Тематическая интеллектуальная игра "Слово за слово"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Интеллектуальная игра "Слово за слово" включает задания, связанные со словом: составить слово, связать слова в предложения и т.д. Учащиеся знакомятся с понятиями анаграмма, буриме, пословица, алгоритм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возраст участников: 5 класс (11 лет)

Открытое занятие: Введение в образовательную программу

Тема: Тематическая интеллектуальная игра «Слово за слово»

Цель: Пробудить интерес к интеллектуальным играм.

Задачи:

1. дать понятия «анаграмма», «рифма», «буриме»;

2. способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения;

3. воспитывать умения работать в коллективе.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  1. по источнику подачи и восприятия учебной деятельности: словесные (объяснение, диалог), наглядные, практическая работа, игра;
  2. по логике восприятия и передачи информации: индуктивные;
  3. по степени самостоятельности мышления: репродуктивные;
  4. по степени управления учебной работой: под руководством педагога, самостоятельная работа учащихся.
  5. методы стимулирования интереса к обучению: познавательная игра;
  6. методы стимулирования ответственности и долга: поощрение, убеждение в значимости учения.;
  7. метод устного контроля и самоконтроля: фронтальный опрос;

Формы обучения: беседа, учебная игра, практическая работа.

Вспомогательная форма обучения: домашнее задание (книга с кроссвордами и ребусами в подарок).

Приёмы: постановка задания, планирование его выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, выявление причин недостатков.

Средства обучения:

  1. материалы: корпус корабля – 2 шт., паруса – 11 шт., флаги для кораблей – 2 шт., магнитная азбука, раздаточный материал (карточки с рифмами, слова – анаграммы, пословица);
  2. оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, ручки, обозначения для столов (жёлтый и зелёный).

Место данной темы в общей системе работы педагога: Данная тема продолжает знакомство учащихся с тематическими интеллектуальными играми. Она включена в дополнительную общеобразовательную программу «Эрудит» в разделе «Тематические интеллектуальные игры».

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД: умение планировать индивидуальную и коллективную деятельность, умение прогнозировать результат; корректировка действий и результатов, наличие волевой саморегуляции;;

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическая ориентация;

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, классификация, умение строить простые рассуждения, умение обобщать информацию;

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества, постановка целей сотрудничества, формулирование вопросов, умение выражать свои мысли, умение сотрудничать, умение договориться, умение слушать и слышать.


Ход занятия

Приветствие

Добрый день. Очень рада вас видеть.

Сегодня с вами работаю я. Зовут меня Наталья Николаевна.

СЛАЙД 1

Мотивация к программе

Вы такие интересные ребята, что я решила сделать вам подарок. (берут магниты) На магнитах изображение Петуха. Как вы думаете, почему? Красный Огненный Петух – символ 2017 года. В китайском календаре Петух считается самым утонченным, общительным знаком. Он невероятно проницательный, педантичный, организованный, решительный, требовательный, ответственный и практичный.

СЛАЙД 2

Введение в общеобра –

зовательную программу

На занятиях мы с ребятами играем в разные интеллектуальные игры. Каждое занятие – это новая игра, новая форма, новые знания. Перед Новым годом мы с ребятами обязательно знакомимся с символами наступающего года. Приходите ко мне, и вы научитесь организовывать своё свободное время и досуг своих друзей, используя разные формы игры.

Определение целей и задач

А сегодня мы с вами отправляемся путешествовать в мир интеллектуальной игры «Слово за слово».

СЛАЙД 3

Деление на команды

Для этого разделимся на две команды. Посмотрите, какого цвета Петухи на ваших магнитах. Разделитесь на две команды. Занимайте места за игровыми столами.

Мотивация к выполнению заданий

Путешествовать будем на кораблях, которые вы построите сами. Я уверена, что у каждого из вас есть багаж знаний, поэтому каждой команде я даю прочную основу корабля, крепкий каркас – это ваши знания.

