Формирование единой картины мира на основе метапредметных связей
статья по музыке ( класс) по теме

Коледова Светлана Николаевна

Особую популярность сегодня приобретает понятие «метапредметные связи». Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов.
Многие предметы школьного цикла раскрывают ребенку  окружающий его мир отдельными явлениями, разрозненными фрагментами и не дают представления о явлении  в целом. За рамками знаков и формул, таблиц и графиков, законов и правил трудно разглядеть единство природы в её многогранности и взаимосвязях. Сегодня появилась надежда, что ситуация  может измениться с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ КАРТИНЫ МИРА НА ОСНОВЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

С.Н. Коледова, Т.А. Сенкевич

Особую популярность сегодня приобретает понятие «метапредметные связи». Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов.

Многие предметы школьного цикла раскрывают ребенку  окружающий его мир отдельными явлениями, разрозненными фрагментами и не дают представления о явлении  в целом. За рамками знаков и формул, таблиц и графиков, законов и правил трудно разглядеть единство природы в её многогранности и взаимосвязях. Сегодня появилась надежда, что ситуация  может измениться с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Что же включает в себя понятие «Метапредметный результат обучения»?  Это, согласно ФГОС, - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов[1]. Другими словами, учащийся должен самостоятельно ставить перед собой учебные и познавательные  задачи, планировать пути достижения цели, выбирая  наиболее эффективные способы решения, уметь корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осуществляя контроль  за своей деятельностью в процессе достижения результата.

И все-таки, что является результатом метапредметного обучения? Согласно ФГОС,  можно считать, что это  «универсальные учебные действия». Но, к сожалению, нет четкого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия. Нет указания на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения будет достигнут. Получается, что у учителя нет образца, на который он мог бы опираться в своей работе с детьми, нет реального инструмента. На наш взгляд, было бы удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей ребенка, таких как  мышление, понимание, коммуникация, рефлексия, действие. Такой образовательный результат мог бы считаться  универсальным и позволил анализировать и сравнивать результаты обучения в любых образовательных системах, а также решить ряд возникающих при обучении проблем:

  • обрывочное, внесистемное представление о мире и его законах;
  • отсутствие связей изучаемого материала с пройденным ранее на других предметах;
  • утомляемость, перенапряжение учащихся за счет статичности и большого объёма изучаемого материала;
  • низкий познавательный интерес;
  • отсутствие навыка самостоятельного решения возникающих проблем.

Отдельно нужно выделить уровень  профессионального мастерства учителя, требующий владения новыми технологиями учебно-воспитательного процесса.

Чтобы хорошо овладеть метапредметными технологиями, требуется время. Было бы хорошо создать  демонстрационные площадки, где педагоги, которые понимают идею метапредмета, смогут демонстрировать и комментировать накопленный опыт. 

Результатами наших исследований в области метапредметных связей в обучении стали несколько разработок по предметам, на первый взгляд не имеющих каких-либо связей.

Одним из самых сложных предметов школьного курса, но одновременно и самым интересным является химия. Обучение основам химических знаний требует от учителя не только свободного владения теорией и практикой предмета, но и мастерства дирижёра, под управлением которого «играют» слаженно и вдохновенно. Уникальные возможности для расширения образовательного пространства урока химии предоставляет музыка. Граней соприкосновения, пересечения и взаимопроникновения можно найти множество.

Изучение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева мы начинаем с первых попыток классификации элементов. Среди них «Закон октав» Д. Ньюландса. В 1865 г. Ньюландс (Newlands) поместил в "Chemical News" (т. 12) следующую заметку: « Если распределить элементы в порядке их восходящих эквивалентов (читай «атомных весов»), с небольшими перестановками, как это сделано в прилагаемой таблице, то элементы, принадлежащие к одной группе, окажутся на одной горизонтальной линии:

*)   G — glucinium = бериллию — Ве.

**) Элементы с одними и теми же атомными весами обозначены одним номером.

Как видно, номера аналогичных элементов имеют разность, равную 7, или же кратную; другими словами, члены одной группы находятся в тех же отношениях, как конечные ноты одной или нескольких октав в музыке. Так, в группе фосфора между азотом и фосфором 7 элементов; между P и As — 14; между As и Bi — 14, и, наконец, между Sb и Bi — тоже 14. Это своеобразное отношение я предлагаю предварительно назвать  «законом октав»

Автор пробовал развивать свой закон далее в 1865 и 1866 гг., но остановился, кажется, потому, что встретил отрицательное отношение современников; между прочим, на заседании лондонского химического общества после его доклада, профессор Фостер спросил Ньюландса: «не изучал ли он элементы, распределив их в алфавитном порядке? Так как любое распределение будет характеризоваться случайными совпадениями».  Несомненно, что в приведенной таблице имеется первая попытка найти ту объединяющую свойства всех элементов законность, которая известна теперь под названием «Естественной периодической системы Д. И. Менделеева». История Д. Ньюландса – печальная иллюстрация того факта, что в науке недостаточно одной хорошей идеи. Чтобы новая идея получила признание, она должна быть подкреплена достаточными доказательствами.

Изучая Периодический закон и Периодическую систему химических элементов, мы продолжаем проводить аналогии с музыкой: каждый элемент Периодической системы характеризуется зарядом ядра и массой, а каждая нота в произведении – высотой и длительностью звучания. Химические элементы расположены в порядке возрастания заряда ядра атома. В музыкальном звукоряде ноты расположены по мере увеличения их высоты.  Благодаря работе Д. Ньюландса, мы можем «услышать» звучание каждого элемента. Если соотнести первый элемент каждого периода с нотой «ДО», то звучание кислорода будет соответствовать ноте «ЛЯ». Эта нота -  уникальное явление в музыке.

