаи: их строение и биологические особенности. Содержание и кормление попугаев. Ткачики и канарейки. Певчие птицы местной фауны для содержания в неволе.

Демонстрация птиц уголка живой природы, учебных наглядных пособий, презентаций, фотографий.

Практическая работа. Кормление птиц уголка живой природы. Осмотр птиц и описание внешнего вида и поведения попугаев. Сравнительное описание певчих и декоративных птиц. Распознавание птиц по тушкам и чучелам.  Определение птиц по таблицам-определителям. Сравнительная характеристика строения птиц и млекопитающих.

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи, зоопарк, лесопарк с целью ознакомления с многообразием местной орнитофауны и массовыми видами мелких певчих птиц.

9. Обитатели террариума. Биологическая характеристика земноводных и пресмыкающихся. Общие требования к устройству террариума. Отдельные виды земноводных местной и экзотической фауны для содержания в уголке живой природы. Отдельные виды пресмыкающихся для содержания в террариумах. Основы технологии кормления террариумных животных.

Демонстрация земноводных и пресмыкающихся уголка живой природы, презентаций, фотографий, учебных наглядных пособий.

Практическая работа. Изучение и зарисовка живых объектов. Изготовление террариума, подготовка грунта, освещения. Постановка опытов по изменению окраски животных в зависимости от условий среды (темного или светлого грунта). Наблюдение за кормлением при различных температурах. Определение животных, отловленных в природе, по определительным таблицам.

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи, зоопарк, в природу с целью ознакомления с видовым многообразием пресмыкающихся и земноводных и их биологическими особенностями.

10. Аквариумное рыбоводство. История возникновения. Устройство и содержание аквариума в школе, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Аквариумные растения местных водоемов и их биологические особенности. Экзотические аквариумные растения. Аквариумные животные местных водоёмов. Краткий обзор экзотических аквариумных животных.

Демонстрация аквариумных рыб и растений, учебных наглядных пособий, коллекций, фотографий.

Практическая работа. Создание аквариума в школе и дома. Изготовление и установка аквариумного оборудования. Подготовка грунта для аквариума. Изучение и зарисовка рыб и растений. Наблюдение и описание жизни рыб в аквариуме. Постановка экспериментов: «Зависимость роста рыб от объема аквариума», «Зависимость роста рыб от состава кормов (сухой и живой корм)», «Влияние температуры воды на рост и развитие мальков». Изучение влияния «группового эффекта» и закрепление условных рефлексов.

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи, зоомагазин, на пруд, в пойму реки с целью ознакомления с видовым разнообразием рыб местной фауны и растениями водоемов с проточной и стоячей водой. Отлов мелких особей для содержания в аквариумах.

11. Экологические взаимоотношения человека и животных. Причины содержания животных в домах, зоопарках, уголках живой природы. Рост популярности мелких млекопитающих и декоративных птиц в качестве домашних питомцев. Краткий обзор пород домашних собак и кошек. Демонстрация фильма, презентаций, фотографий. Практическая работа. Составление описания поведения домашнего животного (самостоятельная работа). Уход и наблюдения за животными уголка живой природы.

Экскурсии в городской парк, зоопарк, на выставку собак с целью ознакомления с многообразием пород домашних животных и их взаимоотношениями с человеком.

12. Проведение праздников и тематических вечеров. Встречи с учеными и специалистами. Проведение Дня птиц, выставок домашних и декоративных животных, викторин и конкурсов, деловых и ролевых игр

13. Отчетная конференция по итогам года. Исследовательские работы, доклады обучающихся, сделанные по результатам наблюдений за животными.

14. Итоговое занятие. Задание на летний период.

2. Второй год обучения

Тематический план

Темы

Всего

часов

В том числе

теоретич.

занятия

практич.

занятия

экскурсии

1. Вводное занятие.

2. Современное состояние классификации животных.

3. Систематическое положение аквариумных рыб.

