Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.
статья (русский язык) по теме

Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikiforova_statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова С.И.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

«Воспитание, если оно не хочет быть

 бессильным, должно быть народным…»

К. Ушинский

В последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества.

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня педагогическую общественность в каждом регионе России. Школа, как образовательное учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании.

Бесспорно, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа.

Воспитание духовно-нравственной культуры, в условиях сиротских учреждений, занимает особое место в личностном развитии воспитанников.

В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при интеллектуальной  недостаточности. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества, обратной связи. Учитывая особенности развития воспитанников интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой среды (уроки - сказки,

уроки - путешествия, уроки - соревнования), личностно-ориентированным подходом (составление индивидуальных планов развития), сменой видов деятельности (игровой характер заданий), позитивным эмоциональным фоном.

Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием учеников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.

В своей работе считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого обращаюсь к истокам русской и мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Например, урок на основе мордовской народной сказки.

Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражается отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержатся конкретные педагогические рекомендации, а также он сам может использоваться в качестве средства национального воспитания.

Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.

Большой интерес для изучения представляют и другие жанры фольклора, такие как пословицы, поговорки, песни и др. Однако, изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно - нравственную мудрость народных масс - этот важнейший источник народной педагогики.

Опираясь на  содержание программ специальной (коррекционной) школы VI        вида, можно выделить те предметы, которые позволяют эффективно решать задачи этнокультурного воспитания школьников. Это уроки русского языка, где в речевой материал вводятся элементы этнокультурного характера (загадки, пословицы, поговорки).

Уроки чтения знакомят детей с устным народным творчеством русского народа. Наибольшего эффекта можно достичь, если провести параллели с мордовским фольклором.

На уроках истории Отечества прослеживается роль и место русского, мордовского и других народов в истории России.

На уроках географии, при контрастно-сопоставительном изучении учащиеся знакомятся с различными стилями жизни и культурными символами разных народов, а также включается краеведческий материал.

Уроки естествознания знакомят школьников с особенностями природы родного края и др.

Кроме вышеназванных дисциплин, большим потенциалом для этнокультурного воспитания обладают занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом, на которых ученики с нарушением интеллекта имеют возможность приобщиться к основам декоративно-прикладного творчества.

Знакомство с историей родной стороны можно начать с экскурсии краеведческого музея.

Краеведческий музей вносит свою лепту в дело воспитания учащихся на народных традициях. Учащиеся знакомятся в музее с историей своего и других народов, проникаются глубоким уважением ко всему тому, что сохранили и передали им предки.

Очень важно, занимаясь краеведческой работой  донести до сознания своих воспитанников, что они сами – настоящие патриоты своего края, его будущее. Воспитать ребят в окружении краеведческого материала – существенная и осуществляемая задача патриотического воспитания учащихся коррекционных школ VIII вида.

Приобщение учащихся к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств этнокультурной направленности в обучении и воспитании детей. Ибо, именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

        Таким образом, в процессе специально организованных занятий с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида можно эффективно решать задачи этнокультурного воспитания школьников: формировать этнокультурные представления, воспитывать национальное самосознание, толерантное отношение к представителям других национальностей, что и является конечной целью этнокультурного воспитания.

Литература:

  1.  Лисовенко Г.В. Формирование духовного мира школьников средствами этнокультурных традиций. // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2003.-С. 23.
  2.  Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности  – М.: Академия, 2005. – 453с.
  3.  Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. –

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова,

Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  1.  Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. - Казань, 1995.