Образовательная программа "Домовенок"
рабочая программа на тему

Полякова Виктория Ивановна
Пояснительная записка.
 
Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная 
среда также необходима для нравственной жизни, как растительный 
и животный мир для нашего биологического существования. 
академик Д.С. Лихачёв
 

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_kopiya_2.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы Кашарского района

ПРОГРАММА

“Домовенок ”

(комплексная, декоративно-прикладной направленности)

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся 7-12 лет

Автор: Полякова В.И.

педагог дополнительного образования,

                                          С. Кашары

     Оглавление:

  1. Пояснительная записка.
  2. Новизна программы.
  3. Актуальность программы.
  4. Цели и задачи программы.
  5. Новизна программы.
  6. Организационно – педагогические основы обучения.
  7. Условия реализации программы.
  8. Педагогические принципы программы.
  9. Педагогические технологии программы.
  10. Формы проведения занятий.
  11. Методы обучения.
  12. Результативность и контроль.
  13. Модель выпускника.
  14. Работа с родителями.
  15. Тематическое планирование первого года обучения.
  16.  Содержание программы первого года обучения.
  17. Тематическое планирование второго года обучения
  18.  Содержание программы второго года обучения.
  19. Методическое обеспечение программы.
  20. Материально- техническое обеспечение программы.
  21. Формы подведения итогов.
  22. Список рекомендуемой литературы для педагогов.
  23. Список рекомендуемой литературы для учащихся и их родителей.

  1.    Приложение №1
  2.    Приложение №2
  3.   Приложение №3

Пояснительная записка.

Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, далёкой и близкой, не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.

академик Д.С. Лихачёв

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Актуальность программы.

Комплексная программа “Домовенок”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, бумаги, техникой квиллинг, декупаж,  вязанием крючком и д.р. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, России, национально-культурными особенностями  Ростовской области, и, способствует адаптации учащихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.

Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению учащимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.

Основная цель программы.

 Разностороннее комплексное развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Достижение этой цели обеспеченно посредством решении следующих задач:

  • образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов Ростовской области, формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и бумаги, овладение навыками вязания.
  • воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
  • развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Новизна программы.

В данной программе с целью получения более высоких результатов предусматривается постепенное усложнение заданий, что позволяет пробуждать в детях творческое отношение к поставленной задаче, активизировать мыслительный процесс, добиваться более быстрого и прочного усвоения знаний, умений и навыков. Особенностью программы является: активная, совместная и взаимообогащающая деятельность педагога с обучающимися в освоении новых приемов работы с материалом. Программа предполагает широкое использование иллюстративного материала; игр-занятий, развивающих абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и декоративных изделий детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества. Детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

Организационно- педагогические основы обучения:

Программа рассчитана на 2 года обучения  и предназначена для работы с обучающимися в возрасте 7-12 лет. Занятия проводятся из расчета первого года обучения 144 часа в год и второго года обучения 216 часов в год.

Условия реализации программы.

Набор учащихся в группу проводится в конце летних каникул и в начале учебного года. Группы комплектуются из  расчета 12-15 человек. Прием детей в группу 1-го года обучения производится на добровольной основе без вступительных экзаменов и предварительного отбора. Группа второго года обучения комплектуется из детей, освоивших программу первого года обучения, и малого процента новичков после собеседования и выявления индивидуальных способностей в прикладном творчестве. Обучение ведется в тесном контакте с родителями.  

Педагогические принципы программы.

Реализация данной программы основывается на принципах:  

  • Принцип совместной деятельности. Совместная деятельность формирует целостно-ориентационное единство группы и в конечном счете, ведет к повышению уровня творческой деятельности.
  •   Принцип интереса требует учета такого фактора, как стремление обучающихся к самоутверждению. Только интерес ребенка позволит раскрыть его творческие возможности.
  •   Наглядности реализуется путем применения наглядных пособий, отражающих поэтапное изготовление сувениров и демонстрацию образцов готовых изделий, что облегчает восприятие и усвоение материала.
  •   Доступности предполагает учет возрастных особенностей обучающихся, а так же уровня их подготовленности к выполнению технологических операций при изготовлении подарков.
  •   Свободы выбора реализуется путем предоставления индивидуальных заданий, которые обучающиеся выбирают самостоятельно, исходя из собственных интересов и творческих способностей.

Педагогические технологии программы.

 Настоящая дополнительная образовательная программа соотносится со школьной программой “Технология”, методами и формами работы в данной образовательной области. Благодаря обучению в творческом объединении “Домовенок ” учащиеся в возрасте 7 - 12 лет могут получить начальные сведения о таких видах декоративно-прикладного творчества, как флористика,  декупаж, квиллинг, а так же расширить и углубить свои знания в области художественной обработки ткани, при изготовлении мягкой игрушки и искусственных цветов из ткани, лент и бумаги, вязанием крючком.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 8-11 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).

Формы проведения занятий.

       Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, старинных традициях  в женском рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

      Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.

     В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети.  Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.

           На занятиях групп используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Методы обучения.

