Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Панило Антонина Ильинична

Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУВО Кадетская школа – интернат «Кадетский корпус»

 им. Дм. Пожарского

Тема самообразования: Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса.

Срок: 3 года

Подготовила: воспитатель

Панило Антонина Ильинична

г. Радужный 2016 г.

Цель работы: Создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений сделать правильный профессиональный выбор.

Задачи:

  1. Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме морально – нравственного развития ипрофессионального самоопределения.
  2. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально – нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов).
  3. Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности. Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении в процессе самоподготовки к избранной профессии.
  4. Выявление детей с проблемами морально – нравственного развития, организации индивидуальной помощи.
  5. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
  6. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

     

Воспитательная работа по данной теме самообразования проводилась в течение трех лет с воспитанниками 9 – 11 классов кадетской школы – интерната «Кадетский корпус» с 2013 – 2016 г.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1). Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.

2). Сформированностьпрофориентационной направленности.

3). Сформированность культуры самореализации.

4). Наличие индивидуальной программы самореализации.

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ:

1 этап – теоретический. Методы.

Изучение и анализ психолого – педагогической литературы по теме самообразования.

Концептуальное основание.

В основу  данной работы по самообразованию были положены идеи профессора Германа Константиновича Селевко о самовоспитании школьников.

Главную роль в становлении личности человек, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в т. ч. И воспитательных) процесс его развития заключается в том, чтобы вынести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а так же обеспечивать инструментарием саморазвития.

Полностью разделяя точку зрения Л.С.Выготского о том,что «воспитание и есть в конечном счете самовоспитание»,Г.К.Селевко предпринял попытку разработать теоретические и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию.В своей концепции профессор дает определение не воспитания,а самовоспитания.Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного,управляемого самой личностью развития,в котором в субъективных целях и интересах самой  личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».

Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника,профессор Г.K.Cелевко считает,что цель воспитания следует сформулировать таким образом:воспитать активного,инициативного, самостоятельного гражданина,просвещенного,культурного человека,заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле ,способного к постоянному жизненному самосовершствованию.

  Главный целевым ориентиром в воспитательой деятельности является формированием человека самосовершенствующегося ,обладающего следующими характеристиками.

-одухотворенность,идейная направленность,связь мотивов (целей) работы над собой и духовным ядром личности.

-устойчивость целей и задач самосовершенствования,превращение их в доминату жизнедеятельности.

-владение,оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

-высокий уровень самостоятельности личности , готовность к включению в любую деятельность ;

-творческий характер деятельности человека;

-осознанное поведение , направленное на улучшение себя , своей личности ;

-эффективность работы по самосовершенствованию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека,необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.

1 группа – задачи в области обучения

A)Формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

Б) обеспечить усвоение учащимися стандартов образования по обучения;

В)Формировать общеучебные умения и навыки;

Г)способствовать формированию творческий качеств личности ,развивать креативность мышления , поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях:

2 группа – задачи в области воспитания

А)осуществлять личностный  подход  в учебно-воспитательном процессе;

Б)развивать нравственную , волевую и эстетическую сферы личности ;

В)формировать умения самовоспитания и самообразования;

Г)обеспечить условия для максимальной самореализации;

Д)сформировать веру в себя;

Е)создать воспитательно-образовательную среду , формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

3 группа – задачи в области психического развития

А)Развивать индивидуальные способности  ребёнка;

Б)формировать положительную «Я-концепцию» личности ребёнка;

В)формировать доминанту самосовершенствования личности ;

Г)способствовать формированию умений  управления собой , саморегуляции

4 группа – задачи в области социализации;

А)формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватную самооценку , самоуважение , достоинство , честь, совесть ) и к миру (гуманистическое , демократическое , диалектическое , экологическое мышление);

Б) Осуществлять деятельностный  подход в организации жизнедеятельности ребёнка , формирование социальной активности ;

В)Обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

Г) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

Главной составляющей содержания воспитания являются знания , умения и навыки , позволяющие ребёнку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству , самореализации своей личности .Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности , в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы , представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения.Благодаря этому у ребёнка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию,развиваются творческие начала,обогащается интеллектуальный ,эстетический и физический потенциал его личности .

Исходя их своих воззрений на процесс развития современного школьника ,профессор Г.K.Селевко считает , что цель воспитания следует сформулировать таким образом : воспитать активного, инициативного , самостоятельного граджанина,просвещённого ,культурного человека , заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле , способно к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Изучаемая литература по теме :

1.Г.K.Селевко «Руководство по организации самовоспитания школьников» 2000г./Народное образование.

2.Cелевко  Г.К «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация»,Школьные технологии,2005.  

3.Гусев В.В. «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии»Москва ,2004.

