программа деятельности кружка "Юный художник".
рабочая программа на тему

Программа расчитана на 3 года обучения, младший школьный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_obrazovat_yunyy_hudozhnik.docx86.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Красненского района Белгородской области

                                                     

                         

                                                                                     

Рассмотрено:                                                            на заседании педагогического совета

 «__» ___________ 20______ г.

Протокол №_________

Утверждаю:                                                            Директор МБУ ДО                                                                        «Дом детского творчества»                                                                   Смирных И.Н ___________                                                                              «__» ___________ 20______ г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный художник»

(Три года обучения)

Возраст воспитанников: 7-12  лет

                                                         Педагог дополнительного    образования                                                                        

                                                                          Кануник Вера Яковлевна

с. Красное

2016

Пояснительная записка

 Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - трехгодичной.

Образовательная  программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной .Настоящая  программа  составлена  на  основании  Примерной  образовательной программы  внеурочной  деятельности  художественно-эстетического  направления  «Смотрю  на  мир  глазами  художника»,  разработанной  Е. И. Коротаевой  в  соответствии  с  учебными и типовыми программами по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведению, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, композиции ,а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

 В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

 В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

 Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

 Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

 Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

 воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

 художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

 технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

 В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принцип построения программы:

 На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

 Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

 Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  занятия в свободное время;

  обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

 Сроки реализации образовательной программы рассчитана на 3года обучения. Это время является вводным и направлено на первичное знакомство с изобразительным искусством.

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Формы занятий.

 Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы:

 Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

 - Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

 - Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;

 - В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

 - Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

 - Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

 - Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

 Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

 Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

 Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

 Режим занятий

 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения.

 Ожидаемые результаты освоения программы:

 Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

 Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

 В конце первого года обучения:

 Ученик будет знать:

 - отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

 - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

 - об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции;

-Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.

- Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.

 - Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.

 -Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.

 -Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.

- Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

 Ученик будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

 - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

 - понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

 - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

 - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

 Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

 - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

 Ученик способен проявлять следующие отношения:

 - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

 - творчески откликаться на события окружающей жизни;

 - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

 - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

 - передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

 - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

 - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;

 - в сюжетных работах передавать движение;

 - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

 - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

 - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

 - выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;

 - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;

 - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

 - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Ученик способен проявлять следующие отношения:

 - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

 - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

 - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

 - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

 - понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Способы проверки результатов освоения программы

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

 - контрольных занятий по изученным темам;

 - конкурсы;

 - выставка детских работ;

 - в конце года готовится итоговая выставка работ.

 На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.

 На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.

Механизм оценки результатов по программе:

 В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце

 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

 Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

 - Координации и тонкой моторики;

 - Умения изображать рисунок в цвете;

 - Творческого мышления ребенка;

 - Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

 Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.

 В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.

 - выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

 - выполнение конкурсных и выставочных работ;

 - подведение итогов по результатам каждого полугодия.

 Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

о/о

Раздел

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

всего

1

Вводное занятие

2

2

2

6

2

Живопись

25

40

40

105

3

Графика

20

35

35

90

4

Скульптура

18

25

25

68

5

Аппликация

12

12

12

36

6

Бумажная пластика

18

22

22

62

7

Работа с природными материалами

8

16

16

44

8

Народное искусство

20

35

35

90

9

Композиция

18

28

28

74

10

Итоговое занятие

1

1

1

3

11

Организация и обсуждение

выставки детских работ

2

2

2

6

Итого

144

216

216

576

Учебно-тематический план первого года обучения

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

   Вводное занятие

2

1

1

2

Живопись

25

2,2

Теплые цвета.

2

2

2,3

Холодные цвета.

2

2

2,4

Контраст теплых и холодных цветов.

2

2

2,5

Эмоциональная выразительность цветовых пятен.

3

1

2

2,6

Изображение  осеннего пейзажа.

4

4

2,7

Изображение цветов.

2

2

2,8

Изображение сказочных растений.

3

3

2,9

Изображение сказочных птиц.

3

3

2,10

Изображение сказочных животных.