  • Словесный (рассказ, беседа)- обучающиеся анализируют свою работу, сравнивают с другими изделиями. В результате можно выяснить степень усвоения изучаемого материала.
  •  Наглядный- обучающимся демонстрируются схемы, технологические карты, плакаты, слайды, готовые изделия.
  •   Исследовательский- самостоятельная разработка схем, подбор материалов, составление композиций. Творческие проекты.
  •  Проблемного обучения - создание проблемной ситуации, и ее решение.
  •   Практическая работа- практика развивает творческое мышление, будит фантазию, дает возможность проверить силы в самостоятельном художественном творчестве. В течение занятия педагог контролирует действие обучающегося, дает рекомендации, оказывает помощь. Процесс передачи навыков, умений способствует эмоционально - личностному развитию обучающихся и поэтапному изучению техник декоративно - прикладного творчества.

В объединении «Домовенок» проводятся такие виды занятий, как:

  •  Комбинированные;

  Получение и закрепление полученного материала.

Результативность и контроль.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень - репродуктивный с помощью педагога;

II уровень - репродуктивный без помощи педагога;

III уровень - продуктивный

IV уровень - творческий

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

  1. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  2. Фронтальная и индивидуальная беседа.
  3. Цифровой, графический и терминологический диктанты.
  4. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  5. Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
  6. Решение кроссвордов.
  7. Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: внутри районных, городских, областных; олимпиадах в области декоративно-прикладного творчества.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на

 III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В результате освоения программы дети: 1-го и 2-го года обучения Должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества (художественная вышивка, вязание, декупаж,  квиллинг и др.);
  • Народные художественные промыслы России и родного края (Жостово, Гжель, хохлома, Городец, Дымково, Каргополь, Филимоново, Скопин, Михайлов, Ряжск, Касимов, Сапожок, Рязань);
  • Название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, кисти для красок, иголки, вязальный крючок, пяльцы и т. д.), приемы и правила пользования ими;
  • Названия и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, веревки, природный материал и т. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • Простейшие правила организации рабочего места;
  • Приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
  • Приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые замки);
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

  • Правильно организовывать свое рабочее место;
  • Пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • Определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
  • Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные (конус, цилиндр, пирамида, шар);
  • Экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
  • Прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
  • Применять приобретенные навыки на практике.

Модель выпускника.

Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни. Итогом обучения является подготовка самодеятельного художника. Модель выпускника включает следующие личностные качества и характеристики:

  • Духовно нравственные качества:

 - доброта;

 - нравственность;

 - способность жить и действовать в согласии с самим собой, другими людьми, обществом;

  • Творческие способности:

 - творческая активность;

- эмоциональное отношение к исполнению;

- владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.

  • А также будут сформированы следующие универсальные учебные действия и развиты ключевые компетенции: 

- внимание, память, мышление,

- умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог;

 - понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать;

- работать с разными современными источниками информации.

  • Учебно- творческие знания, умения, владения :

- устойчивая познавательная активность;

- устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;

 - знание законов построения композиции , художественной культуры;

- уверенное владение трудовыми приемами и навыками;

- техническая грамотность.

  • В результате изучения полного курса программы у обучающихся будут сформированы представления: 

- о необходимости для каждого культурного человека способности к эстетическому восприятию окружающей действительности, эмоциональному отношению к ней;

- об основных экономических и экологических аспектах деятельности человека;

- о видах и техниках декоративно-прикладного искусства.

Работа с родителями.

  • индивидуальнее встречи с родителями в течении года;
  • посещение родителями различных выставок и мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями;

Тематическое планирование

1 год обучения – 144 часа

п/п

               Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу

2

1

1

2.

Поделки из семян растений

20

4

16

3.

Мир флористики: чудесные листочки

10

4

6

4.

Бумажные фантазии

10

2

8

5.

Волшебное тесто

10

2

8

6.

Мастерская Деда Мороза

20

4

16

7.

Обереги и сувениры для дома

12

2

10

8.

Декупаж

16

4

12

9.

Мягкая игрушка

18

6

12

10.

Вязание крючком

14

4

10

11.

Искусство составления букетов

10

6

4

12.

Итоговое занятие

2

-

2

Всего за год:

144

39

105

Содержание образовательной программы

1 год обучения.

1. Введение в образовательную программу.

Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу «Домовенок». Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа. Правила поведения в природе. Понятие «природные материалы».

Практика: Игра «Что создано природой?»

2. Поделки из семян растений.

Теория: Введение в тему: виды природных и растительных материалов, их происхождение. Разнообразие  семян, правила сбора, сроки и место их хранения. Дополнительные материалы, используемые при  изготовлении поделок (картон, ДВП, краски, клей и т. д.). Основные приёмы изготовления аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян разных растений для выделения цвета деталей. Эстетичность в оформлении работ (виды рамок). Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика:  Сбор и сортировка семян различных растений.  Изготовление аппликаций: «Цветы», «Совушка», « Медвежонок». Использование семян  овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня, огурец, тыква, яблоко, апельсин и др.), злаковых и кормовых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян. Панно «Дерево», «Птичка», « Ромашки».                                                                    

Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?»

3.Мир флористики: чудесные листочки.

