Значение концертов в классе фортепиано
статья на тему

Веденко Ольга Александровна

Статья посвященна опыту роведения регулярных концертов класса фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontserty_v_klasse_fono.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Совершенствование профессиональной деятельности педагогов музыкального направления (фортепиано)»

Аттестационная работа

«Значение концертов в классе фортепиано»

Автор:

Веденко Ольга Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ ГБОУ ДОД ЦТР и ГО «На Васильевском»

Куратор:

Письмак Ирина Андреевна, руководитель сектора фортепиано и теории музыки ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

Санкт-Петербург-2015г

Мой педагогический опыт… Всего три слова. А сколько можно рассказать!.. Это путь длиною в целую жизнь, это больше четверти века, много лет, прожитых среди детей, для детей, желающих научиться играть на фортепиано. Мое педагогическое кредо – «не навреди». Как мне мои педагоги прививали искреннюю любовь к музыке, к инструменту, так и я стараюсь передать это своим ученикам. Так хочется, чтобы они были духовно и интеллектуально развитыми (что, без сомнения, дают занятия на фортепиано), чтобы они были уверенными в себе людьми, творческими личностями, умели видеть и ценить прекрасное, делиться добром с другими людьми. Хочется, чтобы многолетний труд в классе и дома вызывал только светлые и радостные воспоминания из детства у них и их родителей.

Немного истории.

Помню своего первого ученика по педагогической практике в музыкальном училище. 1984 год, город Киев, пятилетний Миша, вундеркинд, его мама – преподаватель фортепиано в Киевской консерватории. Мальчик выучил весь «Детский альбом» П. И. Чайковского и исполнял его в концертном зале училища. А я, по заданию преподавателя по педагогической практике, придумала вместе с Мишей рассказ к каждой пьесе и вела наш концерт. Миф об идеальном ученике развеялся сразу, как только я приступила к самостоятельной работе в музыкальной школе. Там таких, как Миша, не было. Надо было поддерживать интерес к занятиям у детей, чьи семьи далеки от музыки. Моим первым ученикам, как всем детям во все времена, нравилось выступать. Мы делали концертные программы и ходили с ними в детские сады и школы. Даже оперы сами сочиняли и сами ставили. Так зародилась традиция проведения концертов класса. Тематика концертов многолика и разнообразна. Это может быть концерт-лекция, пропагандирующий творчество композиторов и классическую музыку. Детям интересно узнавать про детство композиторов, про их жизнь и творчество. Старшие ученики, умеющие красиво говорить или выразительно читать, ведут эти концерты-лекции. Каждый ребенок может представить одну-две пьесы Л. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева и других великих композиторов, написавших музыку для детей.

Кроме того, мы знакомимся с творчеством современных композиторов, таких как Жанна Металлиди, Александр Смелков, Олег Хромушин и других. Легкие пьесы играют младшие ученики, более сложные – старшие или я. Иногда подключаются мамы и бабушки, умеющие играть. Они исполняют пьесы в ансамбле со своим ребенком. Часто приглашаем на такие встречи других музыкантов: вокалистов и инструменталистов. В наших концертах звучали скрипка, виолончель, флейта, кларнет, саксофон, домра, аккордеон. Слушая народные инструменты, дети знакомятся с музыкальными истоками – народной музыкой. Слушая хороших вокалистов, духовиков, струнников маленькие музыканты начинают лучше понимать необходимость дыхания, правильной фразировки, динамической и ритмической агогики. Старшие ученики аккомпанируют вокалистам и инструменталистам, пробуя себя в роли концертмейстера и пополняя свой музыкальный багаж. Чтобы лучше понять музыку И. С. Баха, мы всем классом ездили в Токсово, где органистка Ольга Павловна Минкина рассказала про орган, показала его устройство, даже пустила внутрь этого огромного инструмента. Дети узнали истории создания органа, попробовали на нем поиграть полифонические пьесы, насладились звучанием великих органных произведений в исполнении Ольги Минкиной и ее ученицы по классу органа – Екатерины Паниной.

На концертах-лекциях звучат и записи. Мы слушаем симфоническую музыку, знакомимся с составом симфонического оркестра. Потом пытаемся оркестровать мысленно, включив воображение, свои музыкальные произведения, пробуем себя в роли дирижера. Дети очень любят играть в воображаемый оркестр.

Концерты класса являются хорошей психологической подготовкой к экзаменам, фестивалям и конкурсам. Иногда мы проводим свои «прослушивания», так называемые «концерты без фраков». Дети слушают друг друга, дают письменную и устную оценку своей игры и игры других. Их замечания очень точные, довольно критичные. Советы, как и что изменить, четкие и дельные.

Оценки, конечно же, варьируются от 5- до 5+. Цель таких концертов – обыграть программу, которая будет выноситься в большой зал, доучить, доделать то, что ещё не получается. Дети чувствуют себя увереннее, играя свою программу повторно.

Конечно же, наиболее любимы концерты-праздники. Так мы отмечали День Музыки (1 октября), День Театра (28 марты), День Юмора (1 апреля), дни именинников, встречали Осень, Весну и Лето. Ежегодно проводим новогодние вечера, так называемые «Концерты при свечах». В волшебстве обстановки дети чувствуют себя счастливыми, играют увереннее, свободней, с большим удовольствием. Дедушка Мороз вручает им подарки за исполненные произведения. Фея Музыки касается «волшебной палочкой» «новеньких», пришедших в наш класс, посвящает их в пианисты. Все вместе поем и танцуем под игру на фортепиано. На новогодние праздники обязательно приходят выпускники класса. Чтобы не было повторений, каждый год придумывается новый сценарий, заранее или импровизированно, в зависимости от состава гостей, наличия костюмов и главное – от содержания музыкальных номеров, подготовленных к данному концерту.