4. Систематическое положение певчих и декоративных птиц.

5. Систематическое положение птиц приусадебных хозяйств.

6. Систематическое положение рептилий и земноводных.

7. Систематическое положение мелких млекопитающих.

8. Экспериментальная научно-исследовательская работа.

9. Отчетная конференция по итогам   работы.

10. Итоговое задание.

2

18

22

26

28

20

24

22

12

6

2

6

8

8

8

6

6

4

2

4

2

8

12

14

16

12

16

18

10

2

4

2

4

4

2

2

ИТОГО

180

54

108

18

Программные вопросы

1. Вводное занятие. Беседы о сделанных летом наблюдениях, ознакомление  с планом работы и особенностями нового учебного года.

2. Современное состояние классификации животных. Краткая характеристика основных систематических групп позвоночных животных.

Демонстрация учебных наглядных пособий, фотографий, презентаций, фильма.

Практическая работа. Составление списка животных, живущих в уголке живой природы (комнатных, приусадебных). Сравнение видового и количественного состава животных культурного ландшафта с животными, обитающими в лесах, на лугах. Выявление редких видов животных данной местности. Привлечение хозяйственно полезных птиц, земноводных и рептилий. Определение животных по определителям (работа с тушками и чучелами).

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи, зоопарк, в лес, на луг.

3. Систематическое положение экзотических аквариумных рыб. Основные отряды и семейства. Семейство Карповые и их видовое многообразие (барбус, кардинал и др.)

Род Караси. Родоначальник золотой рыбки — серебряный карась. Отряд Сомообразные. Отряд Живородящие карпозубые (гуппи, меченосец, малинезия и др.). Семейство Цихлиды. Семейство Лабиринтовые: характерные признаки.

Химические и физические свойства воды. Состав кормов и кормление аквариумных рыб. Особенности размножения отдельных видов. Заболевания рыб и их лечение.

Демонстрация аквариумных рыб, коллекций, учебных наглядных пособий, фотографий.

Практическая работа. Определение рыб с помощью определителя. Ловля живых объектов во время экскурсий на водоемы и наблюдение за поведением рыб. Изучение и зарисовка внешнего вида рыб. Приготовление воды нужной жесткости. Измерение температуры воды. Зарисовка кормовых объектов. Разведение инфузорий, нематод и энхитреусов и кормление ими рыб. Ловля, хранение и разведение животных, используемых в качестве живых кормов для рыб. Размножение рыб. Подготовка и подбор производителей.

Эксперимент: «Роль химического состава воды в успешном разведении рыб», «Живорождение как результат приспособления к условиям среды».

Экскурсии в зоомагазин, на кафедру зоологии СОГУ, к аквариумистам,  в пойму реки, на водную станцию, на пруды, с целью отлова и изучения рыб местных водоемов и их приспособленности к условиям жизни в различных водоемах.

4. Систематическое положение земноводных и рептилий. Класс Земноводные (отряды Безногие, Хвостатые, Бесхвостые). Оборудование и инвентарь террариума. Класс Рептилии (ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы). Особенности биологии размножения земноводных и рептилий. Болезни, их диагностика и лечение обитателей террариума. Транспортировка.

Демонстрация животных, учебных наглядных пособий, презентаций, фильмов, фотографий.

Практическая работа. Кормление террариумных животных. Проведение стимуляции питания. Размножение земноводных в террариуме. Стимуляция размножения. Наблюдение за брачным поведением и процессом нереста. Ловля земноводных на экскурсиях и описание их внешнего вида и поведения. Сравнительная характеристика прудовой  и шпорцевой лягушки. Изучение и зарисовка земноводных и рептилий. Изготовление наглядных пособий  «Превращение»  (превращение головастика в лягушку).

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи, зоопарк, на водоем с целью ознакомления с видовым разнообразием рептилий и земноводных.