Теория: Листья и лепестки цветов. Их разнообразие, форма, цвет. Методы сушки листьев и цветов,  хранение засушенного материала. Особенности работы с засушенным материалом. Техника составления композиций, панно, аппликаций и букетов. Вспомогательные материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика:  Экскурсия в парк « Радужная осень» (заготовка флористического материала: листьев, цветов, лепестков и цветочно-декоративных растений). Составление декоративных букетов из листьев и цветов. Декоративные аппликации «Ваза с цветами», «Осенний букет», «Лес», « Корзина с грибами», « Зайчик», «Рыбки». Панно «Цветочная полянка», аппликация «Гордый цветок».   Изготовление творческих работ по замыслу детей «Увидеть чудо в лепестке». Выставка работ.

4. Бумажные фантазии.

 Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с  основными правилами работы, изготовление основных форм: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, лист.

Практика: Мозаика из кусочков цветной бумаги «Ваза с цветами». Конструирование из основных форм квиллинга: аппликация «Виноград»,  «Цыплёнок на ветке», «Весенний букет».

5.Волшебное тесто. 

Теория:  Солёное тесто – уникальный материал. Способы приготовления теста и техника работы с ним. Плоскостные и объёмные изделия. Сушка и раскрашивание изделий. Дополнительные инструменты и материалы, используемые при работе с тестом. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

 Практика: Приготовление солёного теста. Лепка овощей и фруктов. Композиция «Дары осени». Изготовление панно «У ёлки»,  « Мы слепили это чудо».

6. Мастерская Деда Мороза.

Теория: Ёлочные украшения: предназначение, виды, формы. Разнообразие природных и вспомогательных материалов при их изготовлении. Техника работы с яичной, ореховой скорлупой, сосновыми и еловыми  шишками.  Новогодние сувениры. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Изготовление объёмных новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек и орехов: « Рыбка», «Петушок», «Бабочка», «Попугай» и др.  Ёлочные украшения из солёного теста: «Звёздочки», «Ёлочки» и др.  Изготовление украшений по замыслу детей. Новогодний сувенир – подсвечник «Зимний лес».

7.Обереги и сувениры для дома.

Теория: Обереги. История возникновения оберегов, их предназначение и символика. Использование различных природных материалов для изготовления оберегов и сувениров. Технология изготовления, соединение деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Изготовление оберегов: «Веничек», «Подкова», сувениров: «Валентинки», «Подарок к празднику». Самостоятельная творческая работа: изготовление сувениров по замыслу детей.

8.Декупаж

Теория: Что же такое декупаж? Основные инструменты и  материалы используемые при работе в технике декупаж. Приемы декупажа. Этапы работы в технике декупаж. Выбор изображений. Вырезание. Тонирование. Приклеивание. Дополнительный декор и фиксация лаком.

Практика: Изготовление украшений цветочного горшка, баночек для специй, разделочных досок в технике декупаж.

  9. Мягкая игрушка.

Теория: История возникновения игрушки. Когда и где были обнаружены первые игрушки. Сюжеты игрушек. Многообразие игрушек. Алгоритм пошива игрушек. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с клеем. Ткань: трикотаж, кримплен, фетр, флиз, мех, плюш, драп и др. Клей ПВА, «Момент», нитки разных цветов № 40,30,10. Иглы разных размеров, проволока. Фломастеры, гелиевые ручки, кусочки мыла, бумага, картон, копировальная бумага. Для набивания: вата, синтепон, поролон. Виды швов. Шов «вперед иголку», шов «строчка», шов «через край», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

Практика: Пошив игрушки. Зарисовка эскиза. Изготовление выкроек и лекал. Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой деталей. Соединение деталей. Набивание и сборка деталей игрушки. Оформление. Пошив мягких игрушек: ежик, мышь, хват, утенок, гусеница и др.

10.Вязание крючком.

 Теория: История возникновения процесса ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. Схемы изделий и основные виды петель.

Практика: Изготовление панно из цепочки воздушных петель «Весенние цветы».

11.Искусство составления букетов.

Теория: Садовые и полевые цветковые растения. Искусство составления объёмных цветочных композиций. Правила подбора растений для составления букета. Выбор вазы или сосуда для композиции. Техника безопасности при сборе растений, проведении экскурсий в природу.

Практика: Экскурсия в природу: сбор цветковых растений и составление композиций: «Дыхание лета». Конкурс: « Необычный букет».

12.Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».

                                           

Учебно - тематическое планирование

                                          2 года обучения – 216 часов.

п/п

               Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Подводный мир и его обитатели

10

4

6

3.

Осенние фантазии

12

2

10

4.

Флористика – музыка души

14

4

10

5.

Бумажные фантазии

32

6

26

6.

Солёное тесто

10

2

8

7.

Новогодняя и рождественская флористика

20

6

14

8.

Обереги и куклы

14

4

10

9.

Декупаж

20

6

14

10.

Вязание крючком

22

6

16

11.

Экодизайн

20

6

14

12.

Пасхальные аранжировки

16

4

12

13.

Наш друг - лес

20

6

14

14.

Подведение итогов

4

1

3

Всего за год:

216

58

158

Содержание образовательной программы

II года обучения.

1.Вводное занятие.  

Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Экскурсия в природу: игры на свежем воздухе.

2.Подводный мир и его обитатели.  

Теория:  Разнообразие морских природных материалов. Техника работы с песком, камешками. Комбинирование различных материалов при изготовлении поделок. Технология изготовления мозаики из камней и битых ракушек, объёмных сувениров. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.  

Практика: Изготовление мозаичного панно из камней и ракушек: «Замок Русалочки»,  «Морское дно». Панно из песка: «Черепаха». Работы по замыслу детей.

