Главные вкладки

    Статья по теме:
    Развитие творческих способностей у детей 6 - 7 лет на занятиях изобразительной деятельностью

    Терехова Юлия Николаевна

    В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы художественно - эстетического воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_izo.docx36.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

    Именно через творческую деятельность человек передает свои эмоции и переживает эмоции другого, может создать неповторимое, постоянно развивается и совершенствуется, усложняя себе творческие задачи, находится в поиске гармонии. Изобразительное искусство – один из видов творчества. Очень важно с малых лет знакомить ребёнка с языком прекрасного, формировать его созидательное отношение к миру.

    Развитие  художественно-изобразительных способностей у детей – сложный и длительный процесс. Об этом  написано много ценных в методическом отношении научных работ и статей. Однако сегодня появилась необходимость изучить имеющийся опыт с современной позиции и актуализировать некоторые проблемы. Связано это, прежде всего с тем, что в настоящее время на занятиях изобразительной деятельностью ведущую роль занимает интегрированный подход, происходит тяготение к синтезу, синкретизму искусств.  Также набирают силу аспекты творческого экспериментирования и арт-терапевтического подхода. Большое значение имеет личностно-ориентированное отношение между педагогом и дошкольником.

    Что такое «творчество», «творческий процесс»? Если обратиться к толковому словарю Ожегова А. И.: «Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

    Выготский Л. С. в своём труде: « Воображение и творчество в детском возрасте» раскрывает корреляционную зависимость творчества и человека. Каждый способен воспроизводить действия, подражать, приспосабливаться и также может вести творческую деятельность, основанную на воображении, то есть приспосабливать, видоизменять. Существует версия определения понятия «талантливый человек» – это тот, кто видит существование, наличие проблемы, трудности. Талантливый человек пытается её решить, преодолеть и так в его голове возникают образы, идеи, фантазии. На основе своего жизненного опыта, он воображает пути решения проблемы, ищет целиком подходящий и одновременно самый простой путь.

    Сакулина Н. П. подчёркивает тезис: обучение не препятствует развитию творчества, а способствует его прогрессивному становлению.

    Комарова Т. С. делает вывод: «Обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность детей органически взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают одна другую».

    Злотников В. Г. утверждает связь между познанием и воображением, практической деятельностью и психическими процессами, которая порождает продукт – произведение искусства.

    Важно, что хорошее, правильное владение простым карандашом, кистью, восковыми мелками, фломастерами, пастелью и некоторыми навыками, техниками рисования свидетельствует о высоком развитии мелкой моторики пальцев рук, что непосредственно связано с работой головного мозга, ведь именно головной мозг координирует работу рук. Систематическое развитие мышц пальцев рук благоприятно влияют на обучение ребёнка в школе.

    Ушинский К. Д. отмечал, что человеческое воображение не может создать что-то совершенно новое, так как мы можем представить себе только то, что уже имелось в памяти. Наличие часто только монотипных рисунков говорит об узости кругозора, малом жизненном опыте малыша и медленном развитии познавательного, произвольного интереса. Запоздалое развитие познавательного интереса может неблагоприятно повлиять на дальнейшее обучение в школе юного гражданина – необходимо обогащать и поощрять зачатки его любознательности.

    Формирование полноценной, гармоничной, эстетически развитой личности должно происходить всесторонне под наблюдением профессиональных работников, учитывая психические, физиологические, возрастные особенности ребёнка.

    Средства эстетического воспитания имеют положительное влияние в комплексном применении. В частности: рисование под музыку, рисование музыки, запечатлеть четверостишие. Большое значение имеет и вернисаж, мини - выставка и обсуждение работ в группе, с комментариями воспитателя.

    Методы обучения – это целенаправленная система действий педагога, которая организует благоприятную практическую и познавательную деятельность воспитанников. При выборе метода обучения педагогу необходимо учитывать основные задачи предстоящего занятия, его специфику, возраст детей и их уровень владения изобразительной деятельностью.

    Авторы пособия Солнцева О. В. и Гогоберидзе А. Г. предлагают современные методы художественно - эстетического воспитания:

    • информационно – рецептивный, который включает в себя рассматривание, наблюдение, обследование объекта рисования, беседу;
    • репродуктивный метод – упражнения, повторение усвояемого процесса;
    • эвристический – поиск самобытных решений в создании работы.

    Схожие методы рекомендует Комарова Т. С., но добавляет

    • исследовательский метод – применяется в случаях, когда педагог побуждает детей к выполнению творческого задания, при этом руководит замыслом работы;
    • проблемное изложение – создание проблемных ситуаций под руководством учителя, побуждение к активной самостоятельной деятельности воспитанников для её разрешения.

       Выбор методов и приемов художественного развития детей осуществляется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей  детей, поставленных задач обучения, воспитания и развития.  

    В настоящее время эстетическому воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание на всех ступенях образовательного процесса. Методом проб и ошибок, сомнений и поисков доказательств выявляется неоспоримая система, казалось бы, неподчиняющегося правилам и законам мира изобразительного искусства.

    В 6-7 возрасте для ребёнка всё происходящее интересно, является открытием, если взрослый компетентно вмешивается в жизнь юного исследователя, то его отношение к окружающему останется конструктивным, пытливым и в будущем.

    .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.

    Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

    Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

    В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

    Развитие творческих способностей у детей 3-5 лет

    В работе проанализированы  способы развития творческих способностей у маленьких детей....

    Развитие координационных способностей у детей 6-14 лет на основе спортивного бального танца.

    Развитие двигательной координации- одна из главных задач в физической подготовке детей младшего школьного возраста.Необходимо как можно раньше делать упор на их развитие, создавая  хороший задел ...

    Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет с ОВЗ (недоразвитие речи).

    Становление и разработка замысла, которые способствуют эффективному развитию изобразительной деятельности и развитию речи детей дошкольного возраста с ОВЗобщее недоразвитие речи)...

    методическая разработка на тему:"Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения".

    Методическая разработка на тему: « Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на дому». Творчество - это непременное условие...