Рисование подводного мира на основе концентрического круга
план-конспект урока на тему

Камшилова Наталья Павловна

Нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей. Расширение и углубление геометрических представлений  учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «овал» «центр окружности (круга); введение понятия «концентрические окружности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Рисование подводного мира на основе концентрического круга»

        Цель: нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей. Расширение и углубление геометрических представлений  учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «овал» «центр окружности (круга); введение понятия «концентрические окружности».

        Задачи: 

Предметные

- создать условия для обобщения и уточнения знаний об изученных понятиях: «окружность», «круг», «центр окружности (круга)» через сопоставление окружности, круга, выявление их сходств и различий;

- продолжать работу по совершенствованию навыков построения окружности;

- ввести понятие «концентрические окружности».

- сравнить мир геометрических фигур с миром подводных обитателей.

-закрепить знания детей о геометрических фигурах (знание фигур необходимо для развития логики, пространственного мышления и математических способностей;

Личностные универсальные учебные действия

- продолжать работу над формированием учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- развивать умения адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- учить понимать причины успеха в учебной деятельности, определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; 

-процесс раскрашивания развивает мелкую моторику и учит ребенка усидчивости и аккуратности;

                Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

- продолжать работу над развитием умений принимать и сохранять учебную задачу;

- учить планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- учить осуществлять пошаговый и итоговый контроль по полученному результату под руководством учителя;

- продолжать работу над развитием умений анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

Познавательные универсальные учебные действия

- продолжать работу над развитием умений анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам, находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов, осуществлять синтез как составление целого из частей;

- формировать умения анализировать информацию, выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- продолжать работу над развитием умений учащихся принимать участие в совместной работе коллектива, координировать свои действия с действиями партнеров, осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- учить вести диалог, работая в парах, группах, допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение, корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- продолжать развитие умений задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- продолжать работу над совершенствованием математической речи учащихся, умением высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. 

-формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе; 
-воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Оборудование:

  • Бененсон Е.П., Итина Л.С. «Математика. Геометрия: Окружность и круг. Сфера и шар. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 2004. – 80 с.: ил. (рабочая тетрадь);
  • предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, имеющие форму круга: зеркало, металлическая крышка для консервирования, салфетка круглой формы, тарелка, часы с круглым циферблатом;
  • листы нелинованной бумаги, кисти, гуашь;
  • сопровождающий пакет компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point;

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Введение в тему занятия

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада видеть вас. Сегодня у нас присутствуют гости, поприветствуем их.  Если вы готовы к работе, то кивните мне. (Дети выполняют предложенные действия). Я вижу ваши веселые лица, значит, настроение у нас отличное, а вот занятие нам сегодня предстоит необычное.

 Рассмотрите расположенные на слайде предметы.  Что общего вы заметили у этих предметов?

 

Дети рассматривают предметы: тарелка, колесо, пуговица, руль монета, сковорода.

Денис: Все предметы имеют круглую форму. Я бы так сформулировал тему: «Круг и предметы круглой формы».

Учитель: Разделите эти предметы на две группы. Что у вас получилось? По какому признаку вы делили? (Приведите примеры окружностей.)

Учитель: Итак, прозвучали два важных геометрических понятия: круг и окружность. (Записывает на доске эти понятия).

 Понятия нам давно знакомые. Я прошу вас разделиться на 2 группы и выполнить задания на карточках.

Предположите задачи нашего занятия.

Сергей: Мы повторим определения данных понятий.

Ирина: Мы будем узнавать новое по теме окружности и круги, и рисовать их.

 Учитель: Вы правы. По ходу занятия мы уточним задачи. А в конце занятия подведём итоги и вернёмся к выдвинутым предположениям.

2.  Уточнение понятий.

Учитель: Мы с вами употребляем два понятия «окружность» и «круг», глядя на один и тот же чертёж или рисунок. Сделайте вывод и расскажите, что такое окружность и круг?