3.Осенние фантазии.

Теория: Комбинирование различных природных материалов при составлении объёмных композиций. Технология выполнения работ с использованием листьев кукурузных початков. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

 Практика: Букет из кукурузных листьев «Волшебные цветы», ваза «Подарок осени».

 4.  Флористика  - музыка души.

  Теория: История флористики. Сроки сбора и способы заготовки флористического  материала. Условия устойчивого сохранения цвета и формы  растений. Распределение материала по цветовой гамме. Технология составления букетов и коллажей из сухоцветов. Использование дополнительных материалов. Эстетичность в оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Экскурсия в парк – сбор природного материала. Сушка собранного материала. Составление букета из кленовых листьев. Композиция «Букет в шляпе». Аппликации: «Друзья», «Забавные животные», «Мудрая сова». Выставка работ «Золотая осень».

 5. Бумажные фантазии.

 Теория: Техника  квиллинга. Технология изготовления  основных форм: глаз, лист, полукруг, треугольник.

Практика:  Изготовление аппликаций «Цветущая ветка», «Клоун», работ по творческому замыслу детей.

6. Солёное тесто.

    Теория: Приготовление цветного теста. Способы окрашивания и длительного хранения теста. Технология лепки мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Значение фона в композиции. Составление композиций из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов и инструментов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Замешивание и окрашивание теста. Изготовление панно: «Корзина с цветами и фруктами», «Ромашки», «Ёжик на прогулке», «Дерево», «Клубнички». Сувенир: «Ангелочек».

7. Новогодняя и рождественская флористика.

 Теория: История и традиции изготовления новогодних и рождественских украшений. Символика. Особенности составления композиций. Разнообразие используемых материалов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

 Практика: Прогулка в парк «Покормите птиц зимой». Составление композиций: «Сказочная ель», «Новогодний букет». Изготовление новогодних сувениров, игрушек, гирлянд. Рисование: «Новый год у ворот». 

8. Обереги и куклы.

Теория:  Роль оберегов и кукол в славянской культуре. Особенности изготовления кукол – оберегов. Использование в работе различных природных материалов, техника соединения деталей, составление композиций. Плетение косичек из травяного волокна. Навыки плетения из ивовых прутьев. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Изготовление оберегов: «Лесовичок», «Плетень», плетение кукол.  

9.Декупаж.  

 Теория:  Работа с разными поверхностями: картон, дерево, металлические предметы, стеклянные предметы, пластик, фарфор и керамика, ткань, свечи.

Практика: Украшение свечей,  вазы  и тарелки в технике декупаж.

 10.Вязание кружев крючком. 

Теория: Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга и многоугольников, особенностями вязания кружев из отдельных мотивов.

Практика: Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов; вязание салфетки; вязание прихватки; оформление выставки работ учащихся.

11.Экодизайн.

Теория: Как разрешить проблему отходов? Разнообразие бросового материала. Использование в работе бросового материала. Техника работы с пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности». Изготовление панно из пуха и перьев «Домашние птицы», аппликации из лимонной и апельсиновой цедры « Фруктовый рай», панно из опилок и чая «Ёж у гриба», картины из шерстяных ниток «Герои сказок»; «Ваза с цветами» из пластиковой бутылки.

12. Пасхальные аранжировки. 

Теория:  Пасха – традиции празднования. Яйцо – символ жизни. Знакомство с техникой папье – маше. Природные орнаменты, используемые для украшения яиц. Техника росписи и украшения яиц крупами.

Практика: Изготовление подставки для яиц, изготовление яиц  в технике папье – маше. Роспись и украшение яиц. Составление пасхальных композиций.

13.Наш друг – лес.

Теория:  Значение леса в жизни человека и животных.  Бережное отношение к природе и её богатствам. Комбинирование различных природных и бросовых материалов. Создание композиций в круге. Эстетичность при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Экскурсия в природу. Сбор природного материала (сухие коряги, ветки, полевые цветы и д.р.) Изготовление работ: « Лесное чудо», природоохранных знаков: «Не ломайте ветки деревьев!», «Не рвите букеты цветов!», «Не ловите насекомых!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!»

14. Подведение итогов.

Подведение итогов работы за второй год, за два года обучения. Выставка лучших работ: «Вернисаж поделок». Экскурсия: «Друзья природы».

Методическое обеспечение программы. 

В объединении «Домовёнок» на занятиях используются следующие формы работы:  

  • Личностно – ориентированная (раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка);  
  • Групповые (организация совместных действий);
  • Уровневой дифференциации (учет индивидуальных творческих особенностей).

Материально – техническое обеспечение программы.

  1. Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
  2. Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, вязальный крючок, шило, бульки с диаметрами шариков от 5 до 30 мм, резцы, петля, швейные иглы, булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска.
  3. Материалы: засушенные растения, кора деревьев, спилы древесины, фанера, ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, ткань, драп, трикотаж, флизелин, синтепон, кружево, тесьма, ленты, сутаж, поролон, вата, натуральный и искусственный мех, швейные нитки, мулине, капроновая нить № 63, моноволокно, проволока, воск, стеклярус, фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки, калька, бумага, салфетки трёхслойные, картон, копировальная бумага, миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”, обойный клей, мука, соль, крахмал.
  4. Специальная литература.
  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: таблица “Основные приёмы квиллинга”; схемы изделий; коллекции ниток; изделия; раздаточный материал, инструкционные карты; дидактические карточки.

