Главные вкладки

    Конспект урока на тему "Начальный период работы над музыкальной артикуляцией в классе фортепиано"
    план-конспект урока на тему

    Дорожкина Римма Николаевна

    Закрепление навыков технической работы над музыкальным произведением с применением игровых технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr.urok_artikulyatsiya_v_mladshih_klassah2.docx41.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Верхнеднепровская ДШИ».

    Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано»

    Тема:

    «Начальный период работы над артикуляцией»

    Урок разработан для Зверева Павла,

    учащегося 2 класса отделения специального фортепиано                                                    

                                                                       Выполнила: преподаватель

                                                                        отделения  специального  

                                                                                              фортепиано

                                                                   МБУДО «Верхнеднепровская  

                                                                                               ДШИ»                            

                                                                                          Дорожкина Р.Н.

                                     пгт. Верхнеднепровский

                                                          2016 г.

    Тип урока: урок закрепления понятий и умений.

    Цель: Закрепление навыков технической работы над  музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.

    Задачи:

    Образовательные:

    - закрепить понятие «дикция» и её влияние на артикуляцию пальцев на примере классической пьесы И.С. Бах «Волынка» D dur из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» и пьесы С. Майкапара «Пастушок»

    - ознакомить с помощью иллюстраций с инструментом волынка;

    - ознакомить кратко с творчеством И.С. Баха; 

    - научить увлекательным играм для ловких пальцев.

    Развивающие:

    - развить технику «произношения» пальцев;

    - развить координацию рук и речи учащегося;

    - развить способность управлять мелкими самостоятельными движениями пальцев;

    - развить тонкие тактильные ощущения;

    Воспитательные:

     - воспитывать внимательное  и бережное отношение к звукоизвлечению;

    - расширить музыкальный  кругозор  у учащегося;

    Оформление класса.

     Инструменты  два пианино;

    Технические средства: метроном, компьютер, экран. Наглядные пособия.

                                              План урока.

     1.Организационный момент  1 мин.

     2. Вступительное слово  2 мин.

    Беседа с учащимся. Введение в тему и постановка цели урока.

    3 . Основная часть  34 мин.

       Изучение нового материала:

     - знакомство с понятием «дикция» и «артикуляция» 2 мин.

     - примеры работы над дикцией (скороговорки) и работы над       музыкальной  артикуляцией  (упражнения Ш. Ганона )  6 мин.

     -  краткая характеристика инструмента «Волынка» - 1 мин.

     -  работа над музыкальным произведением И.С. Баха «Волынка»   15 мин.

     - работа  над  музыкальным  произведением С. Майкапара «Пастушок»  10 мин.

    4.Анализ работы учащегося  2 мин.

    5 . Итоги урока и домашнее задание   1мин.

    1.Организационный момент. Подготовка рабочего места, проверка готовности  к уроку.

    2.Вступительное слово.

    Беседа с учащимся. Введение в тему.

    Павел, скажи, какая, по настроению, музыка сейчас звучала? Какие знакомые инструменты  ты услышал? Сейчас звучала музыка И.С. Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — великий немецкий композитор, органист.  В семнадцатилетнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. Центральное место в инструментальном творчестве композитора занимает органная музыка. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в свое время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира.  Я не зря сказала, что И.С. Бах был виртуозом. Кто такой виртуоз? Расскажи. Правильно  это мастер в совершенстве, владеющий своей техникой. А ты хочешь стать виртуозом? Вот и мы с тобой, сегодня, будем учиться совершенствовать технику.

     Постановка цели урока.

    Павел, ты иногда  играешь  на инструменте форсированным (громким, жестким) звуком, что ведет к зажиму  кисти, запястья  и предплечья.  Поэтому наш урок будет посвящен развитию артикуляции («дикции»), активности и независимости движений пальцев. Для этого мы будем применять различные упражнения и скороговорки.

     Мы разучим с тобой  несколько скороговорок и упражнений  для  ловких пальцев при ежедневных домашних занятиях. Итак, твоя задача сегодня – закрепить   понятия «дикция», «артикуляция», которые ты  можешь применять,  исполняя пьесу  «Волынка», пьесу С. Майкапара «Пастушок».

    3.Основная часть:   

    Изучение этапов урока.

    Начнём  с  понятия « дикция»  четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка. С помощью скороговорок  мы будем учиться  управлять своим голосом, отрабатывают скорость произношения. Вспомним, диктора, (ведущего передач ) , какая у него дикция?