3

3

2.11

Обобщение темы раздела

1

1

3

Графика

20

3,1

Выразительные особенности  линии

2

2

3,2

Контраст темного и светлого

2

2

3,3

Тоновое пятно в графике.

2

2

3,4

Графические материалы.

2

2

3,5

Изображение растений.

2

2

3,6

Изображение цветов.

2

2

3,7

Изображение деревьев.

2

2

3,8

Изображение фруктов и овощей.

2

2

3,9

Изображение насекомых.

2

2

3.10

Обобщение темы раздела

2

2

4

Скульптура

18

4,1

Лепка из пластилина простых предметов-фруктов и овощей.

4

4

4,2

Лепка  объемных форм - сладостей.

6

6

4,3

Лепка сказочных птиц.

6

6

4.5

Обобщение темы раздела

2

2

5

Аппликация

12

5,1

Материалы для аппликации.

1

1

5,2

Техники аппликации.

3

3

5,3

Аппликация из фантиков.

3

3

5,4

Аппликация из засушенных листьев и трав.

3

3

5.5

Обобщение темы раздела

2

2

6

Бумажная  пластика

18

6,1

Моделирование из мятой бумаги.

3

3

6,2

Изготовление природных форм (деревьев, цветов).

10

10

6,3

Изготовление  фонариков.

3

3

6.4

Обобщение темы раздела

2

2

7

Работа  с  природными  материалами

8

7,1

Изготовление сказочного пейзажа с  применением каштанов и пластилина.

2

2

7,2

Изготовление сказочной птицы с  использованием различных семян.

2

2

7,3

Изготовление сказочного пейзажа с  применением красивых камней.

2

2

7.4

Обобщение темы раздела

2

2

8

Народное искусство

20

8.1

Понятие стилизации

2

1

1

8.2

Символика элементов народного орнамента.

2

2

8.3

Орнамент в полосе

2

2

8.4

Орнамент в прямоугольной форме

2

2

8.5

Орнамент в круге

2

2

8.6

Азбука кистевой народной росписи

2

2

8.7

Народная посуда

2

2

8.8

Народная вышивка

2

2

8.9

Народная игрушка

2

2

8.10

Обобщение темы раздела

2

2

9

Композиция

18

9.1

 Что такое композиция?

1

1

9.2

Как художники « сочиняют» картины?

2

2

9.3

 «Колобок», русская

народная сказка

2

2

9.4

«Репка», русская

народная сказка

2

2

9.5

«Гуси-лебеди», русская народная сказка

2

2

9.6

Мой любимый сказочный герой

2

2

9.7

По дорогам сказок

2

2

9.8

Обобщение темы раздела

1

1

10

Итоговое занятие

1

1

11

Организация и обсуждение

выставки детских работ

2

2

Итого:

144

7

137


                                   

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

первого года обучения

 
l.Вводное  занятие

Первый год обучения. Введение  в программу.

Выставки детских работ созданных в
процессе обучения воспитанниками коллектива. Знакомство с художественными материалами. Правила техники
безопасности во время работы. Организация рабочего места.

Практическая работа: проба художественных материалов.

2.Живопись

                     Первый год обучения. Начальные представления об
основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, и
получение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

                      Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных, птиц, растений, трав.

3. Графика

    Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными
карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев,
веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

4. Скульптура

 Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

  Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

5. Аппликация

   Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приемы работы с ножницами разной величины, учатся получать ровную линию. Знакомство с другими материалами, например засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные
оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узора, а затем более сложные тематические композиции.

 Практическая работа: изучение выразительности
готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами и
листьями, травами (создание простых композиций).

6. Бумажная пластика

  Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

  Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

7. Работа с природным материалом

  Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни ,мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы
полученные из бумаги.

8. Народное искусство

Первый год обучения.

Первоначальные понятия о стилизации растительного мира (листиков, цветов, бабочек).Изучение натуры, зарисовки растений.

Орнамент. Понятие, виды, формы. Объяснение принципов построения орнаментов,  изучение способов украшения форм.