 Нота (частота, звук) «ЛЯ» является эталоном колебаний. Первый крик младенца, появившегося на свет, независимо от его тембра и громкости, звучит на частоте «ЛЯ». Известно, что среднестатистическое расстояние между барабанными перепонками слуховой системы человека кратно длине волны звука «ЛЯ».  Природа устроила слуховую систему человека так, что она настраивается на частоту «ЛЯ», играющую в шкале звукоряда основополагающую роль. Так и кислород  - уникальное явление в природе. Это самый распространённый элемент на Земле. Он составляет около 21% (по объёму)  атмосферы Земли, входит в состав воды, образуя её гидросферу, из каждых 100 атомов земной коры – литосферы – на долю кислорода приходится 58 атомов. Кислород входит в состав важнейших органических веществ: жиров, белков, углеводов. Исключительно важна роль кислорода в процессе дыхания. Он участвует в процессах медленного окисления веществ при обычной температуре. Оксигемоглобин доставляет во все ткани и клетки организма кислород, который окисляет жиры, белки и углеводы, образуя при этом углекислый газ и воду и освобождая энергию, необходимую для деятельности организма.

А вы слышали, как звучит вода? Это и грохот падающего водопада, и журчание ручья, весенняя капель и шелест дождя, скрип снега морозным днём и урчание горячих источников…  Какую бы мелодию не исполняла вода, она завораживает, как будто хранит какую-то тайну. Начните урок изучения свойств воды, прослушав «водную симфонию», и совсем иначе воспримут учащиеся и уже знакомую формулу H2O и ещё не знакомые свойства самого распространённого сложного вещества на Земле.

Знакомство с химическими реакциями мы начинаем с Закона сохранения массы веществ: «Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же присовокупится к другому. Так, ежели где убудет материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет...» (1748 г. М. В. Ломоносов).

Аналогично и в музыке: если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт - неполный. Это -  затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно на столько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт.

Приступая к изучению органической химии, мы знакомим учащихся с изомерами – веществами, имеющими одинаковый качественный и количественный состав, но разными по строению и свойствам. С аналогичным явлением, называющимся обращением трезвучия, мы встречаемся в музыке.

Обращением трезвучия  называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия - основному виду, расположенному на октаву выше.

Гармония рассматривалась великими философами как состояние, непосредственно предшествующее красоте. Сложное именуется красивым только в том случае, если его части гармоничны в сочетании. «Золотое сечение» – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих 2 + 3= 5; 3 + 5= 8; 5 + 8= 13, 8 + 13= 21; 13 + 21= 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления.

Все сведения о физиологических особенностях живых существ хранятся в микроскопической молекуле ДНК, строение которой также содержит в себе закон золотой пропорции. Молекула ДНК состоит из двух вертикально переплетённых между собой спиралей. Длина каждой из этих спиралей составляет 34 ангстрема, ширина — 21 ангстрема (1 ангстрем — одна стомиллионная доля сантиметра).

Так вот, 21 и 34 — это цифры, следующие друг за другом в последовательности чисел Фибоначчи, то есть соотношение длины и ширины логарифмической спирали молекулы ДНК несёт в себе формулу золотого сечения 1:1,618.

Золотое сечение присутствует в строении всех кристаллов, но большинство кристаллов микроскопически малы, так что мы не можем разглядеть их невооружённым глазом. Однако снежинки, также представляющие собой водные кристаллы, вполне доступны нашему взору. Все изысканной красоты фигуры, которые образуют снежинки, все оси, окружности и геометрические фигуры в снежинках всегда без исключений построены по совершенной и чёткой формуле золотого сечения.

В 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или по теме, или по интонационному строю, или по ладовому строю, которые находятся  между собой в отношении «золотого сечения».  Причем, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений найдено «золотых сечений».

В развитии интереса к предмету особая роль принадлежит внеклассным мероприятиям, среди которых необходимо отметить химические вечера. Один из примеров – музыкальная гостиная «А.П. Бородин – выдающийся химик и композитор».

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.

А. П. Бородин — ученик и ближайший соратник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыка и химия являются экспериментальными, творческими   дисциплинами: в химии можно создавать новые вещества с заданными свойствами, а в музыке можно сочинять и импровизировать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

  1. ФГОС: Начальное общее образование. ФГОС: Основное общее образование.  http://standart.edu.ru/
  2. «Учительская газета» от 11 марта 2011 «Метапредметный подход. Что это такое?" Сетевое© издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года Эл No. ФС77-50440 Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162 Abbreviated key title: Ucit. gaz (Online)
  3. Материалы сайта:  www.1September.ru
  4. Материалы сайта: http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12308&ob_no=1480
  5. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-ХXI, 2005. — 268 с., ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль моделей в формировании современной картины мира.

1. Всякое представление информации о внешнем мире связано с построением некоторой модели. Модель позволяет многое узнать об изученных явлениях процессах. Но всякая модель кое-что "урезает". Важно науч...

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему "Лицо"

Воспитание у детей бережного отношения к своему телу; закрепление знаний о строении лица; рассказать детям о роли слуха, зрения в жизни человека; способствовать развитию связной речи; активизиро...

Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками

Статья Трифоновой Е.В. посвящена актуальной теме межпредметных связей, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний, повышению заинтересованности учащихся в обучении, общении. В статье ...

Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личност...