Формы подведения итогов.

п/п

Тема

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Фронтальная беседа.

2.

Работа с природными материалами

Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, цифровой, диктант, выполнение практических заданий.

3.

Флористика

Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, решение ситуационных задач, решение кроссвордов, графический и терминологический диктанты, выполнение практических заданий.

4.

Тестопластика

Дидактические карточки, цифровой и графический диктанты, игра, выполнение дифференцированных практических заданий.

5.

Итоговое занятие

Контрольное занятие, конкурсы, выставка.

Список рекомендуемой литературы для педагогов.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: “Просвещение”, 1985.

Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва - Воронеж, 1995.

Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993.

Журнал “Школа и производство”.

Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.

Кульневич С.В. Новая педагогика. - Воронеж, 1997.

Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.

Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992.

Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.

Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.

Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы одиннадцатилетней школы). – М., 1988.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). – М., 1982.

Творческие работы учащихся школ Аннинского района. – Анна, 1989.

Список рекомендуемой литературы для учащихся.

Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.

Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.

Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.

Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003.

Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – М., 2001.

Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.

Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.

Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.

Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.

Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М., 2001.

Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.

Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.

Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.

Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.

Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль, 2000.

Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.

Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.

Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.

Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.

Рукоделие. – Харьков, 1997.

Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.

Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.

Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992.

Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.

Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.

Ханус С. Как шить? – М., 1991.Художественная вышивка на машине (альбом рисунков для отделки одежды).

Приложение №1

Правила техники безопасности.

1. При работе с карандашами:

  • Проводить заточку только с помощью точилки или специального ножа;
  • Не размахивать карандашом во время работы;
  • Не грызть кончик карандаша во избежание отравления.
  1. При работе с красками и кистью:
  • Не брать краски в рот, так как могут содержать токсичные вещества;
  • При работе использовать специальную подстилку на стол;
  • Не разбрызгивать краску с кисти.
  1. При работе с ножницами, иголками, булавками:
  • Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
  • Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить;
  • Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
  • Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца;
  • При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить палец;
  • Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
  • Сломанную иглу следует отдать руководителю.
  1. При работе с бисером, пайетками, стеклярусом, рисом:
  • Бисер, пайетки, стеклярус, рис хранить в специальной рабочей шкатулке с крышкой;
  • Проверить отсутствие ненужных предметов на столе;
  • Не брать бусины в рот – можно случайно проглотить их;
  • После работы оставшиеся бусины сложить в пакетик.
  1. При работе с клеем:
  • Помнить, что клей токсичен.
  • После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
  • В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой.

Приложение № 2

Здоровьесберегающие технологии на занятиях.

Физкультминутки.

                ***

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.)

За природой наблюдали.

(Поворачивают голову в сторону.)

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. (Руки вверх.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (Присесть.)

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (Помахали руками.)

Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.)

Ногами топаем. (Топнуть ногами.)

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали! (Сесть за столы.)

                ***

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от стола не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В сторону разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к печам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой вперед,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за столы.)

***

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)

Пальчиковые игры. Игры для рук.

Русская игра «Утречко».

(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.)

- Эй, братец Федя, разбуди соседей.

(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.)

- Вставай, Большок!

(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)

Вставай, Указка!

(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)

Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.)

Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.)

И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.)

Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.)

Все потянулись и проснулись.

(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)

При повторении игры руки меняются ролями.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин.         Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.        

Много нас, а он один.         Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки.

Эта долька – для ежа.                 Ладони сжаты в кулак,  на каждую фразу 

Эта долька – для стрижа.         дети разжимают по пальцу, начиная с

Эта долька – для утят.                большого. 

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка… кожура.                Дети прячут руки за спину.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

«Сделаем гимнастику для рук»

Много ли надо нам,  ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружок,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)

Гимнастика для глаз.

«Бабочки»

Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, -

(Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.)

Встрепенулся, подтянулся.

(Руки согнуты в стороны – выдох.)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

***

Ах, как долго вышивали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.)

Вправо, влево, поворот,

А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать.)

Релаксация «Волшебный замок».

Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то маленькой улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок переливается огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты проходишь внутрь. Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка. Ты попадаешь в твою любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты улыбаешься им. Тебе хорошо на душе и спокойно.  Ты видишь свою любимую сказку. К тебе подходит фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты улыбаешься, машешь рукой сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка. Идешь по улице, находишь скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и открываешь глаз.

Приложение № 3

Анализ результативности образовательной программы

Результат обучения.

Показатели диагностики:

  1. Теоретические  ЗУН.

Способы  проверки результатов: педагогическое наблюдение, тестирование: «Определение уровня теоретической подготовки» 1 и 2 года обучения»,

  1. Практическая творческая деятельность.

Способы  проверки результатов: участие в  выставках и конкурсах разного уровня, педагогическое наблюдение, самооценка, метод экспертных оценок.

