Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучени
статья по технологии (7 класс)

Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка .Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии  ( проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития,умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды?                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_form_obshcheniya_na_zanyatiyah_pedagogov_.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие форм общения на занятиях педагогов

дополнительного образования»

Каждый человек в жизни стремится раскрыть себя, проявить богатство своей индивидуальности в отношениях с людьми, окружающим миром, стать неповторимым, оригинальным, востребованным. И все это не может быть взращено только формальным школьным образованием, которое все больше нуждается в неформальном, дополнительном. Ему в современной ситуации отведена совершенно особая роль: дать учащимся не просто «набор предметов», а возможность «найти себя» и стать личностью, привести к отношениям сотрудничества, взаимопомощи, интеграции усилий на всех этапах формирования человека и стать гарантом возникновения новых качеств, позволяющих принять вызовы времени, выбрать собственный путь.

Одно из главных предназначений дополнительного образования – овладение учащимися социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных возможностей и способностей, выявление познавательных интересов, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для воспитанников. Поэтому практические задачи определены как:

  • «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного отдыха» (Типовое положение об ОУ ДОД).

        Дополнительное образование, являясь одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения, дает растущему человеку возможность проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Это особенно важно для детей, неуверенных в себе,  страдающих комплексами и испытывающих трудности в общении.

Наши дети в основном ведомые, им свойственно подражание. Нотации и беседы приносят мало пользы, если их не подтверждать примерами. Значит вся школьная жизнь, каждый педагогический акт должны служить делу воспитания и коррекции психофизических недостатков учащихся.

Среди подростков с ограниченными возможностями много  инфантильных с эмоционально-волевой неустойчивостью, что приводит к затруднениям взаимоотношений с окружающим миром. Этих детей бывает трудно заинтересовать чем-либо, удержать в школьной среде; в то же время развитие положительных эмоций, организация правильной эмоциональной реакции служат не только делу коррекции, но и правильному воспитанию, самоконтролю, адекватному восприятию действительности.

        Дополнительное образование, оберегая детей и подростков от бесцельной траты свободного времени, сокращая пространство девиантного поведения, решая не только проблему занятости ребят, но и снижая их напряженность и агрессивность, представляет собой реальную силу, способную занять социально полезным делом.

Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагог сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Ученики  с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни их них занижают, а другие завышают цели, поставленные перед собой. После выполнения серии задач те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой  связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

 Оценивая результат, педагог обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Желательно  сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими результатами и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно, только в этом случае формируется мотивация на успех.

Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала и, конечно доброжелательная атмосфера на занятии.

Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации:

  • Содержание учебного материала.
  • Организация учебной деятельности.
  • Стиль педагогической деятельности учителя.
  • Коллективные, групповые формы учебной деятельности.
  • Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Условия для развития мотивации на успех:

  • достаточный уровень самостоятельности;
  • успешность выполняемых действий;
  • обеспечение положительной обратной связи;
  • формирование нравственных качеств.

        Наблюдая за детьми на занятиях, я выявила такую закономерность: наиболее благоприятен для закладывания и  развития мотивации младший школьный возраст. Дети в этом возрасте любят рисовать, мастерить. Им нравится все, что они сделали, независимо от оценки окружающих. И здесь очень важно не зародить у ребенка зерно сомнения в собственных силах. Оценивая результат его деятельности, важно сначала похвалить его, а затем тактично посоветовать, что-то исправить, добавить.  И если ребенок, исправив работу, увидел, что стало действительно лучше, он запомнит ваши советы и в следующий раз обязательно сделает работу с учетом этих замечаний.

Привлекая  детей к работе, важно первое время давать результатам их деятельности только положительную оценку, даже если они не на должном уровне, что бы устранить тревожность, повысить, как правило, заниженную у таких детей самооценку. И только когда ребенок станет увереннее, можно тактично делать замечания по результатам его работы, начиная лучше с фразы: «Ты молодец, но…» или «Ты хорошо сделал, но будет лучше, если…».