5. Систематическое положение декоративных и певчих птиц. Отряд Попугаеобразные. Многообразие видов попугаев, содержащихся в неволе (волнистый попугайчик, нимфа, неразлучник, певчий попугай, розелла и др.) Строение птиц (нервная система, органы чувств, оперение, линька, органы пищеварения). Подготовка к размножению. Разведение и выкармливание молодняка. Питательная ценность кормов и их особенности в период размножения птиц. Отряд Воробьинообразные, семейство Вьюрковые (зеленушка, чиж, щегол, канатик). Семейство Вьюрковые ткачики (японская амадина, зебровая амадина, астрильда и др.). Особенности разведения певчих птиц в уголке живой природы. Болезни птиц, их диагностика и лечение. Профилактические мероприятия при содержании птиц в помещении.

Демонстрация птиц уголка живой природы, фотографий, учебных наглядных пособий, презентаций, фильмов.

Практическая работа. Составление рационов для попугаев, амадин и певчих птиц. Изготовление гнездовий для птиц. Формирование и подбор производителей для размножения. Уход и наблюдения за развитием птенцов (взвешивание, замеры крыла, цевки, длины пеньков растущих перьев). Исследовательская работа по изучению наследования окраски у волнистых попугайчиков. Наблюдения за выкармливанием птенцов (динамика кормления). Обучение «разговору» молодых попугайчиков. Дезинфекция клеток и гнездовий. Регулярная чистка клеток и мытье кормушек и поилок.

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи, парк, лес, поле для ознакомления с местной орнитофауной, изучение видового разнообразия декоративных и певчих птиц.

6. Систематическое положение птиц приусадебных хозяйств. Отряд Гусеобразные. Отряд Курообразные (курица, индейка, фазан, цесарка, перепел). Спортивно-декоративные породы кур и гусей. Перепела мясных и декоративных пород. Особенности их размножения. Разведение. Инкубация яиц домашних птиц. Выкармливание молодняка. Отбор и методы селекционной работы. Ветеринарная профилактика, возникновение заболеваний и их лечение.

Демонстрация птиц, учебных наглядных пособий, фотографий, презентаций.

Практическая работа. Уход за курами, составление рационов; Разведение японских перепелов в клетках. Инкубирование яиц домашней птицы. Оформление записей в дневнике. Наблюдение за ростом и развитием молодняка птиц. Осмотр птицы для установления состояния здоровья. Проведение профилактических мероприятий.

Экскурсии в зоологические музеи, зоопарк, на  птицеводческую ферму  для ознакомления с методами содержания и разведения птиц, видовым разнообразием птиц приусадебных хозяйств, различными их породами.

7. Систематическое положение мелких млекопитающих уголка живой природы. Отряд Грызуны. Биологические особенности грызунов. Разведение в неволе морских свинок, хомячков, шиншилл и др. Выращивание молодняка. Животные лабораторного, декоративного и практического использования. Анатомо-физиологические особенности грызунов. Понятие о чистопородном разведении, конституции, экстерьере.

Демонстрация животных, учебных наглядных пособий, фотографий.

Практическая работа. Составление рационов и кормление мелких животных. Изучение строения, зарисовка животных. Измерение и взвешивание морских свинок. Размножение иглистых мышей. Наблюдение за развитием молодняка животных. Исследовательская работа: наблюдение  за наследованием окраски и длины шерсти у сирийских хомячков. Наблюдение за выработкой условных рефлексов у грызунов.

Экскурсии в Музей природы, зоологические музеи,  зоопарк,  в природу с целью ознакомления с биологией грызунов и их видовым разнообразием.

8. Экспериментальная научно-исследовательская работа. Методика проведения опытов с лабораторными и декоративными животными. Ведение дневниковых и карточных записей  наблюдений за животными. Обсуждение и распределение тем опытнической работы между членами кружка. Разработка планов проведения исследований.

