Тайны текстов произведений И. С. Баха
статья на тему

Веденко Ольга Александровна

В статье рассмотренны особенности текстов произведений И. С. Баха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tainy_tekstov_proizvedenii_baha.docx164.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тайны текстов произведений И. С. Баха

Бах – явление вселенского масштаба. Его музыка принадлежит вселенной и всякому её гражданину. Музыка была для него богослужением, он воспринимал церковь как вселенский организм, как некое всеобщее славословие, воссылаемое богу, и свою музыку считал лишь одним из голосов в хоре, воспевающем славу божью. Музыка Баха глубоко символична.

Ныне, в начале 21 века, творчество Баха как никогда современно. Духовная музыка Баха – центр его творчества. Помимо духовной музыки Бах писал легкие клавирные пьесы не для служб, а для учения.

Изучение легких клавирных произведений И.С.Баха составляет неотъемлемую часть работы школьника-пианиста. Не будет преувеличением сказать, что пьесы из «Нотной книжки Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», инвенции и синфонии — все эти произведения знакомы каждому школьнику, обучающемуся игре на фортепиано.

Педагогическая направленность клавирных сочинений соответствовала, очевидно, самому укладу музыкальной жизни баховского времени. Домашнее музицирование и обучение музыке занимало в ту эпоху более значительное по сравнению с концертной практикой место. Иной раз именно инструктивные идеи вдохновляли Баха на создание величайших произведений, действительно, в нотные книжки, составлявшиеся для Анны Магдалены Бах, для сыновей И. С. Баха, включены не только мелкие пьесы танцевального характера; но и французские сюиты, и партиты. Педагогическим целям посвящены 15 двухголосных инвенций и 15 синфоний. Слова Баха с титульного листа инвенций с ясностью обрисовывают высокие воспитательные задачи, которые ставил себе Бах при их создании: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и правильной разработке; главное же — добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции».

Значение, которое имеет в учебе школьника баховское клавирное наследие, значительность времени и усилий, затрачиваемых на его изучение и учащимися и их руководителями, побуждают уделить особое внимание вопросам исполнения клавирных произведений Баха

Особого внимания требуют и историческое своеобразие рассматриваемого раздела учебы, и связанные с этим особые трудности. Укажем здесь на две группы трудностей. Первая связана с вопросом о том нотном тексте, который кладется в основу работы школьника. Вторая связана с особенностями клавишных инструментов, бытовавших в первой половине XV'III века и для которых, собственно, и написаны изучаемые школьником клавирные произведения.

При всякой работе над клавирным произведением Баха следует отдавать себе отчет в следующем основном факте: в рукописях клавирных сочинений Баха почти полностью отсутствуют исполнительские указания.

Что касается динамики, то известно, что Бах, употреблял в своих сочинениях лишь три обозначения, а именно: forte, piano и, в редких случаях, pianissimo. Выражений crescendo, diminuendo, пр, ff, вилочек, обозначающих усиление и ослабление звучности, наконец, знаков акцентировки Бах не применял.  

Столь же ограниченно в баховских текстах применение темповых обозначений. Обозначений accelerando, stringendo, piu mosso, rallentando, ritenuto, meno mosso Бах совсем не применял.

Следует понимать, что если в том нотном тексте, который мы даем ученику, имеются исполнительские указания, то подавляющее большинство их не принадлежит Баху, а внесено в текст редактором. Наряду с исполнительскими редакциями существуют издания, ставящие себе целью воспроизведение именно авторского текста. Принимая во внимание важность изучения баховских клавирных сочинений по авторскому тексту, музыкальные издательства предприняли публикацию ряда баховских произведений в их подлинном виде.

Однако, познакомиться с авторским текстом вполне возможно и в том случае, если ученик располагает одной из исполнительских редакций. Ведь любая редакция содержит в себе и авторский текст, и дополнительные редакторские к нему пометки. Авторский текст в чистом виде может быть усмотрен в любой доброкачественной редакции, если мы откинем все исполнительские указания (динамика, темп, штрихи). Имеющиеся в отдельных случаях разночтения нотного текста связаны большей частью с наличием расхождений между теми рукописями, которые положены в основу изданий. Эти считанные разночтения имеют опять-таки интерес для исторических исследований, однако они не имеют решающего практического значения в учебной работе. Таким образом, изучение авторского текста можно вести не только по специальному подлинному изданию, но и по любой доброкачественной редакции.  

К советам редактора нужно прислушиваться, так как они не только указывают на определенные приемы исполнения, но порой помогают понять характер и смысл музыки. Однако внимание к советам редактора не должно приводить к безоговорочному их выполнению. В отдельных случаях педагог может внести свои изменения.

Вторая трудность, с которой мы встречаемся в работе клавирными произведениями Баха - это то обстоятельство, что все они написаны совсем для фортепиано. Они написаны для инструментов, которые носили в ХVIII веке обобщенное название клавира. Под клавирным произведением понималось произведение, написанное вообще для какого-либо клавишного инструмента. Следует назвать три основных клавишных инструмента того времени: клавесин, клавикорд в, наконец, орган. Молоточковое фортепиано хотя и было изобретено в 1707 году, но при жизни Баха не вошло в музыкальную практику. Баху молоточковое фортепиано было знакомо, однако он не посвятил ему ни одного произведения.

В заключении хочется отметить, что интерес к музыке И. С. Баха поднимается по непрерывной восходящей. В последнее время этот процесс стал особенно заметным: творчество Баха завоевало аудиторию даже тех слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезной» музыке.

Каждое следующее поколение требует иного прочтения музыки. В наше время, когда велика тяга людей к духовности, успех исполнителя музыки Баха в значительной мере за­висит от того, насколько глубоко он сумеет проникнуть в ее смысловые и содержательные пласты. Овладение ими позволяет исполнителю достичь и гораздо большего эмоционального наполнения произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Тайны текста" в 7 классе

Данное планирование позваляет проводить занятия по изучению тайн построения текстов с учащимися 7 класса...

Элективный курс по русскому языку"Тайны текста". 8 класс

Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осозна...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

Работа над полифоническими произведениями И.С.Баха на примере трехголосной инвенции Соль мажор

Произведения И.С. Баха занимают важное место в репертуаре учащихся ДМШ. В своей работе я раскрыла методы, которые помогают моим ученикам в изучении сложной полифонической музыки. Исполнительский анали...

открытый урок на тему: "Заключительный этап работы над произведением И.С. Баха- Полонез соль минор"

laquo;Заключительный этап работы над произведением И. С. Бах – Полонез соль минор»...

Роль символики в произведениях И.С.Баха.

В наследство от XIX века нам достался эмоционально-интуитивный подход к инструментальной музыке Баха. Заложенное в ней глубочайшее духовное содержание всеми явственно ощущается, но не проявл...