4.Лузина Л.М.,Степанова Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания»,Творческий центр,Москва,2002.

5.Куликов А.С.   «Диагностирование духовно-нравственной сферы личности школьника».Владимир 2005.

6.Психология популярных профессий под редакцией Головей А.С С-Петербург, 2003.

7. Планирование воспитательной работы в классе. Творческий центр Москва 2001.

8. Дереклеева Н.И «Родительские собрания в 9-11  классах» , Москва 2001г.

9.Худик В.А. «Изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте»,1992г.

10.Конвенция о правах ребёнка (1990г.).

11.Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. M., 1970 ;

12.Классные часы в выпускных классах Е.П.Сгибнева , Ростов-на-Дону «Феникс»,2005г.

13.Периодические журналы и газеты по теме. «Куда пойти учиться?».

14.Справочник для поступающих в ВУЗЫ.

15. «Мы патриоты!». Классные часы и внеклассный мероприятия . Под редакцией И.А.Агаповой ,М.А.Давыдовой-Москва «ВАКО» ,2006г.

16.Классный руководитель в современной школе под редакцией Сергеевой В.П.,кандидата пед.наук,2-е издание-М:ЦГЛ,2003г.

17.Справочник классного руководителя 10-11 классов.

18.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  РФ на 2006-2010 годы».-М.:Росвоецентр ,2005 г.

19.Концепция патриотического воспитания граждан  РФ/Красная звезда.-2003.-5 июля.

20.Патриотизм народов России : традиции и современность.Материалы межрегиональной  научно-практической конференции .-М., Триада-фарм,2003г.

21.Социальная сеть работников образования ________________

2 этап-диагностический(констатирующий срез-октрябрь.).Методы

Цель:выявить интересы и склонности в выборе будущей профессии ,проблемы ребёнка .

Методы.

1.Cоциометрия.

2.Уровень удовлетворённости жизнью в классе и в школе .

3.Ценностные представления учащихся.

4.Методика «Направленность личности»(Нечаева М.П.)

5.Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии(В.Б.Успенский)

6.Анкета «Готовность к самореализации»

7.Предварительный профессиональный выбор.

3 этап-формирующий(октябрь-апрель).Методы.

1.Беседы, классные часы по вопросам профориентации,в том числе и в форме диспутов .

2.Встречи с представителями различных профессий,в том числе Вооруженных сил РФ,МВД,МЧС.

3.Экскурсии

4.Индивидуальные консультации.

5.Оформление уголка по профориентации.

6.Система классных часов по проблемам нравственного выбора и самоопределения юношей

В рамках этой работы была разработана система классных часов по проблемам нравственного выбора и самоопределения юношей :

  1. «Мужество»
  2. «Мораль сей басни такова…»
  3. «Нам жить в 21 веке»
  4. День правовых знаний.Знаешь ли ты закон?
  5. День независимости от вредных привычек . «Губительный сигарета», «Помоги себе сам», «Профилактика наркомании,алкоголизма»
  6. Дни воинской славы России. «Нами дороги эти позабыть нельзя»
  7. Практикумы по профориентации «Выбор профессии», « Формула профессий –ХОЧУ,МОГУ,НАДО»,  «Как выбрать профессию,чтобы достичь успеха».
  8. «В Армии служить почётно», «Солдаты отечества».

4 этап – диагностический (контрольный срез-апрель)

5 этап – аналитический  (май-август).Методы:

1.Анализ реализации плана по теме самообразования:

      По материалам диагностики по профессиональному выбору в начале 11 класса 95% воспитанников собирались поступать в военные вузы , но по результатам медицинского отбора 25% получили мед.отвод. В результате к концу 11 класса 10 человек определились в своём выборе в ВВУ, 9 человек поступают в гражданские вузы – 50%.

     По материалам диагностики “ Направленность личности учащихся “ у воспитанников сформирована заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы ; способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения цели. Сформирована личность, которая сможет после школы успешно продолжить свою социализацию. По данным Лаборатории “Гуманные технологии” для выявления готовности учащихся к выбору профессии воспитанники в целом сделали правильный профессиональный выбор. По данным опросника для выявления готовности учащихся к выбору профессии показали высокий уровень готовности к выбору профессии 58%, средний уровень – 32%, низкий уровень 10% (недалеко от дома) . По результатам удовлетворённости учащихся школьной жизнью показатели выросли – высокий уровень 100% , средний уровень и низкий уровень не выявлен.

      В рамках этой работы была разработана система классных часов по проблемам нравственного выбора и самоопределения юношей:

- “Мы мужаем. Зачем , Я !”, “Мужество”

- “Мораль сей басни такова …”

-  Разброс мнений : “Интернет и сети” , “ Нам жить в 21 веке”

-  День правовых знаний. Знаешь ли ты закон ?