Однако к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности  (люблю думать, рассуждать, решать трудные задачи и т.д.).

Для среднего и старшего школьного возраста для устойчивой мотивации характерно осознание ближайших и конечных целей. Объясняя детям новый материал, наглядность стараюсь подобрать так, чтобы заинтересовать результатом будущей работы.  Например, начиная работу над росписью вазы, наглядность подбираю так: на первом занятии знакомлю детей с более сложными композициями, составленными из простых элементов. Видя перед собой  сложный, на первый взгляд, узор ребята не сразу верят, что смогут нарисовать это сами.  Я предлагаю рассмотреть отдельные элементы.  Оказывается это не так сложно!

Педагог для достижения целей и задач пользуется разными путями. Главное, чтобы они вызывали соответствующую эмоциональную реакцию.

Подростки часто все явления и жизненные ситуации «примеряют на себя». Поэтому при общении на занятии очень важно привлекать личный опыт ребенка, с пониманием его выслушать и тактично направить высказывания и умозаключения в нужное русло.

Общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия, способствует формированию индивидуальной свободы личности, поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивация.

Создание доброжелательной обстановки – один из важнейших этапов занятия. Работа педагога с детьми на любом занятии – это труд.  В процессе трудовой деятельности ребенок вынужден согласовывать свое поведение с поведением других людей, организовывать и регулировать свои эмоции и реакции так, чтобы они стали составной частью социальных связей и отношений; соблюдать определенные нравственные нормы, принятые той средой, в которой он находится.  В этой связи важную роль играет коллективный труд.  Например, подготовка оформления и украшение игровых и вестибюлей к праздникам, изготовление работ на выставки и сувениров на подарки. Дети, занятые общим делом, становятся доброжелательнее, терпимее друг к другу. Они чувствуют свою значимость и значимость товарищей в данном процессе. Потом еще долго обсуждают между собой какие они молодцы и как хорошо все сделали. А это – положительные эмоции, повышение самооценки, уверенность в себе, сплоченность коллектива и т.д.

Подводя итоги занятия, я всегда объясняю детям, за что именно я снизила оценку, а что в его работе я оценила на «отлично». Получая, как бы, двойную оценку его труда у него появляется возможность равняться на свои же результаты, а это повышает его собственную самооценку.

Я, конечно,  хвалю тех, у кого хороший результат.  Среди «не совсем удавшихся» работ, в первую очередь, выделяю тех ребят, кто подошел к работе «формально», не заинтересованно. Ищу что- то положительное, например: «Посмотрите, как расположил элементы узора Саша; он сделал это по-своему, т.е. проявил творческую инициативу, фантазию. А если эти линии прорисовать более тонко, а этот цвет сделать более ярким, получится очень оригинальная композиция для росписи вазы». После такой оценки его работы, ребенок, даже равнодушный к рисованию,  (потому, что у него не всегда все получается) в следующий раз постарается: ведь у него, оказывается, есть фантазия!

        Часто именно такие дети стремятся дать совет другому ребенку, помочь ему. А это благоприятно сказывается на общей атмосфере в коллективе.

Значит,  нам необходимо создавать и организовывать среду, которая оказывала бы правильное воздействие на ребенка, естественное влечение к добру, любви и милосердию.

В этой среде все должны быть равны – и взрослые, и дети, если живут и трудятся вместе, значит, каждый – и взрослый, и ученик – вносит свой вклад в общее дело.

Дополнительное образование – это, то пространство, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных в последующем требований, может преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей с ограгиченными возможностями здоровья

- Краткое содержание образовательной программы;- Формы и методы работы с детьми-инвалидами;- Фотоочет о проделанной работе....

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями"

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями" является результатом опыта  моей работы с учащимися данной категории. Эту работу я веду с  2010 года. За этот ...

Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»

Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встае...

«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства»

Рекомендации учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов и воспитателям продленного дня общеобразовательных учреждений.Введение ФГОС более остро обозначило проблему организации раб...