Уровень:         высокий 9 - 12 баллов

средний  5 - 8 баллов

низкий от 0 до 4 баллов

Таблица изменений показателей обучения

Первичная

Промежуточная

Итоговая

1 год обучения

Высокий-20%

Средний-40%

Низкий-40%

Высокий-40%

Средний-40%

Низкий-20%

Высокий-60%

Средний-30%

Низкий-10%

2 год обучения

Высокий-50%

Средний-40%

Низкий-10%

Высокий-60%

Средний-30%

Низкий-10%

Высокий-70%

Средний-20%

Низкий-10%

Вывод:  По результатам обучения можно определить, что дети первого года обучения освоили программу на высокий уровень – 60%,  на средний уровень -30%, а результат  второго года - 70% высокий уровень, 20% средний.

Результат развития.

Способы  проверки результатов: тестирование, педагогическое  наблюдение, проективные методики, социометрические методики.

Показатели диагностики:

  1. Особенности личностной сферы.

Тесты «Автопортрет», Методика «Смешные человечки»

  1. Творческие способности.

Тест «Неоконченный рисунок», Тест «Необычное использование».

  1. Интеграция личности в социуме.

Методика «Атмосфера в группе», Методика цветописи.

  1. Коммуникативные навыки.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

Таблица изменений показателей развития

Показатели

развития

1 год

диагностика

2 год

диагностика

1.Самооценка

- Высокая

- Адекватная

- Низкая

- Высокая

- Адекватная

- Низкая

Первичная

30%

30%

40%

Первичная

30%

40%

30%

Итоговая

30%

40%

30%

Итоговая

20%

50%

30%

2.Творческие способности

- Высокий

- Средний

- Низкий

- Высокий

- Средний

- Низкий

Первичная

30%

30%

40%

Первичная

50%

30%

20%

Итоговая

40%

40%

20%

Итоговая

60%

30%

10%

3.Удовлетворенность отношениями в группе

- Высокий

- Средний

- Низкий

- Высокий

- Средний

- Низкий

Первичная

30%

30%

40%

Первичная

40%

40%

20%

Итоговая

40%

40%

20%

Итоговая

60%

30%

10%

4.Коммуникативные навыки

- Высокий

- Средний

- Низкий

- Высокий

- Средний

- Низкий

Первичная

20%

40%

40%

Первичная

40%

40%

20%

Итоговая

30%

40%

30%

Итоговая

50%

40%

10%

Вывод:  Проанализировав индивидуальные карты диагностики обучающихся можно определить, что результатом 2 года обучения стала положительная самооценка.  Обучающиеся научились осознавать и корректировать свой внутренний мир, совершать осмысленный, самостоятельный выбор. Продуктивно работать в группе, конструктивно общаться, планировать и анализировать совместную деятельность, творчески и ответственно подходить к решению своих задач и задач коллектива. Коллектив сплочённый, с доброжелательным климатом, атмосфера взаимоуважения, взаимовыручки, оптимизма, сотрудничества.

Результат  воспитания.

Способы  проверки результатов: тестирование, наблюдение.

Показатели диагностики:

  1. Профессиональное самоопределение.

Дифференциально-диагностический опросник на выявление профессиональных предпочтений.

  1. Нравственные, гражданско-патриотические, волевые качества личности.

Методика для определения уровня нравственной воспитанности учащихся,

Тест «Ты гражданином быть обязан»,

Тест «Уровень развития  волевых качеств».

  1. Таблица изменений показателей воспитания

(профессиональных интересов)

Профессиональная сфера

2 год

3 год

Человек - природа

П.-20%

И. -20%

П.-20%

И. -10%

Человек - техника

П.-10%

И. -10%

П.-10%

И. -10%

Человек - человек

П.-20%

И. -30%

П.-40%

И. -40%

Человек - знаковая система

П.-30%

И. -20%

П.-10%

И. -10%

Человек - художественный образ

П.-20%

И. -20%

П.-20%

И. -30%


 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения.

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 2 часа)

1-2

Введение в образовательную программу  «Домовенок».

Вводное занятие. Техника безопасности.

Тема №2. Поделки из семян растений.    (20 часов)

3-4

Виды природных и растительных материалов и их происхождение. Разнообразие семян, правила сбора и место их хранения.

5-6

Оборудование, материалы, инструменты используемые при изготовлении поделок  и аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян по цвету.

7-8

9-10

Сбор и сортировка семян различных растений.  Изготовление аппликаций: «Цветы», «Совушка», «Медвежонок».

11-12

13-14

Использование семян  овощей, фруктов и ягод (для изготовления панно и составления орнаментов.

Панно «Птичка», « Ромашки».                                                                    

15-16

17-18

Использование семян  кормовых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Панно «Дерево», «Черепаха».

19-20

21-22

Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян.                                                                    

Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?»

Тема № 3. Мир флористики: чудесные листочки.  ( 10 часов)

23-24

Листья и лепестки цветов. Их разнообразие, форма, цвет. Методы сушки листьев и цветов,  хранение засушенного материала. Особенности работы с засушенным материалом.

25-26

Техника составления композиций, панно, аппликаций и букетов. Вспомогательные материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

27-28

Экскурсия в парк «Радужная осень» (заготовка флористического материала: листьев, цветов, лепестков и цветочно-декоративных растений). Составление декоративных букетов из листьев и цветов.

29-30

Декоративные аппликации «Ваза с цветами», «Осенний букет», «Лес», «Корзина с грибами», «Зайчик», «Рыбки». Панно «Цветочная полянка», аппликация «Гордый цветок».   ( по выбору)

31-32

Изготовление творческих работ по замыслу детей «Увидеть чудо в лепестке». Выставка работ.