Марина: Круг – это часть плоскости внутри окружности.

Дима: Я думаю, что окружность - это только линия, а круг – это всё, что внутри самой линии.

Учитель демонстрирует вывод о различиях окружности и круга на слайде: 

Здесь ты видишь окружность и круг.

Самое главное то, что окружность – вокруг.

Окружность может быть красная, синяя,

Но всё равно это ЛИНИЯ!

                     Игорь Шарыгин

  1. Создание условий для открытия новых знаний. 

«Минутка воображения»

Учитель: А теперь представьте, что вы на берегу водоема. Тихий день. Легкий ветерок колышет прибрежные травы. Вода как зеркало: спокойная и гладкая. Вы берете камешек и бросаете его в воду. Представьте, что произойдет.

Дети: Я представил, что раздастся всплеск воды. Это нарушит тишину и поверхность воды. По воде пойдут круги.

- Камень коснется воды и упадет на дно. На воде я увижу круги.

- Все согласны!? 

- Я думаю, на поверхности воды будут круги и окружности, потому что окружность - это граница круга.

3.1. Введение понятия «концентрические окружности».        

Учитель: Рассмотрите иллюстрации. (рис.) Какой рисунок показывает, как будут расходиться круги на воде?

 

При обсуждении возникают разные мнения детей.

Учитель: Вспомните, ребята, ведь вам наверняка приходилось бросать камешки в воду. Закройте ещё раз глаза и представьте, как расходятся круги от брошенного камня. (правильным рисунком является изображение №4. )  

Вывод: Изображение №4 является правильным ответом на поставленный вопрос.

Учитель: Обратите внимание, на что похож брошенный камень в понятиях геометрии?

Даша: Можно назвать это точкой.

Серёжа: Я думаю, что брошенный камень является центром. И этот центр – общий для всех кругов и окружностей.

Учитель: Есть ещё мнения? В математике, а точнее в геометрии, окружности, изображенные на нашем рисунке №4, называются концентрические (вывешивается карточка с новым понятием). Как вы думаете, почему?

Ира: В этом слове есть слово центр. Наверное, здесь и есть секрет.

Света: А кон-, может быть конус. Когда камень падает, образуется воронка – конус.

 Серёжа:  Я думаю, концентрическими называют окружности, которые  имеют общий центр, ведь камень – это центр окружности.

Учитель: Интересные мнения. Давайте уточним понятие в словаре.

 (КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ - имеющий с чем-либо общий центр; концентрические окружности - окружности разного радиуса с общим центром. Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

Учитель: Итак, Даша предложила брошенный камень считать точкой, а Серёжа – центром окружности (круга). Мы прочитали определение понятия «концентрические окружности». Кто же прав?

Марина: Я думаю, что правы оба. Потому что центр окружности или круга - это точка.

  • Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
  • Как вы думаете над какой темой мы сегодня будем работать?
  • Предположите на основании чего выполним наш рисунок?

Давайте уточним название темы нашего занятия: (открывается запись на слайде) ««Рисование подводного мира на основе концентрической окружности»

  1. Включение новых знаний в индивидуальный опыт учащихся.

Сначала нарисуем воду – фон для наших морских обитателей. Для того, что бы нарисовать фон,  нам будет нужна широкая кисть. Затем выберите из красок все синие, голубые, фиолетовые оттенки, а так же белый, бордовый и изумрудный цвета.

 Нарисуйте синей краской на листе три окружности  разной величины. Располагаться они должны на разной высоте и ни в коем случае не на одной вертикальной линии.

Другим оттенком (как сделать другой оттенок?) синего цвета обведите круги, с внутренней стороны постепенно заполняя окружность к центру.

 Поставьте ещё три пятна.

Для дальнейшей работы попробуем изменить синий цвет. Для этого воспользуемся палитрой. Попробуйте смешать синий цвет с белым. Получившимся оттенком обведите некоторые круги и точки ещё раз.