Всегда в концерте есть «изюминка» - интересные или необычные, хорошо подготовленные, красиво звучащие номера, исполняемые сильными учениками, моими выпускниками или приглашенными музыкантами в ансамбле со мной. Во время новогодних концертов всегда звучат новогодние песни. Песенный репертуар постоянный, из года в год повторяющийся. Маленькие и большие дети, а также их родители, в окружение Деда Мороза, Снегурочки, Ёлочки и Феи Музыки с удовольствием поют знакомые песенки. В такие моменты все раскрепощаются и получают истинное удовольствие от совместного музицирования.

Каждый учебный год мы начинаем и заканчиваем концертом класса. Первый концерт проходит в середине сентября. На нем исполняется музыка, выученная в прошлом учебном году или ранее. Звучат полюбившиеся всем произведения. Таким образом мы знакомим новых учеников класса с возможностями инструмента, на котором они хотят научиться играть, инструмента солирующего и сопровождающего голос или другие инструменты.

Знакомство друг с другом важно для детей, которые потом будут играть друг другу, проводить вместе время на концертах класса. Нужно учить быть дружелюбными, доброжелательными, умеющими слушать других, что очень тяжело дается современным детям, загруженным потоком информации с малых лет. Вновь пришедшие чувствуют непринужденную, «домашнюю» обстановку, и их первые выступления пройдут без страха и тревоги, радостно и уверенно. В середине мая проводим отчетный концерт. Для этого, по возможности, снимаем зал с хорошей акустикой и роялем. Так проходили концерты в музеях квартирах Н. А. Римского-Корсакова, Ф. А. Шаляпина. Такой концерт – отголосок музыкальных гостиных, отзвук прошлых времен, где каждый ребенок может почувствовать себя концертирующим пианистом, который за трудолюбие, талант, любовь к музыке награждается удовольствием поиграть на хорошем рояле в красивом зале и получить за это аплодисменты публики. В конце концерта дети получают в подарок программку. Также на память остаются фотографии и видеозаписи.

За прожитое с Музыкой время сближаются дети и родители. После концерта всегда трудно разойтись. Мы гуляем по весеннему городу, обсуждая концерт или просто что-то интересное, строим планы на будущее, мечтаем. Иногда, эти планы и мечты воплощаются в жизнь в следующем учебном году.

Осенью 2009 года наше маленькое филармоническое общество получило название «Клуб «Хрустальный Рояль». Ко мне в класс одновременно пришло много малышей. Для того, чтобы их немного сдружить, научить слушать музыку, познакомить с теорией, поработать в группе над тем, что должен знать и уметь каждый начинающий пианист, еженедельно я проводила общие занятия.  Помимо получения знаний мы учились создавать красивую, уютную обстановку для занятий. Каждый урок начинался со звонка, который настраивал детей на работу. Так, к «волшебной палочке», сопровождающей все новогодние праздники, добавился ещё один «волшебный» атрибут – «хрустальный рояль». С нежного, завораживающего звучания этой музыкальной шкатулки теперь начинаются все наши творческие встречи. Дети сами решили назвать наше музыкальное общество «Клуб «Хрустальный Рояль».

Итак, концерты класса – это источник вдохновения, возможность для каждого ребенка раскрыть свой талант, реализовать себя посредством музыки, найти своё место в жизни, получить новые знания в радостной атмосфере сотворчества. Это возможность все время что-нибудь придумывать, часто неожиданно и непредсказуемо, по велению Его Величества Вдохновения, почти никогда не повторяясь. Как сама Музыка.

За более чем 30 лет работы преподавателем фортепиано я выпустила очень много учеников. Многие из них выбрали творческие профессии. Среди них есть музыканты, художники, актеры, режиссеры. Система дополнительного образования дает возможность поиска свободных форм работы для развития творческого потенциала каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."

Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"...

Медиаматериалы для самостоятельной работы учащихся в классе фортепиано при подготовке к выступлениям на концертах и конкурсах Л.В Бетховен менуэт соль-мажор

Медиаматериалы для самостоятельной работы учащихся в классе фортепиано при подготовке к выступлениям на концертах и конкурсах Л.В Бетховен менуэт соль-мажор...

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование - это подведение итогов первого года обучения в музыкальной школе. Обучающиеся обязательно выполняют дан...

Концерт современных композиторов в практике детских музыкальных школ на примере Концерта №1 для фортепиано с оркестром О.Буровой

1. Вводный раздел2.Основной раздела) Методический анализ Концерта №1 для фортепиано с оркестромб)Биография композитора3.Заключительный раздел4. Приложение (нотные примеры)...

Сценарий концерта в классе фортепиано.

Сценарий - хороший формообразующий фактор для концерта. Точные и емкие преамбулы, стихи,эмоциональная подача материала делают концерт из официального мероприятия в творческий вечер и праздник музыки....

Методическая разработка концерта класса фортепиано, посвященного творчеству Л. Бетховена

ЦельУглубленное знакомство с творчеством Бетховена.ЗадачиПознакомить учеников с жизнью и творчеством Л. БетховенаПогрузить учеников в необъятный мир музыки Л. БетховенаПредоставить ученикам возможност...

«Сценарий концерта класса фортепиано, посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»

Концерт подготовлен к Юбилею  хоровой студии" Эхо" .  В программу входят пьесы разных жанров : вальсы, польки, марши , песни, звучат стихи о музыке. Все это проходит в легкой , дру...