Тема № 4. Бумажные фантазии. (10 часов)

33-34

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с  основными правилами работы, изготовление основных форм: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, лист.

35-36

37-38

Мозаика из кусочков цветной бумаги «Ваза с цветами».

39-40

41-42

Конструирование из основных форм квиллинга: аппликация «Виноград»,  «Цыплёнок на ветке», «Весенний букет» (по выбору).

Тема № 5.  Волшебное тесто.    (10 часов)

43-44

Солёное тесто. Способы приготовления теста и техника работы с ним.

Плоскостные и объёмные изделия. Сушка и раскрашивание изделий. Дополнительные инструменты и материалы, используемые при работе с тестом. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

45-46

47-48

Приготовление солёного теста. Лепка овощей и фруктов. Композиция «Дары осени».

49-50

51-52

Изготовление панно из соленого теста «У ёлки»,  « Мы слепили это чудо».

Тема № 6. Мастерская  Деда Мороза.    (20 часов)

53-54

Ёлочные украшения: предназначение, виды, формы. Разнообразие природных и вспомогательных материалов при их изготовлении. Техника работы с яичной, ореховой скорлупой, сосновыми и еловыми  шишками.

55-56

Новогодние сувениры. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

57-58

59-60

Изготовление объёмных новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек и орехов: « Рыбка», «Петушок», «Бабочка», «Попугай» и др.  

61-62

63-64

Ёлочные украшения из солёного теста: «Звёздочки», «Ёлочки» и др.  

65-66

67-68

Изготовление украшений по замыслу детей.

69-70

71-72

Новогодний сувенир – подсвечник «Зимний лес».

Выставка работ.

Тема № 7. Обереги и сувениры для дома. (12 часов)

73-74

Обереги. История возникновения оберегов, их предназначение и символика.

Использование различных природных материалов для изготовления оберегов и сувениров. Технология изготовления, соединение деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

75-76

77-78

Изготовление оберегов: «Веничек», «Подкова». (по выбору)

79-80

81-82

Изготовление сувениров: «Валентинки», «Подарок к празднику».

83-84

Самостоятельная творческая работа: изготовление сувениров по замыслу детей.

Тема № 8. Декупаж (16 часов)

85-86

Что же такое декупаж? Основные инструменты и  материалы используемые при работе в технике декупаж. Приемы декупажа.

87-88

Этапы работы в технике декупаж. Выбор изображений.

Вырезание. Тонирование. Приклеивание. Дополнительный декор и фиксация лаком.

89-90

91-92

Украшений цветочного горшка в технике декупаж.

93-94

95-96

Украшение баночек для специй в технике декупаж.

97-98

99-100

Украшение разделочных досок в технике декупаж.

Тема № 9. Мягкая игрушка. (18 часов)

101-102

    История возникновения игрушки. Когда и где были обнаружены первые игрушки. Сюжеты игрушек. Многообразие игрушек. Алгоритм пошива игрушек.

103-104

Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с клеем, иглами, ножницами.

105-106

Виды швов.

107-108

Зарисовка эскиза.

109-110

Изготовление выкроек и лекал.

111-112

Подбор материала и подготовка его к работе.

113-114

Раскрой деталей.

115-116

Соединение деталей.

117-118

Набивание и сборка деталей игрушки. Оформление.

Тема № 10. Вязание крючком. ( 14 часов)

119-120

История возникновения процесса ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.

121-122

123-124

Схемы  и основные виды петель.

125-126

127-128

Панно из цепочки воздушных петель «Весенние цветы».

129-130

131-132

Работы по замыслу детей.

Тема № 11. Искусство составления букетов. ( 10 часов)

133-134

Садовые и полевые цветковые растения. Искусство составления объёмных цветочных композиций.

135-136

Правила подбора растений для составления букета.

137-138

Выбор вазы или сосуда для композиции. Техника безопасности при сборе растений на экскурсии.

139-140

Экскурсия в природу: сбор цветковых растений и составление композиций: «Дыхание лета».

141-142

Конкурс: « Необычный букет».

Тема № 12. Итоговое занятие. (2 часа)

143-144

Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Второй год обучения.

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 2 часа)

1-2

Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия в природу: игры на свежем воздухе.

Тема №2. Подводный мир и его обитатели (10 часов)

3-4

Разнообразие морских природных материалов. Техника работы с песком, камешками. Комбинирование различных материалов при изготовлении поделок.

5-6

Технология изготовления мозаики из камней и битых ракушек, объёмных сувениров. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.  

7-8

Изготовление мозаичного панно из камней и ракушек: «Замок Русалочки»,  «Морское дно».

9-10

Панно из песка: «Черепаха».

11-12

Работы по замыслу детей.

Тема №3. Осенние фантазии.  ( 12 часов)

13-14

Комбинирование различных природных материалов при составлении объёмных композиций. Технология выполнения работ с использованием листьев кукурузных початков. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

15-16

17-18

Букет из кукурузных листьев «Волшебные цветы».

19-20

21-22

Ваза «Подарок осени».

23-24

Лилии из талаша.

Тема № 4. Флористика  - музыка души. (14 часов)

25-26

История флористики. Сроки сбора и способы заготовки флористического  материала. Условия устойчивого сохранения цвета и формы  растений. Распределение материала по цветовой гамме.