Символика элементов народного орнамента на примере народной вышивки, росписи посуды и предметов быта.

Орнамент в полосе, в прямоугольной форме, в круге.

Азбука кистевой росписи. Изучение азов, элементов и способов их взаимосвязи, составляющих основу любой росписи.

Практическая работа: выполнение упражнений, несложных  растительных композиций по украшению народных предметов домашнего обихода.

Украшение плоского предмета заданной формы -итоговая работа.

9. Композиция

Первый год обучения. Формировать первоначальные навыки распределения объектов на плоскости. На примере  иллюстрирования передавать выразительность изображаемого сюжета на плоскости.

Практическая работа: выполнение упражнений, несложных  композиций на тему иллюстрирования народных сказок.

10. Итоговое занятие

Первый год обучения. Обсуждение  и анализ творческих успехов и возможностей. Школьники вспоминают темы.
изученные в течение года.

Практическая работа: выполнение коллективного панно «В мире изобразительного творчества».

11. Организация и обсуждение выставки детских работ

   Первый год обучения. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся, учатся готовить свои работы к экспозиции. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Учебно-тематический план второго  года обучения

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

   Вводное занятие

2

1

1

2

Живопись

40

2,2

Основные и дополнительные цвета

2

2

2,3

Получение насыщенного живописного пятна.

4

4

2,4

Теплая и холодная цветовая гамма

2

2

2,5

Подмалевок и его значение.

4

1

3

2,6

Изображение   с натуры веток с осенней листвой

4

4

2,7

Изображение   с натуры цветов

4

4

2,8

Изображение   с натуры цветов

4

4

2,9

Изображение фантастических пейзажей.

4

4

2,10

Изображение фантастических пейзажей.

4

4

2.11

Изображение фантастических домов.

4

4

2.12

Изображение фантастических домов.

4

4

3

Графика

35

3,1

Выразительность  линии

4

3,2

Тоновое пятно  в графике .Ритм пятен.

4

3,3

Тоновой контраст и перспектива.

5

3,4

Изображение насекомых (линейно).

4

3,5

Изображение животных (в технике «сухая кисть»).

6

3,6

Изображение  обуви сказочных персонажей с использованием техники штриха.

2

3,7

Изображение  обуви сказочных персонажей с использованием техники штриха.

2

3,8

Изображение костюмов сказочных  персонажей с передачей фактуры.

2

3.9

Изображение костюмов сказочных  персонажей с передачей фактуры.

2

3.10

Изображение костюмов сказочных  персонажей с передачей фактуры.

2

3.11

Обобщение темы раздела.

2

4

Скульптура

25

4,1

Лепка из пластилина животных.

4

4

4,2

Лепка  лежащей фигуры человека.

10

10

4.3

Лепка  рельефа.

5

1

4

4.4

Лепка украшений с передачей фактуры.

4

4

4.5

Обобщение темы раздела.

2

2

5

Аппликация

12

5,2

Аппликация из  засушенных  листьев. Натюрморт

2

2

5,3

Аппликация из  засушенных  листьев. Натюрморт

2

2

5,4

Передача перспективы в   аппликации. Пейзаж.

4

4

5.5

Коллаж.

2

2

5.6

Обобщение темы раздела.

2

2

6

Бумажная  пластика

22

6,1

Скручивание и надрезание. Изготовление объемных элементов пейзажа.

4

4

6,2

Изготовление  пейзажа-картины (групповая работа).

6

6

6,3

Скручивание .Изготовление объемных элементов натюрморта.

4

4

6.4

Изготовление  натюрморта(групповая работа).

6

6

6.5

Обобщение темы раздела.

2

2

7

Работа  с  природными  материалами

16

7,1

Изображение животного с использованием камня

5

5

7,2

Декоративное оформление камней.

5

5

7,3

Составление декоративной  композиции с  применением красивых декорированных камней.

5

5

7.4

Обобщение темы раздела

1

1

8

Народное искусство

35

8.1

Символика украшений  в народном искусстве

4

1

3

8.2

Народный праздничный костюм

4

4

8.3

Народная глиняная игрушка и ее виды.

