Рабочая программа кружка моя родословная 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Рабочая программа кружка  «Моя родословная» составлена для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, гак как помощниками в исследованиях детей будут родители. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Новизна программы заключается в том, что она позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников в рамках различных предметных областей.

Цель:

создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданина и патриота,
  • формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).

Развивающие задачи:

  • развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
  • развитие аналитического мышления.

Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.

Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист... - роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика - поиск, проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_kruzhka_moya_rodoslovnaya_6_klass_.docx58.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендована к использованию

протокол педагогического

совета №        

от« »        2016г

Утверждаю

Директор МБОУ СШ №3 г. Павлово

        /И.В.Баринов

/

приказ №        

от« »        2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Программа дополнительного образования

Моя родословная

(кружок)

в        6        классе

Срок реализации программы 1 год

разработала Подшибихина Н.Г.)

г. Павлово

2016 год


Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя родословная"

 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка  «Моя родословная» составлена для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР «Открытый класс») Национального фонда подготовки кадров.

Актуальность:

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, гак как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно- историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

Новизна программы заключается в использовании ЦОР «Живая Родословная», вопросы и задания к примерам родословных. ЦОР «Живая Родословная» позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников в рамках различных предметных областей. ЦОР включает в себя коллекцию примеров родословных исторических личностей, деятелей культуры и искусства, а также универсальное дерево семьи.

ссылка на ЦОР «Живая родословная»


http://school-collectiori.edu.ru/catalog//res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-

b270dl63899c/?sort=order&interface=tla&rubric id[l=89593&rubric idH=89623

(Руководство пользователя)

Цель:

создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданина и патриота,
  • формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).

Развивающие задачи:

  • развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
  • развитие аналитического мышления.

Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.

Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист... - роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика - поиск, проектная деятельность.

Базовыми науками являются история и обществознание, вспомогательными:

генеалогия, этнография, социология, геральдика. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, а также ознакомление с современными теоретическими и практическими приемами исторического исследования.


Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,
  • клубные занятия,
  • индивидуальная работа,
  • творческие мастерские.

Методы - проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;
  • составление и презентация родословной;
  • составление семейного герба,
  • встречи за круглым столом.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 в год.

2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В результате работы учащиеся должны знать:

  • понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • профессии предков;
  • семейные увлечения и традиции.

Должны уметь:

  • составлять «ленту времени» своей жизни;
  • составлять родословное древо;
  • вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию, делать выводы.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:


  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности  творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме:
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестивалях, коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно - исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно - исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

Из них

Лекц

Пракгич

Тема 1. Семейный архив19ч.

1 Вводное занятие.

1

1

2

Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода)

3

3

1

3

Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

3

3

4

Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

3

3

5

Помни имя свое

3

3

6

Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств.

3

1

2

7

Равняясь на Карамзина

3

1

2

Тема 2. Расскажи нам о себе 10 ч.

8

Семейный альбом. Знаменитые люди нашего

рода

2

2

9

Профессии моих родителей, моих предков

2

2

10

Музей моей семьи: семейные реликвии

2

1

11

Семейные предания, легенды, фольклор

2

1

12

Диспут «Христианские заповеди - о семье»

2

1

Тема 3. Семейные обязанности и традиции 5 ч.

13

Семейные традиции

2

2

14

Семейные увлечения

2

2

15

Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

1

1

1

1

ИТОГО:

34

15

15

Календарно-тематический план 1 час в неделю, всего 34 часа 6 класс


Наименование раздела и тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Плановые сроки прохождения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательн ые

                                                                                  Семейный архив (19ч)

1.

. Вводное занятие.

1

.Осознать значимость родословной, ценность исторических знаний.

Адекватно воспринимать информацию учителя

Задавать вопросы по существу

2.

Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода)

3

Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;

•  обучить методам классификации;

Проявлять познавательную инициативу

Составь семейный хронологический календарь

Запиши услышанные тобой рассказы:

а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках;

3.

Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

3

Применять разные источники для получения информации

Высказываться в устной форме

Выбирать вид

пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

Знакомство с наукой генеалогией.

•  Знакомство с родословиями знаменитых родов России.

•  Изучение принципов составления родословного древа

4.

Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

3

Базовые понятия:

  • генеалогия;
  • родословная схема;
  • поколенная роспись;
  • идеал;

Составлять небольшие устные высказывания

Соблюдать корректность в высказываниях

5.

Помни имя свое

3

Исследовать историю имён

Проводить сравнение на

соответствие

Стремиться к координации

при работе

имена

жизнью

6.

Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств

3

Проявление интереса к истории фамилий и отчеств

Оценивать результаты деятельности (чужой, своей);

Задавать вопросы по существу

7.

Равняясь на Карамзина

3

  • Пишем книгу «История семьи (рода)». Оформляем текст, родословные таблицы и поколенные росписи, приложения. Составляем герб семьи (рода). Оформляем домашний музей.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формулировать своё мнение и позицию

Тема 2. Расскажи нам о себе  10 ч.

8.

.  Семейный альбом. Знаменитые люди нашего

рода

2

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

исследовательская деятельность

Приходить к

общему

пониманию

9.

Профессии моих родителей, моих предков

2

Приводить примеры в

качестве

доказательства

выдвигаемых

положений;

Анализировать собственную работу

Соблюдать корректность в высказываниях

10

Музей моей семьи: семейные реликвии

2

Проверять

информацию,

находить

дополнительную

информацию,

используя справочную

литературу;

Осуществлять осмысление важности знаний о знаменитых людях рода

Задавать вопросы по существу

11

Профессии моих родителей, моих предков

2

Формировать умение слушать и слышать рассказы о

Оценивать

весомость

собранного

Анализировать работы ребят

профессиях родителей

материала

11

Семейные предания, легенды, фольклор

2

Исследование семейных преданий для получения информации

Выбирать необходимую информацию

Владеть

монологической и

диалогической

речью

12

Диспуг «Христианские заповеди - о семье» книги.

2

Приводить примеры в

качестве

доказательства

Формулировать собственное мнение и позицию

Задавать вопросы по существу

Тема 3. Семейные обязанности и традиции 5 ч.

13

. Семейные традиции

2

Исследование семейных традиций

Удерживать цель деятельности до получения ее

Приходить к общему решению

результата

14

Семейные увлечения .

2

Исследовать семейные традиции

Развитие умений задавать вопросы по существу

Задавать вопросы по существу

15

Фамильный герб и фамильный девиз

1

Разработка фамильного герба и девиза

Самостоятельно находить решения творческих задач

Формулировать собственное мнение и позицию


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Семейный архив19ч

Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;

•  обучить методам классификации;

•  развивать хронологические умения.

Ознакомление с историей своей семьи. Что такое родословная, семья. Базовые понятия:

  • хронология;
  • классификация;
  • исторические источники.
  • Задания, прогнозируемый материал:
  •  Составь семейный хронологический календарь.
  •  Запиши услышанные тобой рассказы:
  • а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках;
  • б) о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами;
  •   Начни создавать свой архив.
  • а) составь опись документов;
  • б) заведи регистрационную книгу;
  • в) подпиши папки для хранения различных групп материалов.

Приложение № 1

 

Таблица «Классификации по группам»:

а) библиографические материалы;

б) служебные бумаги;

в) переписка, рукописи;

г) фотографии;

д) воспоминания;

е) вырезки, ксерокопии газетных и журнальных статей.

 

Приложение № 2

 

Таблица «Классификации по разделам»:

а) по персоналиям;

б) по родовым ветвям;

в) по фамилиям;

г) географически (по расселению);

д) по временным отрезкам;

е) по наиболее важным событиям в стране;

ж) по сословиям, по специальностям, по роду занятий;

з) по задаче, идее рода.

 

Приложение № 3

 

Перечень: исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?»

  • Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний.

 

Тема 2. Расскажи нам о себе 10 ч.

Задачи, прогнозируемый результат:

  1. Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
  2. Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов.
  3. Распиши по наименованиям свих родственников.
  4. Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
  5. Начни заполнение таблицы поколенных росписей.

 

Приложение № 1

Таблица кровного родства

прадед

 

я

 

 

 

дед

 

сын

 

 

 

отец

 

внук

 

 

 

я

 

правнук

 

Боковые линии

 

Первая

 

Вторая

 

Третья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец

 

 

 

Дед

 

 

 

Прадед

 

 

 

 

Брат

 

 

 

Дядя

 

 

 

Двоюродный дед

Я

 

 

 

Отец

 

 

 

Дед

 

 

 

 

Племянник

 

 

 

Двоюродный брат

 

 

 

Двоюродный дядя

 

 

 

 

Я

 

 

 

Отец

 

 

 

 

 

 

 

 

Двоюродный племянник

 

 

 

Троюродный брат

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

Таблица № 2

Перечень древних родственных наименований

 

