Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях
статья

Матвеева Галина Александровна

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности на коррекционных занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях.

 Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения.

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности на коррекционных занятиях.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого процесса работы. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься этой деятельностью.

Все формы детского творчества для ребёнка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.

        Во время занятий решаются следующие задачи:

  • Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;
  • Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
  • Знакомство детей с основами шитья и направлениями декоративно- прикладного искусства;
  • Развитие интереса к духовному миру человека;
  • Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

      Для развития творческой деятельности существует несколько принципов: прежде всего, следует сформировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки; новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании; содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми; в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики; следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства; стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

        Раскрывая понятие «опыт творческой деятельности», выделяются следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой функции знакомого объекта; альтернативное мышление, т. е. видение возможных решений данной проблемы различными способами.

Коррекция недостатков умственного развития обучающихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) будет заключаться в том, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания, практическом их выполнении.

Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить обучающихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.

Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.  

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на занятиях. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребёнка в школе. Из моих наблюдений, обучающиеся нашей школы не понимают и не принимают общественные значимости работы.

Любую работу, которую они делают, они связывают с собой, т.е. они выполняют её либо для себя, а, если работа выполняется для школы, у них интерес пропадает и моя задача, как учителя, активизировать обучающихся, развить интерес к этой работе и убедить в необходимости общественной значимости любой работы. Наиболее эффективными с моей точки зрения должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направлено на развитие познавательных процессов обучающихся и их творческой активности. Деятельность, выполняемая с охотой, увлечением мобилизует психические и физически силы организма и способствует их развитию, радует детей, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка, положительное отношение к работе. Для детей со сниженным интеллектом это имеет особенно большое значение, т.к. не интересная монотонная работа способствует тому, что у них пропадает интерес к ней и сколько бы, потом учитель не стремился убедить в полезности этой работы, интерес к ней у обучающиеся не восстанавливается.

За свое время работы, убедилась, что успешность на занятиях в специальной школе во многом зависит от формирования у обучающихся активной позиции в отношении познавательной деятельности. Вот почему роль первого года обучения на коррекционных занятиях очень велика в деле формирования положительно отношения обучающихся к занятиям, и задача моя, как педагога развить у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности. Для решения этих задач выявляю умения, и навыки делю на три группы и на основе этого провожу работу.

К I группе относятся сильные обучающиеся, где большой упор делаю на самостоятельность в выполнении той или иной работы. Дифференцированный подход применим ко II группе. Индивидуальная работа систематически проводится с отстающими обучающимися, которые и определены в III группу. На занятиях обучающиеся 5 класса овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Когда у детей впервые возникает желание работать с различными материалами? Чаще всего в тот момент, когда они видят перед собой необычное готовое изделие, поразившее их изысканностью линий. Красивые, аккуратно выполненные образцы. После этого руки сами тянутся к ниткам, к лентам, к бусинкам. Как подметил В.А. Сухомлинский, истоки способности и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем больше наблюдательности, пытливости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка. Это полностью отвечает и работе с нашими обучающимися.

Важное место занимает первый год обучения новой профессии, так как именно здесь закладывается фундамент творческого обучения в последующих классах. От того, как дети начнут овладевать умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения, отношение к творческой деятельности вообще. На данном этапе обучения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья поддерживается познавательный интерес, они выполняют все виды работы с охотой, увлечённо. Наиболее важное из них - воспитание у обучающихся организационных умений и навыков в работе с иглой, ножницами и другим инвентарем. Например, обучающиеся должны научиться организовать свое рабочее место, пользоваться необходимыми инструментами только по разрешению учителя, правильно убирать своё рабочее место. Изучение, а за тем строгое выполнение правил техники безопасности при работе с различными инструментами, тем самым формирую дисциплинарные навыки у обучающихся. В первый и второй год обучения, я воспитываю в детях такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая сверстникам, выполнять любые задания, предложенные учителем, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Добиваюсь и считаю главным, что настойчивость в работе, добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества воспитываются на занятиях. В течение всего времени обучения я провожу беседы с детьми о том, как важно уметь украшать свой быт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей с ограгиченными возможностями здоровья

- Краткое содержание образовательной программы;- Формы и методы работы с детьми-инвалидами;- Фотоочет о проделанной работе....

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями"

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями" является результатом опыта  моей работы с учащимися данной категории. Эту работу я веду с  2010 года. За этот ...

Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"

Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...

методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»

quot;Загадка эбру или почему краски не тонут"Я очень люблю удивлять окружающих, поэтому  часто провожу опыты и...

Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»

Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучени

Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка .Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии  ( проблемы слуха, зрения, речи, задержк...