Прикрепите его на доске со стороны своей команды. (передаю крайнему ребёнку корабль)

В ходе игры за правильные ответы и правильно выполненные задания вы получите паруса. Чем больше парусов вы наберёте, тем быстрее будете двигаться ваш корабль в море знаний и открытий.

Основной этап (знакомство с новыми понятиями, выполнение заданий)

Напоминаю, что игра называется «Слово за слово».

Что можно делать со словом? (слушать, писать, говорить, играть)

Обращаю ваше внимание на доску.

К  Ш  А  Ы  М

Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. (выполняет ребёнок на магнитной доске с использованием магнитного алфавита)

К  А  М  Ы  Ш  или   М  Ы  Ш  К  А

Этот литературный приём называется анаграмма. Каким способом мы получили новое слово? (путём перестановки букв). Этот приём используют поэты, журналисты для составления псевдонимов.

Задание командам – на карточках три набора букв – это три слова. Составите слова и определите какое слово лишнее и почему:

1. ПАНЛЬЮТ - тюльпан

ИНГЕРОГ - георгин

ЗАНЕДКАУБ – незабудка

(Тюльпан, георгин – садовые цветы, незабудка – лесной цветок)

2. ЛОБЯОК – яблоко

РОСКИБА – абрикос

НАБНА – банан

(Яблоко, апельсин – круглые, банан – продолговатый)

Проверяем, что у вас получилось (команды по очереди называют слова).

Замечательно. Получите первый парус. Прикрепите их к своему кораблю.

А дома попробуйте составить себе псевдоним, используя приём анаграммы.

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

 

Что такое рифма? (ответы детей) В переводе с греческого означает «размеренность». Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов. Подберите рифму к словам: буфет – табурет, сова – голова, роза – мимоза.

Следующее задание: распределить карточки по парам так, чтобы одно слово рифмовалось с другим. Задание понятно? Тогда, начали.

Работа в команде.

Проверяем, называйте по очереди рифмованные пары слов.

Молодцы. Вы очень быстро справились с заданием. Получите парус и прикрепите его к кораблю.

СЛАЙД 7

Выберите две пары интересных для вас рифмованных слов. Остальные карточки уберите в конверты.

Я знаю весёлую игру, где нужно писать стихотворение на заданные заранее рифмы. Эта игра называется «буриме». Слово буриме пришло к нам из французского языка. Рифмы в буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное в стихотворении – здравый смысл и юмор.

Например,

Я вчера купила лак

Красный, как вареный рак,

Как рябиновая ветка.

Нарисую лаком сетку.

Задание: написать стихотворение – буриме из двух пар слов (картинок). Условие - рифмованные слова размещать в конце строк.

Задание понятно? Если нет, то ещё раз объясню.

Работа в группах.

Что у вас получилось? Прочитайте свои стихотворения.

Вы меня порадовали, молодцы. Даже я бы не придумала стихотворения лучше. Возьмите парус и прикрепите к кораблю.

На каких уроках вы можете использовать этот приём составления стихотворения? (на уроке литературы, истории и др) Составим алгоритм написания стихотворения:

  1. вспомнить несколько слов по предмету.
  2. подобрать рифмы.
  3. написать стихотворение буриме.

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Каждый школьник знает, что пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое изречение. Пословица несёт обобщённую мысль, вывод, иносказание. Про «слово» народ сложил большое количество пословиц. Одну из них я зашифровала в этом квадрате. Её можно прочитать, если зачеркнуть те буквы, которых по 4. Задание понятно. Сейчас представьте, что за вашим кораблём гонится акула. От скорости выполнения задания зависит ваша жизнь.

П

У

Р

А

У

В

Д

И

Ф

В

Ф

О

Е

У

С

У

Л

О

З

Я

В

О

-

Ф

З

С

И

Я

З

Ф

Я

Я

З

Л

А

!

(Правдивое слово – сила!)

Прочитайте пословицу.

Как вы понимаете эту пословицу?

Прикрепите свои паруса.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

Подведение итогов

Посмотрите на ваши корабли. Не хватает одного элемента - флага. Что получилось на одном корабле 5 парусов, а на другом – шесть.