4

4

8.4

Дымковская народная игрушка

4

4

8.5

Филимоновская  народная игрушка

4

4

8.6

Каргопольская  народная игрушка

4

4

8.7

Белгородская народная игрушка

4

4

8.8

Старооскольская  народная игрушка

4

4

8.9

Обобщение темы раздела

3

1

2

9

Композиция

28

9.1

 Основные правила композиции.

1

1

9.2

Ритм в  композиции.

4

9.3

Контраст  в  композиции.

4

9.4

«Конек-горбунок» П. Ершова

4

9.5

«Аленький цветочек» С. Аксакова

4

9.6

Мой любимый сказочный герой

4

9.7

По дорогам сказок

4

9.8

Обобщение темы раздела

3

1

2

10

Итоговое занятие

1

11

Организация и обсуждение

выставки детских работ

2

2

Итого:

216

9

207

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второго  года обучения

l.Вводное  занятие

Второй год обучения. Знакомство с темами программы этого года обучения.Выставки детских работ созданных в
процессе обучения воспитанниками коллектива. Анализ работ, успехов.Правила техники безопасности во время работы. Организация рабочего места.

Практическая работа: пробная работа (этюд).

2. Живопись

Знания учащихся расширяют получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до времени известные детям как составные, теперь раскрывающие и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми
холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

3. Графика

 Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой
линий
, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой
при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

4. Скульптура

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение ра6оты от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приём продавливания карандашом, передачи фактуры (создание
следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

5. Аппликация

Продолжение освоения обрыв ной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание
образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

 6. Бумажная пластика

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

  7. Работа с природным материалом

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных при
родных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней
нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой
.

8. Народное искусство

Знакомство с основными элементами и символикой украшения народного праздничного костюма. Изучение особенностей народной глиняной игрушки. Характеристика общих национальных особенностей всех видов игрушек, выделение характерных элементов дымковской, филимоновской, каргопольской глиняных игрушек. Изучение истории возникновения и географии промысла. Знакомство с народной игрушкой своего региона( Белгородской и Старооскольской).

Определение сюжетов изображения.

Практическая работа: краткосрочные зарисовки, украшение народной росписью на выбор заготовок народных игрушек - итоговая работа.

9. Композиция

Формировать дальнейшие навыки распределения объектов на плоскости. Знакомить с основными правилами и законами композиции: ритмом, контрастом, и т. д. На примере  иллюстрирования передавать выразительность изображаемого сюжета на плоскости.

Практическая работа: выполнение упражнений, несложных  композиций на тему иллюстрирования сказок.

10. Итоговое занятие

Обсуждение  и анализ творческих успехов и возможностей. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года.

Практическая работа: викторина : «  Юный художник и искусство»

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

Школьники  вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении  творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее  удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. Анализируют свой вклад в подготовку и оформление своих работ к выставке.

Учебно-тематический план третьего  года обучения

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

   Вводное занятие

2

1

1

2

Живопись

40

2,2

Особенности насыщенного живописного пятна.

1

1

2,3

Цветовой тон и насыщенность.

1

1

2,4

Контраст цветовых пятен.

2

2

2,5

Эмоциональная выразительность цветовых пятен.

4

1

3

2,6

Изображение  осеннего пейзажа.

4

4

2,7

Изображение  осеннего пейзажа.

4

4

2,8

Изображение  натюрморта.

4

4

2,9

Изображение  натюрморта.

4

4

2,10

Изображение портрета.

4

4

2.11

Изображение портрета.

4

4

2.12

Изображение сказочных персонажей.

4

4

2.13

Изображение сказочных персонажей.

4

4

3

Графика

35

3,1

Выразительные особенности  графических средств.

4

1

3

3,2

Понятие светотени.

2

3,3

Светотеневой контраст.

4

3,4

Выразительные особенности  различных графических материалов.

4

3,5

Изображение элементов графического пейзажа.

2

3,6

Изображение графического пейзажа.

2

3,7

Изображение графического пейзажа.