    Скороговорки:

     «3»  Сонного зайку зовут Зазнайка.

     «М»  Мороз мост мостил, мостил, не вымостил.

      «Р»  Во мраке раки шумят в драке.

      «С» – Скок, сорока, скок, сорока,  Слепа с ока, крива с бока.

    А теперь попробуй произнести любую скороговорку только губами, а я постараюсь  угадать, по твоей дикции, какая это скороговорка. (Беззвучные слова и скороговорки).

    Проговаривая скороговорки, мы определили упражнения для работы над дикцией. Вопрос: Как ты думаешь, при игре на фортепиано можно придумать    тоже «скороговорки»?  Предполагаемый ответ. Да, и мы их назовем  специальные упражнения для хорошего произношения пальцами  музыкальных звуков, что означает артикулирую,  расчленяю, членораздельно произношу .

     Попробуем сыграть упражнение  Ш.Л. Ганона одновременно проговаривая скороговорку, (по твоему выбору): «Скок, сорока, скок, сорока,  Слепа с ока, крива с бока» в медленном темпе. (Перед исполнением упражнения следует спокойно расположить собранную кисть учащегося на пяти клавишах, не ударяя их. Важно проследить, чтобы 1-й и 5-й пальцы находились рядом с остальными около черных клавишей). Учащийся сначала отдельно проговаривает, потом пробует одновременно проговаривать и исполнять скороговорку. А теперь попробуй придумать сам свою мелодию на любую скороговорку. Молодец? У тебя все замечательно получилось.

    Работа над музыкальным произведением  «Волынка» №22

    А теперь давай перейдем к пьесе «Волынка». Из предыдущих уроков ты уже узнал, что Волынка – это музыкальный инструмент, но в домашнем задании я тебя попросила, узнать об этом инструменте более подробно. Спасибо.

    Волынка – это кожаный мешок, заполненный воздухом, волынщик держит её под мышкой. Одна из трубок тянет постоянно один звук (в левой руке), а на других трубках исполнитель наигрывает мелодию. Вот и здесь в партии левой руки нижний голос имитирует гудение волынки, поэтому эти ломаные октавы надо исполнять LEGATO и очень вязко. Мелодия правой руки напоминает наигрыш волынки, кроме 3,4, 7,8, 20 тактов.

    А как ты думаешь, такие музыканты, также активно проговаривают все звуки? Послушай. Какая у них артикуляция? А чем они артикулируют при игре? Подумай. А теперь и ты попробуй сыграть пьеску, активно, проговаривая каждую нотку ловкими пальцами, которые  должны быть готовы либо «обжигаться» о клавиши, либо «погружаться» в них с нежностью, лаской, любовью  и теплом.

    Помнишь? Мы на прошлых уроках придумали с тобой  слова  подтекстовки к этой пьесе? Скажи какой танец мы слышим, исполняя пьесу. Правильно. Можно представить марш.

    I раздел                                                       II раздел

    Пальцы дружно идут                                Палец четвертый трудись не ленись              

    Весело и радостно нам песенку поют     Пятый подхватывай не торопись

    Ты постепенно по горке спустись            Точно, ритмично и не заблудись.

    Вверх посмотри и для всех улыбнись.    III раздел  повторяет   I раздел.

    Красками раскрасим радугу-дугу

    А потом станцуем вместе на лугу

    Весело пальцы играют.

    Чтобы во второй части пальцы попадали на скачки, представим как баскетболист целится в сетку мячиком очень цепко и ловко.

    А теперь вспомним, что на волынке чаще всего музыканты играли на природе, как ты думаешь, есть здесь эффект «эхо» (контраст, свойственный для инструментальной  музыки баховских времён)?

    Работа над пьесой С. Майкапара «Пастушок» с помощью упражнений Ганона. Демонстрация концертного исполнения пьесы «Пастушок».

    Анализ работы учащегося. После того, как работа проведена, учащийся демонстрирует  концертное исполнение пьесы «Волынка», соблюдая точный темп, контрасты (f,p), четкую и ясную артикуляцию.

    Итоги урока.

    Сегодня, ты  просто молодец! Ты был, на протяжении урока, активным, заинтересованным, а если говорить о главной теме сегодняшнего урока - артикуляции, то можно считать, что ты уже стал разбираться, как артикулировать.                                                                                                      Домашнее задание будет состоять из скороговорок и упражнений подготовленных мной для  обучающегося.

     • Учащийся должен их выучить и отработать, начиная с медленного темпа, доводя до  самого  быстрого для него темпа.