Как вы считаете, чей корабль будет двигаться быстрее? Почему? (больше знаний)

Вы учитесь в 5 классе и у вас ещё есть время приобрести эти знания.

Оценка деятельности учащихся

Вы все замечательно работали.

Саша меня порадовал своим стихотворением.

Коля помог составить алгоритм написания стихотворения.

Рефлексия

А кто готов отправиться в мир интеллектуальных игр на моём корабле? (дети выходят к доске)

СЛАЙД 14

Спасибо за работу.

Поиграйте сами в игры со словами и устройте соревнования с родителями.

Приятного вам плавания в море знаний и игры.

СЛАЙД 15


Задание: составить слова, определите какое

слово лишнее и объяснить почему.

ЛОБЯОК –

РОСКИБА –

НАБНА -

Задание: составить слова, определите какое

слово лишнее и объяснить почему.

ПАНЛЬЮТ –

ИНГЕРОГ –

ЗАНЕДКАУБ –


Задание: расшифровать пословицу

П

У

Р

А

У

В

Д

И

Т

В

Т

О

Е

У

С

У

Л

О

З

Я

В

О

-

Т

З

С

И

Я

З

Т

Я

Я

З

Л

А

!

Задание: расшифровать пословицу

П

У

Р

А

У

В

Д

И

Т

В

Т

О

Е

У

С

У

Л

О

З

Я

В

О

-

Т

З

С

И

Я

З

Т

Я

Я

З

Л

А

!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «Слово за слово»

Слайд 4

АНАГРАММА литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Слайд 5

Задание: составить слова и определить какое слово лишнее БЯЛООК – РОСКИБА – НАБНА - ПАНЛЬЮТ – ИНГЕРОГ – ЗАНЕДКАУБ –

Слайд 6

БЯЛООК – ЯБЛОКО РОСКИБА – АБРИКОС НАБНА - БАНАН ПАНЛЬЮТ – ТЮЛЬПАН ИНГЕРОГ – ГЕОРГИН ЗАНЕДКАУБ – НЕЗАБУДКА

Слайд 7

РИФМА это созвучие в окончании двух или нескольких слов

Слайд 8

БУРИМЕ литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

Слайд 9

Я вчера купила лак Красный, как варёный рак, Как рябиновая ветка. Нарисую лаком сетку.

Слайд 10

Алгоритм написания стихотворения буриме: Вспомнить несколько слов по предмету. Подобрать рифмы к словам. Написать стихотворение буриме.

Слайд 11

ПОСЛОВИЦА малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое изречение

Слайд 12

Задание: зачеркнуть те буквы, которых по 4 и прочитать пословицу. П У Р А У В Д И Ф В Ф О Е У С У Л О З Я В О - Ф З С И Я З Ф Я Я З Л А !

Слайд 13

П Р А В Д И В О Е С Л О В О - С И Л А !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана..."

Данный материала поможет учителю в проведении предметной недели русского языка и литературы....

Интеллектуальная игра "Нам не страшно при слове ЕГЭ".

Презентация в интересной, увлекательной  и соревновательной форме  помогает проверить уровень подготовленности выпускников к итоговой аттестации по обществознанию....

Интеллектуальная игра по русскому языку в 5 классе "В мире слов"

Интеллектуальная игра, цели которойзакрепить знания, полученные на уроках русского языка;продолжить формирование положительной мотивации к изучению русского языка;развивать логическое мышление, расшир...

Проект интеллектуальной игры по литературе в 6 классе по творчеству А.С. Пушкина "В мире пушкинских слов"

Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себе в каком-то новом каче...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по обще интеллектуальному направлению «ТАЙНА СЛОВА»

Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают ...

Интеллектуальная игра "Золотые слова"

Интерактивная интеллектуальная игра по фразеологизмам "золотые слова"...

Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана"

Интеллектуальный марафон «Лишь слову жизнь дана…». Внеклассное мероприятия для учащихся 6-8 классов...