-  День независимости от вредных привычек. “ Губительная сигарета”, “Помоги себе сам “, “Профилактика наркомании ,  алкоголизма”

- “Пят шагов к себе”

-  Взаимоотношение юноши и девушки. “Конверт дружеских вопросов”,”О женщина, ты книга между книг”

-  Дни воинской славы России. “Нам дороги эти позабыть нельзя”

-  Практикумы по профориентации “ Выбор профессии “ , “ Формула профессии –ХОЧУ , МОГУ , НАДО “, “Как выбрать профессию ,чтобы достичь успеха”.

- “В Армии служить почетно”, “ Солдаты Отечества”

Систематизированы  методические видеоматериалы для проведения и осуждения по теме «Уроки нравственности»

Наиболее эффективными методами стали : целенаправленное педагогическое наблюдение, метод столкновения взглядов , организация  и проведение социометрии , анкеты-интервью, дискуссии, спор-диспуты , круглый стол . Воспитанники самостоятельны в учебной деятельности, активно участвуют в общешкольных делах , класс дружен ,умеет сопереживать , проявить соревнования. Метод социометрии помог получить «фотографию» внутриколлективных отношений между детьми . С помощью этого метода были решены две задачи : выявлены «лидеры» и «изолированные» дети , выявлены взаимные симпатии и сплоченность коллектива . Особое внимание было обращено на трудных детей , организована с ними индивидуальная работа , проводились психолого-педагогические консультации для родителей и детей по профориентации   и  выбору профессии . При помощи психолога была проведена работа по подготовке детей к профессиональному тестированию.

       Физически развиты хорошо. Постоянно показывают высокие результаты в военно-спортивных соревнованиях " Кадетского корпуса" . Награждены грамотами за спортивные достижения. Входили в состав команды воспитанников Кадетского корпуса и принимали участия в Суворовских сборах (2016), в  Ушаковских сборах (2016), в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта , по легкой алетике в городе и области.

       Неоднократно принимали участие в мероприятиях , акциях, митингах, парадах военно-патриотической направленности : в парадах и митингах посвященных Дню Победы , Дню Народного Единства , Памяти воинов-интернационалистов  и павших в локальных войнах и конфликтах .

       Воспитанники принимают активное участие в общественной жизни Кадетского корпуса , хоровую, театральную группу и принимают участие в мероприятиях художественной самодеятельности , учавствуя в концертах Кадетского корпуса , г.Радужного и области. В течении 3 четвертей занимают 1 место среди взводов КК.

       Для родителей проводились родительские собрания с приглашением администрации, учителей , анкетирование родителей по профориентационной тематике , психолого-педагогические консультации , индивидуальные беседы по вопросам здоровья детей и выбору профессии.

       Результат:

В ВУЗы МО РФ поступили - 6 человек.

Гражданские ВУЗы - 7 человек.

Средне-специальное заведения - 4 человека.

Служба в РА - 2 человека.



Предварительный просмотр:

                                          Кл.час  ”Я Родине своей служить готов?!”

Цель: подготовка учащихся к обдуманному выбору профессии .

Задачи : 1) Сформировать информационную основу выбора профессии военного.

                2) Активизация учащихся в  подоговке к профопределению.

                3) Вооружить старшеклассников методаи самопознания и самовоспитания.

Ведущий 1:  Здравствуйте, уважаемые гости нашей встречи! Мы приветствуем вас на встрече, посвященной службе молодых людей в Вооруженных силах современной России.

Ведущий 2:  Позвольте представить вам гостей нашей встречи:

1.Панкеев Владимир Вадимович  -   командир роты , подполковник Российской Армии.

2.Кокоткин Алексей Алексеевич  -  воспитатель , полковник Российской Армии, участник Афганской войны

Ведущий 1:  Солдат от боли умер до заката,

                        Ладонью даже сердце не прикрыл,

                        А  я – приемник этого солдата ,

                        Который  нас так преданно любил.

Ведущий 2: Как тот солдат , погибший в чистом поле.

                       Я вас люблю до слез . И поэтому

                       Я ваше сердце заслоню от боли.

                       Пусть будет сердце моему.

  Эти слова сродни воинской присяге , которую дает молодой воин , присягая на верность Родине и воинскому братству.

Ведущий 1: Служба  в армии . Сегодня этому вопросу уделяется громадное значение на уровне                              правительства  , военных ведомств , гражданских организации. Всем понятно , что служба в армии – важное и ответственное дело.

Ведущий 2 : От того , кто служит в армии и как служит , зависит будущее страны. О том какая  она – судят не только  по праздничным парадам , а и по обычным будням . Как  живет служащий , чем заполнен   его день , мы просим рассказать офицеров.

         ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Ведущий 1: Готовясь к встречи с вами , мы сформулировали ряд вопросов , на которые хотели бы получить ответы :

- Как проводится отбор юношей в Высший Военный Институт  ?

- Как следует готовить себя ?

- Как вы думаете , насколько выпускники Кадетского корпуса готовы к службе , чтобы чувствовать себя уверенно и достойно ?

Ведущий 2 : При подготовке к службе в армию многих ребят , да и родителей страшит врачебная комиссия.

Ведущий 1 : Как все происходит на самом деле ? На что обращают внимание призывная комиссия в первую очередь ?

     ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Ведущий 2 : Спасибо за ответы . А мы продолжаем. Юноша , прошедший призывную комиссию, попадает на территорию воинской части или военного училища.

Ведущий 1 : Он попадает в другой мир. Мир требований и приказов , мир отношений , обусловленных уставом.

Ведущий 2 : Нам очень хотелось бы узнать , какие чувства испытывает новобранец?

- Какие трудности вы испытали в первые дги своей службы (учебы) ?

- Существуют ли в казарме неуставные отношения?

     ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Ведущий 1 : Всё чаще можно слышать слова о том , что армия должна быть профессиональной , что молодые люди должны служить только добровольно. Согласны ли вы с этим мнением ?

В своих сочинениях “ Как я готовлюсь стать военным “ кадеты пишут , что будущий солдат должен быть физически подготовленным.

Ведущий 2 : Так ли уж это важно. Слово нашим гостям . Ответьте , пожалуйста на следующие вопросы :

-  Влияет ли физическая готовность призывника на определение рода войск , в котором ему придется служит ?

-  На что необходимо обратить самое большое внимание при подготовке себя физически ?

-  Можно ли рассчитывать при хорошей физической подготовке , что ты легко поступить в Высшие военные институты ?

Ведущий 1: Безусловно, физическая подготовка очень важна . Она основа качественной армии , но не менее важен , я думаю , её интеллектуальный потенциал.

Ведущий 2: Нам бы хотелось узнать с какими трудностями вы столкнулись при поступлении в Высший Военный Институт, и как долго вы готовились к экзаменам ?

      ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Ведущий 1 : В настоящее время наблюдается численное сокращение офицерского состава . Скажите , как вы думаете не увеличится ли конкурс в ВУЗы ?

      ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Ведущий 2: Часто юноши призывного возраста после окончания школы пытаются поступать ВУЗ  , и , в силу разных причин , не поступают . Учитываются ли интеллектуальные возможности , способности  молодого человека при определении его места служебных и профессиональных обязанностей.

Ведущий 2 : Скажите , служба в каких родах войск считается в современной армии престижной ?

Ведущий 1 : В конце нашей встречи , мы хотели бы предложить вам и участникам встречи , провести голосование по теме нашего разговора : так все-таки служба в армии дом или обязанность?

Красная карточка – обозначает “дом”

Зеленая –  обозначает “ обязанность”

Ведущий 2: Служба в армии – обязанность ,которая тяжелым бременем лежит на каждом молодом человеке.

Служба в армии дом каждого молодого человека , способного в ней служить.

Ведущий 1 : И так наше голосование состоялось. Как видите , абсолютное большинство проголосовало за то , что долг  каждого молодого человека сделать все возможное для сохранения мира на земле , выполняя с честью служение в Вооруженных силах своей страны,

Ведущий 2: Огромное спасибо всем участникам встречи. Пусть наша армия всегда будет мирной и с честью несёт знамена армии , готовой защитить свою страну и свой народ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-культурная деятельность как средство развития креативности воспитанников кадетского корпуса

Человеку XXI века жизненно необходимо быть креативной личностью. Однако обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педаг...

Методический семинар «Формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей на уроках технологии в 5 – 8 классах»

Методический семинар    «Формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей  на уроках технологии в 5 – 8 классах»...

Направления и содержание логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР.

Дети с ОНР испытывают специфические трудности в формировании речевых и неречевых психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом.С такими детьми необходимо проведение логопедическо...

Статья "Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса"

В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций кадет и развитие их межличностной толерантности. Авторы представили методику для изучения си...

К вопросу о формировании военно-профессионального самоопределения суворовцев с помощью наглядности.

К вопросу о формировании  военно-профессионального самоопределения суворовцев с помощью наглядности.  Рассматривается роль зрительной наглядности при формировании военно-профессионально...

«Развитие волевых качеств у воспитанников кадетского корпуса»

Волевые качества играют важную роль в жизни подростков, выбравших военную стезю. Анализ теории и практики показывает важность проблемы формирования волевых качеств в современных условиях....