Главные вкладки

    Духовно - нравственное воспитание обучающихся средствами дополнительного образования
    статья по теме

    Крицкая Ольга Вячеславовна

    Духовно - нравственное воспитание обучающихся средствами дополнительного образования на примере работы Дома детского твочрества г.Гуково.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno.docx18.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Духовно – нравственное воспитание обучающихся средствами дополнительного образования на примере Дома детского творчества г.Гуково».

    В проекте Федерального государственного стандарта общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

    В отечественной психологии проблема духовности, духовно – нравственного воспитания получила освещение в работах классиков психологии – Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова, В. А. Пономаренко и других авторов.

    Учреждения дополнительного образования, являясь в сегодняшних условиях центрами внеурочной деятельности, решают сразу несколько воспитательные задачи сразу.Одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью деятельность Дома детского творчества.

    Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния.

    К числу главных факторов относятся:

    а) сложившийся образ жизни обучающегося, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

    б) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи, национальные особенности, особенности природной среды);

    в) средства массовой информации и пропаганды;

    г) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

     д) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение обучающегося в системе коллективных отношений;

    е) индивидуальные и личностные особенности обучающегося.

    При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

    Одной из главных воспитательных форм в учреждении дополнительного образования, да и в других образовательных организациях тоже, являются воспитательные мероприятия.

    В психолого-педагогической литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие — это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование». Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс подобно тому, как процесс обучения составляется из отдельных уроков. Мероприятие — отрезок воспитательного процесса. В каждом творческом коллективе Дома детского творчества существует своя система воспитательной работы, на основе которой разрабатываются планы воспитательной работы на каждый учебный год, для каждой возрастной группы. Одно из главных направлений мероприятий этого плана – духовно-нравственной. Главное не число и не звучность мероприятий, а их педагогическая целесообразность. Только система хорошо продуманных, крепко связанных между собой педагогических воздействий, а не их случайный набор может обеспечить максимальную воспитательную отдачу.

    Еще одна форма организации воспитания в учреждении дополнительного образования – организация деятельности детской общественной организации, среди направлений работы которой ведущим направлением является духовно – нравственное воспитание.

    Работа детской общественной организации Дома детского творчества «Творческая республика Крылатых» направлена на формирование у наших обучающихся основ морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Организация существует уже 7 лет. За это время наметились основные формы работы с детьми, направленные на воспитание нравственной, духовно богатой личности. Их все можно объединить в 3 блока:

    1. Акции Дома детского творчества и городские акции.
    2. Мероприятия для кружковцев.
    3. Благотворительные концерты и спектакли.

    Первый блок – акции – представлен в работе такими ежегодными городскими акциями как «Объект детской заботы», «Посылка солдату – земляку», а так же акциями, проводимыми среди обучающихся творческих коллективов – «Мы вместе», «В Рождество теплом согрей». К сожалению, не все педагоги в полной мере осознают воспитательные возможности такой формы работы, как участие в акциях. Ведь каждая подразумевает беседу с детьми, разъяснение целей акции, обсуждение плана участия в ней. В ходе такой работы происходит сплочение коллектива, педагог получает прекрасную возможность поговорить с детьми о том, как можно проявить милосердие, доброту, заботу о людях, городе, своих друзьях. Совместные дела объединяют, скрепляют коллектив.

    Следующий блок – мероприятия Дома детского творчества для кружковцев. Традиционными среди них являются праздник посвящения в кружковцы, концерты к 8 марта, игровые программы для кружковцев. Воспитательный эффект этих мероприятий также очень велик – каждому из них может и должна предшествовать беседа по теме, обсуждение возможного участия в мероприятии, роли каждого в этом. Важность таких мероприятий заключается в тонком, ненавязчивом введении моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Не происходит специально организованного общения по духовно - нравственному воспитанию, сам процесс как бы вплетается в канву мероприятий.

    Третий блок – благотворительные концерты и спектакли, участие в концертах социальных партнеров. Каждое подобное мероприятие так же следует предварять беседами на темы духовности, нравственности, о том, как важно сегодня быть чутким человеком, как необходимо согревать своим теплом окружающих тебя людей.  

    Все подобные мероприятия являются воспитательными, могут быть включены в план педагога по воспитательной работе в творческом объединении.

    Осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность происходит на занятиях постоянно. Педагогу важно видеть в каждом общении с детьми зерно нравственного воспитания, уметь направить беседу, разговор в нужном русле, подвести детей к нравственным выводам.

    Таким образом, занимаясь с детьми, участвуя в жизни  общественной организации Дома детского творчества, проводя воспитательные мероприятия мы, педагоги, непосредственно занимаемся духовно-нравственным воспитанием наших детей, мы стремимся выпустить в жизнь духовно-нравственную личность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание школьников в дополнительном образовании в условиях ФГОС.

    В данной презентации я отразила как происходит воспитание школьников в дополнительном образовании на примере хореографического кружка. Какие изменения происходят в этом процессе при переходе на новые ...

    Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

    Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....

    Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

    Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....

    духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка

    В данной публикации излагается  взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...

    Мастер - класс. Духовно - нравственное воспитание обучающихся средствами кейс-технологии

    Выступление на районной конференции педагогов " Духовно - нравственное развитие и  воспитание обучающихся средствами современных образовательных технологий"...

    Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами современных образовательных технологий

    •Духовность – ценностная характеристика сознания•Нравственность – совокупность общих принципов поведения•Духовно-нравственное воспитание в Концепции определено как «педагогически организованный процес...

    «Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

    Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...