9. Отчетная конференция по  итогам работы. Накопление  материалов наблюдений в течение учебного года. Обсуждение результатов, оформление отчетов и подготовка к докладу.

10. Итоговое занятие. По усмотрению педагога, оно может проводиться  в виде конкурса, деловой или ролевой игры.

3. Условия реализация программы

Для выполнения всех пунктов программы необходима достаточная материальная база — приспособленные помещения и соответствующая инфраструктура для содержания и разведения животных, включающая различное оборудование. Для рыб необходимы: аквариумы различных объемов и аквариумное оборудование (сачки, компрессоры, нагреватели, фильтры, светильники); для птиц и млекопитающих — клетки, вольеры, кормушки, поилки, купалки, инвентарь для ухода.

Необходимо птиц и рыб держать в раздельных помещениях. Комнату с аквариумами можно украсить комнатными растениями. Клетки для птиц должны быть доступны детям для ухода и кормления птиц. Для воды лучше использовать автопоилки. В отдельном помещении  должен находиться класс для занятий с учащимися, в котором можно разместить чучела птиц, коллекции натуральных экспонатов, таблицы, картотеки. Необходимо также иметь лабораторное оборудование: весы, пинцеты, измерительные ленты, штангенциркули, ножницы,  лабораторную посуду и пр.

Обязательно в кабинете (классе) должна быть аптечка со стандартным набором лекарственных препаратов и материалов для оказания первой помощи. В помещении уголка живой природы , дополнительно, необходимо иметь аптечку для ветеринарной помощи обитателям клеток и аквариумов.

Перед началом практических работ с учащимися обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

4. Конечный результат

        По окончании изучения программного материала, ребята  должны знать систематическое положение основных видов домашних и декоративных животных; обладать умением и навыками  содержания  домашних и декоративных животных в условиях неволи; составление рациона кормления; должны уметь ставить эксперименты: в природе, лаборатории; уметь анализировать результаты эксперимента и делать выводы.

        Можно использовать следующие формы  и методы подведения  итогов:

        — на занятиях: кроссворды, ребусы, викторины, занятия-конференции,                 занятия-сказки;

        —  полугодовые: ролевые игры, учебная конференция, занятие-гостинная, командные соревнования, выставки, праздники;

        — в конце года:  научно-практическая конференция, конкурсы, тестирование.

        Конференции, слеты, конкурсы проводятся по итогам исследовательской работы учащихся.  Выставки и конкурсы  — по итогам практических работ.  Победители этих мероприятий получают грамоты.

Активным юннатам, прошедшим двухгодичное обучение  по данной программе, рекомендуется  выдавать документ об  окончании (свидетельство или диплом).

 Литература для педагогов

Акимушкин И.И. Мир животных. Изд. 2-е, испр. и доп. Кн. 1. М.: Мысль, 1988. 445 с., Кн. 2. 1989. 462 с.

Благосклонов К.М. Охрана и привлечение птиц. М.:         Просвещение, 1972.  240 с.

Браун  В. Настольная книга любителя природы: Пер. с англ. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 280 с.

Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3 т. М.:Терра, 1992. Т. 1. 524 с.; ...Т. 3. 496 с.

Вегер З. Разведение волнистых попугаев: Пер. с англ. М.: Лесная Промышленность, 1987. 175 с.

Винокуров А.А. Редкие птицы мира. М.: Агропромиздат, 1987. 207 с.

Голованова Э.Я. Птицы над полями. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 232 с.

Гринев В.А. Попугаи. М.: Лесная промышленность, 1991. 334 с.

Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Домашние животные. М.: АВF, 1998. 512 с. (Энциклопедия природы России).

Жизнь животных. В 7 т. / Гл. ред. В.Е. Соколов. Изд. 2-е, переаб. Т. IV. М.: Просвещение. 1987. Т.1 448 с.; ...1989. Т. 7. 558 с.

Ильин Н М.Н. Аквариумное рыбоводство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.   399 с.

