Социально-культурная деятельность как средство развития креативности воспитанников кадетского корпуса
статья на тему

Дудик Нина Юрьевна

        Человеку XXI века жизненно необходимо быть креативной личностью. Однако обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педагогически выверенного воздействия на сознание и чувства индивида, поэтапного приобщения его к культуре творчества и реализации своих интеллектуальных, организационных, коммуникативных и эмоциональных потенций.

        Возможность создания связи между вещами и явлениями даёт такое качество, как креативность. Креативный человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-либо новое. Формирование креативности – ключевая задача системы образования сегодня. Креативность и творчество - самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Театр кадетам», как средство развития креативности подростков в условиях кадетского корпуса

                                                                    Дудик Н.Ю., воспитатель учебного

                                                                    курса ФГКОУ «Санкт-Петербургский

                                                       кадетский корпус МО РФ», Санкт-Петербург  

 

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях.  Именно сегодня, как никогда, перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой креативной личности.

Креативность (от лат. creatio – созидание) понимается, как способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [2].

Креативность – есть способность к творчеству. Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни. Этим и определяется ее ценность для общества.

Проблема обучения креативному поведению актуальна как для современной системы образования, так и для Кадетских корпусов Министерства обороны РФ.

Жизнь и быт кадетов в кадетском корпусе организован в соответствии с требованиями общевоинских уставов и приказов Министра обороны РФ. Подростки обучаются и проживают в кадетском корпусе круглые сутки. Распорядок дня воспитанников строго регламентирован. В субботу и воскресенье им предоставляется увольнение к родителям не менее одного раза в месяц, а по окончании учебной четверти каникулярный отпуск.

Обучение, воспитание и развитие кадет осуществляется в процессе проведения учебных занятий, внеклассных и общественных мероприятий, занятий по программам дополнительного образования, выполнения воспитанниками правил поведения и соблюдения внутреннего порядка, установленного в кадетском корпусе.

Одной из особенностей жизнедеятельности воспитанников кадетского корпуса является специфический бюджет времени. На отдых регламент отводит кадетам мало времени. На досуг (часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности) остаётся полтора-два часа в день. Деятельность во время досуга выбирается воспитанником в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов.

В связи с достаточно жестким регламентом жизнедеятельности  кадетов, возникла актуальность  рассмотрения вопроса о развитии креативности подростков, воспитанников кадетского корпуса, путем включения их в благоприятную социокультурную образовательную среду (через знакомство с театром).

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. Особое место в формировании и развитии креативной личности занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (слова, пластики, музыки, танца, живописи). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную заинтересованность кадета как целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Во все времена театр являлся главным центром духовной культуры, способным пробудить в человеке его внутренний мир, изменить мировоззрение. Театр – это особый мир, который призван пробуждать и  воспитать любовь как к истинному классическому, так и к современному искусству, и переоценить этот вклад в духовное развитие личности невозможно.

Педагогами дополнительного образования и воспитательного отдела Санкт-Петербургского кадетского корпуса Министерства обороны РФ разработана и реализована программа социально-культурной деятельности «Театр кадетам», которая  является вариантом специально педагогически организованной социально-культурной деятельности в целях развития креативности подростков в условиях кадетского корпуса без внесения изменений в регламент жизнедеятельности и учебные программы образовательного учреждения.

Программа социально-культурной деятельности «Театр кадетам» разработана для подростков 11-13 лет, воспитанников кадетского корпуса. Целью предлагаемой программы является развитие креативности воспитанников путем обращения к социокультурному театральному пространству Санкт-Петербурга, популяризация театрального искусства среди подростков.

Основными направлениями программы являются: посещение театров и музеев театрального искусства; изучение истории театральных видов и жанров; изучение правил поведения в театре и применение их в жизнедеятельности; творческие встречи с артистами театра и кино; проведение мастер-класс ведущими артистами театров с воспитанниками кадетского корпуса; знакомство с профессиями театрального «закулисья»; проведение конкурсов творческих работ воспитанников, посвященные театральной деятельности.

Социально-культурная деятельность театра, художественно-педагогическое воздействие театра на воспитанников имеет особое значение для развития креативности. Театральное представление, совершаемое на глазах у зрителей, является творчеством, которое подросток воспринимает не только как сценическое действие, но и становится свидетелем и соучастником создания духовных ценностей, является очевидцем создания творческого акта. Творческая активность подростков развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет подростков  познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Мероприятия, проводимые в процессе реализации программы, выполняют диагностическую, мотивирующую и рефлексивную функции, через которые развитие креативности оказывает влияние на всю жизнедеятельность подростка.

Развитие креативности воспитанников способствует повышению успешности, а вместе с ней развиваются инициатива, предприимчивость и организаторские способности подростков. Креативная личность успешнее решает свои проблемы, ставит цели и добивается больших успехов, чем другие. Социально-педагогическая среда кадетского корпуса, взаимоотношения педагогов и воспитанников на принципах педагогики сотворчества, включение воспитанников в социально-культурную деятельность театрального пространства, самостоятельность кадет, необходимость освоения новых социальных ролей способствуют развитию креативности.

Литература:

  1. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М., 1986
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей, 3-е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 2007г. — 368 с.
  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей//М.: ВЛАДОС, 2002г. – 352с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса

Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса...

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Статья "Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса"

В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций кадет и развитие их межличностной толерантности. Авторы представили методику для изучения си...

Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления.

Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления. Выступление: учитель технологии  МБОУ «Гимназии №1»Симковой Елены Владимировны....

«Развитие волевых качеств у воспитанников кадетского корпуса»

Волевые качества играют важную роль в жизни подростков, выбравших военную стезю. Анализ теории и практики показывает важность проблемы формирования волевых качеств в современных условиях....