2

3,8

Изображение предметов быта

2

3,9

Изображение предметов быта.

2

3.10

Портрет человека.

2

3.11

Портрет человека.

2

3.13

Обобщение темы раздела

2

2

4

Скульптура

25

25

4.1

Знакомство с техникой рельефа.

5

1

4

4,2

Лепка  простого рельефа (два уровня изображения).

2

2

4,3

Лепка  простого рельефа (два уровня изображения).

2

2

4.5

Лепка сказочного образа из общей пластической массы.

13

4.6

Обобщение темы раздела

2

2

5

Аппликация

12

5,1

Аппликация из засушенных листьев и трав.

2

2

5,2

Аппликация из засушенных листьев и трав.

2

2

5,3

Аппликация в виде мозаики осеннего пейзажа.

4

4

5,4

Аппликация в виде мозаики осеннего пейзажа.

4

4

5.5

Обобщение темы раздела

2

2

6

Бумажная  пластика

22

6

6,1

Моделирование из белой бумаги динамичных фигур и декоративных композиций.

10

10

6.2

Обобщение темы раздела

2

2

7

Работа  с  природными  материалами

16

7,1

Изготовление тематической композиции  с использованием природных материалов.

14

14

7.2

Обобщение темы раздела

2

2

8

Народное искусство

35

35

8.1

Символика  в росписи и резьбе по дереву.

7

1

6

8.2

Народная посуда

4

4

8.3

Народная вышивка

4

4

8.4

Народный костюм

4

4

8.5

Народная игрушка

4

4

8.6

Городецкая роспись

4

4

8.7

Гжель- синяя сказка

4

4

8.8

Жостовская роспись

4

4

8.9

Хохломская роспись

4

4

8.10

Обобщение темы раздела

3

1

2

9

Композиция

28

9.1

 Особенности декоративной композиции.

4

1

3

9.2

 Декоративная композиция в дизайне книг, журналов, открыток.

6

1

5

9.3

 Композиция по мотивам сказок А. С. Пушкина.

4

9.4

Композиция по мотивам рассказов о природе.

4

9.5

Композиция макета обложки детского журнала

4

9.6

Композиция макета поздравительной открытки.

4

9.7

Обобщение темы раздела

2

1

1

10

Итоговое занятие

1

1

11

Организация и обсуждение

выставки детских работ

2

2

Итого:

216

8

208

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

третьего года обучения

l.Вводное  занятие

Третий год обучения. Знакомство с темами программы этого года обучения. Выставки детских работ созданных в
процессе обучения воспитанниками коллектива. Анализ работ, успехов. Правила техники безопасности во время работы. Организация рабочего места.

Практическая работа: пробная работа с натуры (этюд).

2. Живопись

Третий год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных элементов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

 Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

3. Графика

Третий год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение
образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача - рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

4. Скульптура

  Третий год обучения. Новые знания и навыки -работа над рельефом. Подготовительный этап по освоении рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на получение
образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глина) с последующей доработкой образа.

  Практическая работа: нахождение образа в общепластической массе. Работа над рельефом.

5. Аппликация

Третий год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой
вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

6. Бумажная пластика

Третий год обучения. Закрепление навыков работ
с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих
фигур, фигур в движении.

7. Работа с природным материалом

Третий год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона ,в картонной крышке, а также в маленькой металлической(пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительно
ограничение пространства обусловит более мелкую работу способствующую развитию более сложной моторики пальцев

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

8. Народное искусство

Третий год обучения .Определение и подробное изучение основных видов национальной росписи. Характеристика общих национальных особенностей всех видов росписи, выделение характерных элементов Городецкой росписи, Гжельской росписи. Хохломской росписи, Жостовской росписи, Мезенской росписи.

Изучение истории возникновения и географии промысла.

Изучение характерных элементов и особенностей композиции росписи.

Определение сюжетов изображения.

Изучение последовательности ведения  работы и технических особенностей

выполнения росписи.

Практическая работа: краткосрочные зарисовки, украшение народной росписью на выбор плоских предметов усложненной формы - итоговая работа.