Кочетов  A.M. Декоративное рыбоводство. М.: Просвещение, 1991. 239 с.

Лоренц  К. Человек находит друга: Пер. с англ. И. Гуровой. М.: Мир, 1971, 168 с.

Морозов В.И., Остапенко В. А. Ткачики. М.: Лесная         промышленность, 1988. 144 с.

Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии.  М.: Просвещение,  1972. 136 с.

Позднякова  A.И. Опытническая работа учащихся в животноводстве. М.: Просвещение, 1976. 180 с.

Полканов  Ф.М. Подводный мир в комнате. М.: Детгиз, 1970.  223 с.

Фрей Г. Твой аквариум. М.: Колос, 1969. 127 с.

Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: Педагогика,         1981.

Литература для обучающихся

Акимушкин И.И. Мир животных: Рассказы о домашних животных. М.: Молодая гвардия, 1981. 238 с.

Акимушкин И.И. Следы невиданных зверей. М.: Мысль, 1964. 264 с.

Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Молодая гвардия. 1974. 320 с.

Анашкина Е.Н. Биология (Кроссворды для школьников). Ярославль:  Академия развития, 1997. 125 с.

Батуев А.М. Чудесный мир. Л.: Детская литература, 1973. 111 с.

Бёме Л.Б. Певчие птицы. 2-е изд. М.: Советская наука, 1956. 267 с.

Бёме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. Изд. 3-е /Под ред. Р.Л. Бёме. М.: Лесная промышленность, 1986. 152 с.

Бианки В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Л.: Детская литература,     1972. Т. 1. 400 с.; ...Т. 4. 1975.

Браун В. Настольная книга любителя природы: Пер. с англ. Л.:  Гидрометеоиздат. 1985. 279 с.

Бульванкер В.З. От кота до кита. Л.: Детская литература, 1991. 144 с.

Даррел Дж. Моя семья и звери: Пер. с англ. М.: Мир, 1971. 264 с.

Даррел  Дж. Перегруженный  ковчег. Гончие Бафута. Три билета до  Эдвенчера. Путь кенгуренка: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 534 с.

Дикие кошки: Пер. с англ. / М.Иди, Л. Бейес, Р. Карас и др. М.: Мир, 1981. 128 с. (Серия «Удивительный мир диких животных»).

Дикие стада: Пер. с англ.  /Дж. Нири. М.: Мир, 1984. 128 с. (Серия «Удивительный мир диких животных»).

Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие для любителейптиц. М.: Лесная промышленность, 1988. 295 с.

Заянчковский И.Ф. Заниматьельная зоология. Челябинск: Челябинское книжное изд-во, 1955. 349 с.

Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. М.: Просвещение, 1991. 348 с. Кудрявцев С.В. Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. М.: Лесная промышленность, 1991. 349 с.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона: Пер. с англ. М.: Знание, 1987. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа «Взаимодействие детей в условиях модульного обучения в учреждениях дополнительного образования»

Государственная, социальная и образовательная значимость педагогической работы с детьми, недостаточная разработанность, а также необходимость дальнейшего теоретического исследования проблемы детского ...

Опыт создания и реализации системы досуговых мероприятий на площадке учреждения дополнительного образования

Опыт создания и реализации досуговых мероприятий для общеобразовательных учреждений города с целью социальной адаптации обучающихся разных возрастов к разноплановым городским мероприятиям....

Опыт возрождения народных ремёсел в учреждениях дополнительного образования в сельской местности

Представлен проект, который реализуется учреждением дополнительного образования и направлен на возрождение и сохранение уникальных видов вышивки и золотного шитья,воссоздание народных костюмов по подл...

Опыт преподавания компьютерного 3D-моделирования в учреждении дополнительного образования

В статье автор делится своим педагогическим опытом разработки и внедрения курса "3D-моделирвания" в учреждении дополнительного образования.Показана структура и содержание курса. Представлены...

Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей

В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...