27-28

Технология составления букетов и коллажей из сухоцветов. Использование дополнительных материалов. Эстетичность в оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

29-30

Экскурсия в парк – сбор природного материала. Сушка собранного материала.

31-32

33-34

Составление букета из кленовых листьев. Композиция «Букет в шляпе».

35-36

37-38

Аппликации: «Друзья», «Забавные животные», «Мудрая сова». (по выбору).

Выставка работ «Золотая осень».

Тема № 5. Бумажные фантазии.  (32 часа)

39-40

41-42

43-44

Техника  квиллинга. Технология изготовления  основных форм: глаз, лист, полукруг, треугольник.

45-46

47-48

49-50

Изготовление аппликаций «Цветущая ветка».

51-52

53-54

55-56

Изготовление аппликаций «Клоун».

57-58

59-60

61-62

Изготовление аппликаций «».

63-64

65-66

67-68

69-70

Изготовление работ по творческому замыслу детей.

Выставка работ.

Тема № 6.  Волшебное тесто.    (10 часов)

71-72

Приготовление цветного теста. Способы окрашивания и длительного хранения теста. Технология лепки мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Составление композиций из нескольких деталей. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

73-74

75-76

Замешивание и окрашивание теста.

Сувенир: «Ангелочек».

77-78

79-80

Изготовление панно: «Корзина с цветами и фруктами», «Ромашки», «Ёжик на прогулке», «Дерево», «Клубнички». (по выбору)

Тема № 7. Новогодняя и рождественская флористика.    (20 часов)

81-82

История и традиции изготовления новогодних и рождественских украшений.

83

Символика.

84-85

Особенности составления композиций. Разнообразие используемых материалов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

86

Прогулка в парк «Покормите птиц зимой».

87-88

89-90

Составление композиций: «Сказочная ель».

91-92

93-94

Составление композиций: «Новогодний букет».

95-96

97-98

Изготовление новогодних сувениров, игрушек, гирлянд.

99-100

Рисование: «Новый год у ворот».

Тема № 8. Обереги и куклы. (14 часов)

101-102

Роль оберегов и кукол в славянской культуре. Особенности изготовления кукол – оберегов. Использование в работе различных природных материалов, техника соединения деталей, составление композиций.

103-104

Плетение косичек из травяного волокна. Навыки плетения из ивовых прутьев. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

105-106

107-108

Изготовление оберегов: «Лесовичок».

109-110

111-112

Изготовление оберега «Плетень».

113-114

Плетение кукол.  

Тема № 9. Декупаж (20 часов)

115-116

117-118

119-120

Работа с разными поверхностями: картон, дерево, металлические предметы, стеклянные предметы, пластик, фарфор и керамика, ткань, свечи.

121-122

123-124

Украшение свечей  в технике декупаж.

125-126

127-128

Украшение вазы в технике декупаж.

129-130

131-132

Украшение тарелки в технике декупаж.

133-134

Изготовление работ по творческому замыслу детей.

Тема № 10. Вязание крючком. (22 часа)

135-136

Ознакомление со способами прибавления и убавления петель.

137-138

Ознакомление с особенностями вязания круга и многоугольников.

139-140

Ознакомление с особенностями вязания кружев из отдельных мотивов.

141-142

143-144

145-146

147-148

149-150

Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов.

151-152

153-154

155-156

Вязание салфетки, оформление выставки работ учащихся.

Тема № 11.Экодизайн. ( 20 часов)

157-158

159-160

161-162

Как разрешить проблему отходов? Разнообразие бросового материала. Использование в работе бросового материала. Техника работы с пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

163-164

Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности».

165-166

167-168

Изготовление панно из пуха и перьев «Домашние птицы».

169-170

171-172

Поделка «Ваза с цветами» из пластиковой бутылки.

173-174

175-176

Картина из шерстяных ниток «Герои сказок».

Тема № 12. Пасхальные аранжировки. ( 16 часов)

177-178

179-180

Пасха – традиции празднования. Яйцо – символ жизни. Знакомство с техникой папье – маше. Природные орнаменты, используемые для украшения яиц. Техника росписи и украшения яиц крупами.

181-182

183-184

Изготовление подставки для яиц.

185-186

187-188

Изготовление яиц  в технике папье – маше.

189-190

Роспись и украшение яиц.

191-192

Составление пасхальных композиций.

Тема № 13.  Наш друг – лес. (20 часов)

193-194

195-196

197-198

Значение леса в жизни человека и животных.  Бережное отношение к природе и её богатствам. Комбинирование различных природных и бросовых материалов. Создание композиций в круге. Эстетичность при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

199-200

Экскурсия в природу. Сбор природного материала (сухие коряги, ветки, полевые цветы и д.р.)

201-202

203-204

205-206

Изготовление работы: « Лесное чудо».

207-208

209-210

211-212

Изготовление природоохранных знаков: «Не ломайте ветки деревьев!», «Не рвите букеты цветов!», «Не ловите насекомых!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!»

Тема № 14. Итоговое занятие. (4 часа)

213

Подведение итогов работы за второй год, за два года обучения.

214-215

Выставка лучших работ: «Вернисаж поделок».

216

Экскурсия: «Друзья природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...