9. Композиция

Третий год обучения Формировать дальнейшие навыки композиционного построения изображения на плоскости. Знакомить с понятием « Дизайн»,основными правилами и законами композиции в дизайне книг, журналов, открыток. На примере  иллюстрирования передавать выразительность изображаемого сюжета на плоскости.

Практическая работа: выполнение упражнений, выполнение дизайна  несложных макетов полиграфической продукции,  композиций на тему иллюстрирования текстов.

10. Итоговое занятие

Третий год обучения. Обсуждение  и анализ творческих успехов и возможностей дальнейшего развития. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года.

Практическая работа: выполнение коллективного панно (коллаж) «Смотрю на мир глазами художника».

11. Организация и обсуждение выставки детских работ

Третий год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового
искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Анализируют свой вклад в подготовку и оформление своих работ к выставке.


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При реализации программы используются различные методы обучения: словесные, наглядные,
практические методы, методы проблемного обучения, программированного, алгоритмический метод, метод взаимообучения. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает
интерес обучающихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные,
практические, игровые, конкурсы, выставки.

Для реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • схемы;
  • таблицы;
  • репродукции с картин художников;
  • образцы работ.
    раздаточный материал:

        •         карточки с заданиями, шаблоны;

материалы для проверки освоения программы:

  • тесты по разделам программы;
  • диагностические карты;
  • кроссворды.

При обучении по программе, рисунки должны выполняться на различных форматах листа, так как
выбранный формат напрямую зависит от художественной техники, в которой воплощается рисунок. Если для
работы в технике живописи лучше использовать большие листы бумаги, то для рисунков, выполняемых в графических техниках (карандаш, тушь, палочка, восковые мелки, грифель), больше подходят совсем небольшие форматы.
для выполнения работ в объемной пластике воспитанники при меняют пластилин, при конструировании и аппликации - бумагу, картон, клей и т. Д.

Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки,
предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка
развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности
всей руки. Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как
пластилин, глина и бумага (объемное моделирование). Малыши этого возраста с большим успехом передают
движение в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельности с
другим.

Педагог строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку дети развивали умение видеть в природе
многообразие формы и цвета, ценили красоту простых, обыденных явлений.

В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо идти от образа, от эмоционального
насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии,
освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т. л., В первую очередь должны
иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.

                              ЛИТЕРАТУРА

                                 Для учителя:

1.Примерные  программы  внеурочной  деятельности.  Стандарты  второго  поколения/  В.А. Горский,  А.А. Тимофеев,  Д.В. Смирнов – М.:  «Просвещение» 2010

2.К о р о т е е в а Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. -  М. К о р о т е е в а Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. - М., 2009.

3.К о р о т е е в а Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.

4. К о р о т е е в а Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте ева. - М., 2009.

5.К о р о т е е в а Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов  Е. И. Короте ева. -М., 2003.

6.Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания/ сост. И.В. – Волгоград: учитель,2015.

7. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для 1--4 классов / Е. И. Коротеева. - М., 2003.

8. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М., 1987.

9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 класс. Книга для учителя М.: Просвешение, 1991

10. Полунина В. Н. Одолень-трава: эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством / В. Н. Полунина. - М., 1989.

11Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры/ Л. Г. Савенкова. - М., 2000.

12Фаворский В. А. Теория графики / В. А. Фаворский. - М., 1988.

Для учащихся :

  1. Павлов, М.А. Развитие творчества у детей/ М.А. Павлов. – Белгород, 2005. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности кружка "Юный художник"

Программа по дополнительному образованию. Рассчитана на 2 года. Имеется методическое обеспечение....

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности "Весёлый художник"

Программу составлялась специально для платных услуг по изобразительной деятельности средняя группа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"...

Программа внеурочной деятельности "Юный художник" (1 - 4 кл.)

Программа внеурочной деятельности "Юный художник" (1 - 4 кл.)...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов

Рабочая программа разработана для 1 классов.  Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный художник» 5-7 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс внеурочной деятельности «Юный художник»...