Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками
статья по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Трифонова Елена Викторовна
Статья Трифоновой Е.В. посвящена актуальной теме межпредметных связей, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний, повышению заинтересованности учащихся в обучении, общении. В статье приведены примеры интегрированных уроков физика - химия, физика - история, физика - биология. Изложены также отдельные методические приемы интеграции физики с другими учебными предметами: 1.Использование фрагментов текстов, связанных с естественнонаучными и историческими науками на уроках физики; 2. Использование задач, с элементами биологии, географии, экологии и истории на уроках физики;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_fiziki_i_drugih_nauk.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками

Учитель физики МОУ сош № 5

 г. Расскаово Тамбовской обл.  

Трифонова Е. В.

В настоящее время система нашего школьного образования представляет собой изучение отдельных учебных предметов. Иными словами, общий объект изучения - Природа - «разбит» между отдельными областями образования, что не способствует формированию у учащихся целостной картины мира, единства Природы во всех ее проявлениях.

Исходя из этого, на современном этапе развития школьного образования весьма актуальными становятся межпредметные связи, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого, процесс сближения и связи наук.

Основной задачей интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе является  подготовка школьников к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных  потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов.

Уроки, построенные на основе интеграции знаний, достигают наибольшей эффективности, если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения. Прежде всего, интегрированные уроки должны быть включены в тематическое и поурочное планирование, и отвечать основным целям и задачам образовательного процесса и иметь взаимосвязь с ранее изученным материалом.

Постоянное использование межпредметных связей позволяет разнообразить методы и приемы обучения, создает возможность более широкого применения наглядности и дидактического материала. Например, на уроках физики по теме: «Виды теплопередачи в природе и технике» используются репродукции художников, отрывки из художественных произведений, а на уроке «Линзы. Оптические приборы» - таблицы по биологии о строении глаза. При изучении какого-либо закона или явления путь от гипотезы до доказательства можно проследить с помощью глобуса или географической карты мира.

При этом правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления  практической направленности обучения физики. Интегрированные уроки показывают  значительный рост заинтересованности учащихся в обучении, общении, желании  высказывать то, что они хотят.

Вот примеры некоторых интегрированных уроков.

Класс

Тема урока

Место урока в учебном процессе

Интегративные связи

7

Рычаги. Простые механизмы

Изучение нового материала

История: строительство храмов, пирамид, развитие технологии в древнем мире

8

Строение атома

Изучение нового материала

Химия: состав и строение атома, знакомство с таблицей Менделеева

8

Глаз. Зрение

Изучение нового материала

Биология: Модель, таблица о строении глаза, дефекты зрения.

ИЗО: зрительные иллюзии.

9

Звуковые волны

Обобщение темы

Биология: строение уха.

Музыка: звучание различных музыкальных инструментов.

9

Биологическое действие радиации

Обобщение темы

Биология: мутация, селекция, влияние на гены.

Химия: нарушение клеточной

структуры

ОБЖ: средства защиты, доза облучения.

10

Уроки решения задач из курса молекулярной физики

Решение задач

Химия: основные формулы, таблица Менделеева

10

Капиллярные явления

Изучение нового материала

Биология: строение стебля и корня растений; кровеносная система

11

Дисперсия света

Обобщение темы

МХК: Импрессионизм

11

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Лабораторная работа

Информатика: обработка результатов опытов на компьютере

Интеграция физики с другими предметами школьного курса может осуществляться не только в рамках целого урока, но и в качестве отдельных методических приемов. Например.

1. Использование фрагментов текстов, связанных с естественнонаучными и историческими науками на уроках физики.

Методика использования текстов, связанных с биологией, географией, экологией, историей может быть разнообразной. Если сообщение содержит описание какого-либо явления или пример физического явления в природе, то его целесообразно использовать на уроке как иллюстрацию.

Так при изучении темы «Простые механизмы» в 7-х классах можно привести следующие примеры использования простых механизмов.

Ученые полагают, что первые колеса были созданы в Шумере примерно 5200 лет назад. До изобретения колеса тяжести по суше перемещали с помощью катков и рычагов. С развитием скотоводства начали использовать вьючных животных, появились бесколесные волокуши, ставшие прообразом саней. Первые дошедшие до нас изображения колесной повозки найдены в Месопотамии; датируются они 4 тысячелетием до нашей эры.

При изучении темы «Трение», очень интересен пример, который иллюстрирует преимущества трения качения.

Храм Артемиды в Эфесе (построен около 550 г. до нашей эры) был одним из самых красивых и знаменитых творений греческой архитектуры и считался третьим чудом света. Руководители строительства Херсифрон и Метаген при возведении храма столкнулись со сложной проблемой: как перевезти по рыхлой почве тяжелые колонны и блоки из каменоломни к месту работы? Выход был найден: колонну, особым образом прикрепляли к деревянной раме, как бы превращали в каменный каток. А перекатывать тяжести гораздо легче, чем тащить. Для прямоугольных блоков Метаген придумал другой способ: каждый блок, как ось вставляли в огромные деревянные колеса около 4 м в диаметре и катили до места строительства.

И т. д.

2. Использование задач, с элементами биологии, географии, экологии и истории на уроках физики.

Вот пример задачи, которая предлагается школьникам на уроках физики в 7 и 9-х классах по теме «Скорость. Равномерное движение».

Листья банана растут со скоростью 0,1 мм в минуту. Определите, на сколько сантиметров увеличивается лист банана за сутки? (14,4 см)

Также по этой теме предлагается ученикам творческое задание. Например, используя таблицу, в которой указаны скорости движения в живой природе нужно составить задачи по этим данным.

Очень интересно строятся уроки «Решение задач» с использованием сообщений по различным предметам. Так ребятам предлагается занимательный факт, а они должны составить по нему задачу или вопрос. А затем предложить ответить на него своим товарищам. Например, некоторые сообщения по теме «Масса. Плотность» 7-й класс.

Сейшельская веерная пальма дает орехи массой до 25 кг и диаметром до 0,5 м. Впервые такой орех попал в Европу в конце XVI века. Европейцы считали его талисманом, оберегающим от несчастий, и высоко ценили: за один «мальдивский орех» можно было получить целый корабль, груженый товарами. Император «Священной Римской империи» Рудольф II (1552–1612) заплатил за кубок из ореха сейшельской пальмы столько золота, сколько в него вместилось, – 100 кг.

Вот такие задачи были составлены на уроке по этому отрывку:
А) Определите объем кубка, зная, что плотность золота 19,3 г/см
3?
Б) Считая, что сейшельский орех имеет форму шара, определите его среднюю плотность. С каким веществом может сравниться эта плотность?

Такие задания позволяют учащимся применить свои знания на практике, развивают мышление и логику учащихся. Помогают лучше понять физику. Все ученики, активно принимающие участие в этой работе поощряются.

Метод интегрированного подхода к образованию углубляет содержание урока, повышает его значение, активизирует деятельность учащихся, способствует формированию у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему "Лицо"

Воспитание у детей бережного отношения к своему телу; закрепление знаний о строении лица; рассказать детям о роли слуха, зрения в жизни человека; способствовать развитию связной речи; активизиро...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (старший дошкольный возраст) «Дружи со спортом. С головы до самых пяток в теле должен быть порядок».

закрепление знаний о том, зачем нужны сердце, ноги, руки. Способы тренировок этих органов. Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления....

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...

Технология моделирования учебной информации как средство формирования у детей целостной картины мира и человека в нём.

Городская научно-практическая конференция учителей химии города Москвы "Осенний педсовет.2014"...

Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личност...