Духовно-нравственное воспитание детей средствами духовной музыки в Епархиальном образовательном центре
рабочая программа по музыке (7, 8, 9 класс) на тему

Лёвина Мария Владимировна

Данная статья в кратце раскрывает сущность и смысл занятий хоровым пением в системе Неккомерческого фонда "Детский Епархиальный образовательный центр", учебный филиал "Победа".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_chteniya_lyovina_m.v.statya.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мария Владимировна Лёвина

руководитель СП НФ «ДЕОЦ», УФ «Победа»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами духовной музыки в Епархиальном образовательном центре

«…Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу человека….».

В.А.Сухомлинский

Сегодня в образовательной среде все чаще и чаще поднимаются вопросы формирования у детей таких качеств личности как духовность и нравственность. Содержание духовно-нравственного воспитания, методическое и организационное сопровождение  процесса широко представлено во многих научных и научно-методических трудах отечественных ученых и педагогов как в системе общего образования, так и дополнительного образования.

В данной статье мы хотим предложить решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей средствами духовной музыки в условиях епархиального образовательного центра. Раскроем подход к определению понятий «духовность» и «нравственность» в соответствии с канонами Православной церкви.

Обращаясь к творениям христианских богословов, мы видим, что человек – это трёхсоставное существо, состоящее из Духа, Души и Тела. Часто понятие «дух» и «душа» отождествляют, но это не совсем верно, поскольку именно наличие Духа отличает человека от других живых существ. Исходя из этого, делятся и области жизни, с которыми соприкасается человек. Питание, физическая культура, технические науки – это область тела. Искусство, патриотизм, любовь – это область души. Вера, мораль, нравственность – это область духа. Духовность – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя к этому идеалу, внутренне освободиться от обыденности» [2].

В нераздельном единстве с духовностью существует и нравственность, под которой понимается совокупность общих принципов  и норм поведения людей в обществе по отношению друг к другу. Нравственность - это способность человека действовать в соответствии со своим духовным началом. [2]. При отсутствии нравственности и духовности невозможно существование личности и культуры. Не секрет, что основой духовно-нравственного воспитания  является духовная культура той среды, в которой живёт и развивается ребёнок.

О высоком достоинстве музыки и в частности пения, благотворно влияющего на человека, говорили многие воспитатели, философы и музыканты всех времён. Переживая содержание музыкального произведения, человек становится более отзывчивым и чутким, развивает способность сопереживания горести и радости другого, вырабатывает своё отношение к жизни. [1]

В процессе духовно-нравственного воспитания детей важное значение имеет репертуар, в который могут входить народные песни, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, советских композиторов, патриотические песни. В нашей практике духовно-нравственное воспитание детей осуществляется посредством включения в репертуар хоровых коллективов духовной музыки, а именно церковных песнопений, которые дети исполняют в процессе Богослужения.

Знакомство с церковным песнопением начитается с ознакомления детей с историей возникновения данного текста, обсуждением использованных автором средств музыкальной выразительности, формы, специфики церковно-славянского языка. Дети самостоятельно выявляют кульминацию песнопения, рассуждают о том, каким образом музыка помогает выделить самые главные слова, предложения и раскрывает их суть и смысл.  

На хоровых занятиях дети узнают много положительных примеров из жизни святых людей, разучивая тот или иной Тропарь Празднику или святому,   учатся терпению и уважительному отношению друг к другу  на клиросе.

В основном дети, посещающие епархиальный центр не имеют музыкального образования. Таким образом, мы не только решаем проблему духовно-нравственного воспитания детей посредством приобщения их к духовной музыке, но и развиваем их музыкальные способности.

Поскольку пение на службах проходит без музыкального сопровождения, дети приучаются  быть предельно внимательными и слушать не только себя, но и прислушиваться к соседу по партии, уважать другие голоса.

Церковное пение представляет собой определённую часть мировой музыкальной культуры. Отличается оно от  светского музыкального искусства в первую очередь смыслом и содержанием текстов, характером исполнения. Вместе с тем, церковное пение помогает воспитывать такие качества личности, как выдержка, смирение, терпение, взаимоуважение.

Из опыта работы с детьми считаем важным отметить интерес и внимание с которым дети относятся к церковному репертуару. Они с удовольствием разучивают песнопения и поют в храме на клиросе. Здесь, в условиях благоприятной атмосферы и формируется духовная сторона личности ребенка.

Детский хор – это, своего рода, творческая мастерская, в которой  результат зависит, в первую очередь, от заинтересованности детей и их родителей. Без желания родителей многие дети просто не смогли бы посещать хоровые занятия.  

В детском центре «Победа» для более активного вовлечения родителей в жизнь детей, для их большей заинтересованности был создан также хор родителей и педагогов центра. Это решает сразу несколько проблем. Во-первых, возрастает интерес к хоровым занятиям, потому что петь любят все – и взрослые, и дети.

Родители с ещё большим удовольствием приводят ребёнка на хоровые занятия, потому что сами испытывают положительные эмоции от хоровых занятий, ощущают себя артистами, очень ответственно относятся к посещению занятий.  Во-вторых, для детей и родителей хор является местом, где они будут практически на равных, все доверяют и подчиняются требованиям руководителю хора. Репертуар хора родителей также включает в себя церковные произведения, наряду со светскими, классическими произведениями.

Наш опыт показывает, что хоровые занятия в епархиальном центре являются связующим звеном между детьми и родителями. Взрослые и дети становятся ближе, формируется уважение и доверие друг к другу. Таким образом церковное пение становится не только уникальным средством, сближающим детей и родителей, но и инструментом формирования и развития духовно-нравственных качеств личности как детей, так и родителей.

Литература

  1. «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества». (2011: Петропавловск-Камчатский). Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества» 16-18 февраля 2011 г. [Текст] / под ред. Т.А. Синюшкиной – Изд-во КИПКПК, 2011.
  2. Резниченко, Лариса Петровна. Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на первой ступени общего образования [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Л.П. Резниченко. – Электрон, дан. – М. : ИД «Первое сентября», 2003–2018. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/621845/ Загл. с экрана. – свид. о регистрации ср-ва масс. инф. ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.