     • Упражнения Ш. Ганона необходимо выучить в темпе = 59, не отступая от поставленных перед упражнениями задач, проговаривая вслух скороговорку про «Сороку».

     • В пьесе «Волынка»  добавить главной теме лёгкости, не теряя цепкости.

    • В пьесе Майкапара «Пастушок»  продолжать учить фрагменты гамм отдельно каждой рукой разными штрихами.

    Список методической литературы.

     1.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И.Гофман.  -  М.: Музыка, 1961. – 321с.

     2. Ганон Ш. Пианист-виртуоз. 60 упражнений/ Ш. Ганон. – М.: Музыка,  1964. -  132 с.

     3. detkam.e-papa.ru (skorogovorki)

     4. volchikkansk.narod.ru/rech/

     5. Дюбюк А. Техника фортепианной игры/ А. Дебюк. – М.:  Издательский дом Золотое руно,  2005. – 215с.

      Приложение.

     Домашнее задание (работа над дикцией).

      В процессе выполнения упражнений следить за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

      Скороговорки; «3» • Зонного зайку зовут Зазнайка  • Соня     незнайка, а Зина  зазнайка. «М» • Мороз мост мостил, Мостил, не вымостил.  • Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину. «С» • У киски в миске сливки скисли.  • Села мышка в уголок, съела бублика кусок.  • Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока. «Р» • Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.  • Во мраке раки шумят в драке.

                                           

    Самоанализ  открытого урока

     

    Тема урока: «Начальный период работы над артикуляцией» мной была выбрана неслучайно, т.к. Павел иногда  играет на инструменте форсированным (громким, жестким) звуком, что ведет к зажиму  кисти, запястья  и  предплечья.  Поэтому наш урок был посвящен развитию артикуляции («дикции»), активности и независимости движений пальцев. Для этого мы применяли различные упражнения и скороговорки.

    Зачем нужно работать над дикцией?

    Для гармоничного развития и успешного обучения каждому ребёнку нужна тренировка дикции, а именно ясной и членораздельной речи.

    Скороговорки – это специальный речевой материал, который используется для отработки четкой речи. С помощью скороговорок детей так же учат управлять своим голосом, отрабатывают скорость произношения, развивают память и воображение. Они обогащают словарный запас ребёнка.

     Как скороговорки воспитывают нашу дикцию, так упражнения. воспитывают музыкальную речь и артикуляцию пальцев.

     Артикуляция  технически связана с различными приемами:

    - движения руки (плеча или кисти);

    - удара (нажима) пальцев и их последующего освобождения.

    Важно отметить, что правильная артикуляция  имеет большое значение для художественной выразительной игры и пения. С применением органов речи (в пении) с правильной  артикуляцией пальцев при игре на фортепиано  при четком и внятном произношении слов и фраз, формируется у обучающегося чёткое и ясное произношение. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

    При работе над пьесой «Волынка», я  старалась «оживить», наполнить конкретным содержанием мелодию. Проговаривая слова  подтекстовки к пьесе   ученик практически не обращает внимание на трудности. Если учащийся начинает форсировать звучность, мы будем упражняться на piano. Тихое звучание важно при игре  упражнений, т.к. заставляет интенсивнее работать слух. Все акценты исполняются исключительно силой пальца, без толчка кистью. Важно достаточно высокое расположение ладони (примерно на уровне с предплечьем), что обеспечивает свободу движения первого пальца.  

    Я не придумала ничего нового, утверждая, что слово и дело тесно переплетаются в нашей жизни. Весь урок мы  с учеником пытались доказать параллельность развития речи и артикуляции пальцев. На начальном этапе обучения это позволяет не только сделать работу над техникой понятной и осмысленной, но и интересной.

    В заключение хочется вспомнить высказывание известного педагога  пианиста  Г. Нейгауза: « Вся работа, протекающая у меня в классе, есть посильная работа над музыкой и её воплощением в фортепианной игре, другими словами  – над художественным образом и фортепианной техникой».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

    Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

    Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

    Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (...

    «Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано»

    Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму...

    конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"

    1.Представление ученика  - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.  «Этюд» Л.Шитте –...

    Важный аспект в работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

    В работе над музыкальным произведением важную роль играет аппликатура, которая оказывает воздействие и на художественную сторону исполнения, и на техническую. Правильно подобранная аппликатура ускоряе...

    Работа над музыкальным образом в классе фортепиано

    Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности, особенностях построения, стиле композитора для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

    Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"

    Методическая разработка  "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....