Далее пробуйте смешать синий с другими выбранными цветами. Дополняйте смешанные цвета другими оттенками. Желательно каждым новым цветом обводить не более трёх кругов

Учитель: Ребята! А может кто-то вспомнит, где в жизни вы сталкивались с концентрическими окружностями?

Серёжа: Я видел. Это мишень в тире.

Денис: А дарц. Там же такая же мишень. Концентрические окружности.

Учитель: Молодцы! Мальчики сразу узнали

По ходу работы над рисунком закрепляется понятие «концентрические окружности», осуществляется перенос знаний в практическую жизненную ситуацию.

Пока подсохнет наш фон мы рассмотрим расположенные на слайде предметы. Назовите, какая геометрическая фигура их объединяет?

Серёжа: все предметы овальной формы.

Учитель: Правильно –  это овал. 

Здесь я круглый круг искусно

Ну  чуть-чуть всего приплюснул –

Получился вдруг овал.

Я его вам показал.

Мини- исследование

Учитель: А вы знаете, что общего между куриным яйцом и геометрией?

По латыне яйцо называется «ОВУМ» от слова *ОВУМ*ипроизошло название геометрической фигуры *ОВАЛ*.

- Отгадайте-кто является главным украшением подводного мира?

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми,

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

– Давайте посмотрим, как можно обобщить формы морских обитателей и геометрические фигуры.

   Любую геометрическую фигуру-треугольник, вытянутый овал, круг, широкий овал можно превратить в рыбку.

   Нарисуйте в нижней левой части листа белым цветом круг, в двух других местах два круга поменьше - это будут морские обитатели. Сначала круги можно наметить тонкой полусухой кисточкой, а затем обвести их более толстой кистью. Дорисовать плавники, водоросли и другие части морских обитателей.

После того, как закончили работать белым цветом приступаем к украшению. Украшать начинаем с желтого цвета. Работать можно ватными палочками.

Затем добавляем оранжевый и красный цвет. Траву можно украсить зелёным.

         После завершения работы, часть работ вывешивается на доске.

Учитель: Вот такие замечательные работы мы сегодня выполнили.         

  1. Подведение итогов. Рефлексия

                Игра «Концентрические окружности» (на слайде демонстрируется рисунок)

                

Учитель:

Скоро прозвенит звонок,

Пора нам подвести итог.

Круги и окружности сейчас

Спросят каждого из вас.

        Дайте оценку работе. Поделитесь своими открытиями.

Учащиеся высказывают свои мнения по проведённому занятию, учитель направляет рефлексивный этап на проговаривание новых и закрепляемых понятий.

  1. Обсуждение тем для проектной и исследовательской работы.

Учитель: Мы  можем продолжим наши открытия об окружностях и кругах , я предлагаю вам темы для исследования кругов и окружностей «Окружности и круги в орнаментах вышивки», «Съедобные круги и окружности», «Круги и окружности на наших улицах», «Круг в символах», «Проект ограды для детского сада»..

        Учитель: Наше занятие завершается. Спасибо за работу! Для продолжения изучения темы вы можете выбрать и выполнить любой предложенный проект или исследование или придумать свою тему. Успехов! Спасибо всем!

  1. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представле­ний о ...

"Тайны подводного мира"

Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...

"Тайны подводного мира"

Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...

Урок 2 класс Постройки и реальность. Обитатели подводного мира

Урок изобразительного искусства для 2 классов в форме урока-путешествие...

Формирование единой картины мира на основе метапредметных связей

Особую популярность сегодня приобретает понятие «метапредметные связи». Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов.Многие предметы ш...

Викторина "Загадки подводного мира"

Викторина "Загадки подводного мира" разработана для детей 7 - 8 классов для углубления знаний о водных обитателях естественных и искусственных экосистем рек, морей. океанов, аквариумов и акв...

Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе "Обитатели подводного мира"

Конспект ООД в средней группепо окружающему миру«Обитатели морей и океанов» Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Образователь...