  • Пращур – отец прадеда;
  • стрый великий – двоюродный дед;
  • тетка великая – двоюродная бабка;
  • стрый – дядя по отцу;
  • стрый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери);
  • тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей);
  • братанич – племянник (сын брата);
  • сестричин – племянник (сын сестры);
  • сестрична – племянница (дочь сестры);
  • первые стрытные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;
  • вторые стрытные или внучатые братья и сестры или вторая брату чада – троюродные братья и сестры;
  • внуки стрытные – двоюродные племянник и племянница;
  • отчим – муж матери;
  • мачеха – жена отца;
  • пасынок или пасерб – сын мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
  • падчерица – дочь мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
  • единокровные братья и сестры – от одного отца, но разных матерей;
  • удиноутробные братья и сестры – дети, сближенные браком отца одного и матери другой;
  • свекор – отец мужа;
  • свекровь – мать мужа;
  • тесть – отец жены;
  • теща – мать жены;
  • зять – муж дочери, так же принято называть мужа сестры;
  • невестка – или сноха – жена сына, так же называют жену брата;
  • деверь – брат мужа;
  • шурин – (швагер) брат жены;
  • золовка (свесть) – сестра мужа;
  • свояченица – сестра жены;
  • сватья (свать) и сваха – родители мужа и жены между собой;
  • ястров (ястровица) – жены деверя (жена мужина брата);
  • свояк – муж свояченицы (муж жениной сестры).

 Задания, прогнозируемый результат:

•  Составление карты расселения членов рода.

•  Сбор галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.

•  Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.

•  Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).

•  Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).

•  Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).

•  Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.

•  Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.

•  Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.

Тема 3. Семейные обязанности и традиции 5 ч.

Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.

Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Основные правила геральдики. Составление герба семьи. Задания, прогнозируемый результат:

•  Составление карты расселения членов рода.

•  Сбор галереи фото пейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.

•  Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.

•  Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).

•  Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).

•  Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).

•  Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.

•  Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.

•  Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.

                        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

1. Исследовательская деятельность.

2. Поисковая деятельность.

3. Организационная деятельность.

4. Индивидуальная работа с учащимися

5.Изучение семейного архива.

6.  Обработка результатов исследования.

7.  Подготовка к защите проектов

8.  Предзащита

9. Защита проектов

. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,
  • клубные занятия,
  • индивидуальная работа,
  • творческие мастерские.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;
  • составление и презентация родословной;
  • составление семейного герба,

Методы и формы работы:

  • эвристический;
  • исследовательский;
  • поощрения; Занятия по программе имеют положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей.
  • интеграции;
  • игровой;
  • беседы

Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей

Преимущество интегрированных занятий:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова.

Программа« Моя родословная»  имеет ряд  особенностей суть которых состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в той или иной мере обществоведческие, исторические, культурологические знания и через исследовательскую деятельность дает возможность ребенку целостного и системного представления о своем роде, своей семье.

Для составления своей родословной необходимо иметь информацию обо всех родственниках. Найти такие сведения – дело непростое Важно побольше узнать не только о тех кто рядом с вами, но и о тех, кого уже нет в живых

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва,  2011
  4. Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г.

http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859

  1. ЦОР «Живая родословная»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

Для учащихся:

  1. Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
  2. Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
  3. Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm
  4. Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/
  5. Сайт Управления государственной архивной службы Самарской области http://regsamarh.ru
  6. Виртуальный музей ГУЛАГА

http://www.gulagmuseum.org/start.do;jsessionid=B0739D774D252D032DDB7E231FC60F01

  1. История политических репрессий http://www.memo.ru/links/links.htm
  1. Правозащитное общество «Мемориал»  http://www.memo.ru/

Сайт Министерства обороны «Подвиг народа», Общедоступный электронный банк документов http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/

Список литературы

  1. Борисов И.В. Родовые гербы России, Янтарный Сказ, 1997.
  2. Всероссийская конференция участников движения «Отечество»: Сборники докладов, 1996-1999.
  3. Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.
  4. История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических исследований, М., Наука, 1977.
  5. Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
  6. Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983.
  7. Мусины-Пушкины в истории России, Рыбинское подворье, 1998.
  8. Никонов В. В. География фамилий, Наука, 1988.
  9. Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
  10. Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. - М., 1994. Справочная родословная книга российского дворянства, 1996-1998.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...

Рабочая программа кружка в 5 классе «Растим патриота» (внеурочная деятельность)

Возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представле...

Рабочая программа кружка для 7 класса "Английские традиции"

Рабочая программа  кружка по английскому языку в 7 классе на 2015-2016 учебный год составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;- У...

Рабочая программа кружка для 7 класса "Английские традиции"

Рабочая программа  кружка по английскому языку в 7 классе на 2015-2016 учебный год составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;- У...