Социализация слабослышащих детей средствами обучения музыке
статья по музыке на тему

Хуланхова Зинаида Александровна

 Актуальные вопросы профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Сборник тезисов выступлений и научных работ по итогам региональной научно-практической конференции, 01 декабря 2016 года / Под общей ред. к.п.н Н.П. Коробовой. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2017. – 144 с. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz_2016.docx45.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Социализация слабослышащих детей средствами обучения музыке

Хуланхова Зинаида Александровна,

преподаватель Нижневартовского  

социально-гуманитарного колледжа,

г.Нижневартовск

«Глухота – более тяжкий физический недостаток,

чем слепота. Он лишает человека главного его качества –

способности быстрого и свободного общения.

Глухота недостаток социальный по преимуществу.

Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи».

    Мишель Монтень

«Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» (Мудряк А. В.). Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения.

Раньше в нашей стране существовала одна единственная система обучения, начинающаяся в яслях и заканчивающаяся в высшей школе. На современном этапе происходят кардинальные реформы образования. Педагоги-новаторы стали учитывать множество факторов: разные типы нервной системы, характеры детей, индивидуальные физические отклонения, работоспособность и т.д.

Отец медицины, Гиппократ, клятву которого до сих пор дают все врачи мира, первым определил четыре типа темперамента людей предлагал придерживаться следующих правил:

Тип темперамента

Характер музыки

Холерики – люди быстрые, сильные, бурно и эмоционально выражающие свои чувства.

Нужна музыка спокойная, слегка тягучая, но освежающая, помогающая голове быть ясной («музыка всегда должна волновать умеренно»).

Флегматики – спокойные, проявляющие чувства умеренно и ровно.

Музыка, спокойно входящая в мысли, чувства, без повторения много раз одной и той же музыкальной темы.

Сангвиники – быстро увлекающиеся и быстро остывающие

Мелодия летящая, с понятной музыкальной основой, ассоциирующаяся с танцевальной, которую можно сравнить с вальсом

Меланхолики – медлительные, рассеянные, склонные к грусти и депрессии

Возвышенная, но очень ясная музыкальная тема.

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всестороннее развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная его цель.

Основоположник современной отечественной психологии и дефектологии Л.С. Выготский внес большой вклад в изучение личности аномального ребенка, в обоснование проблемы компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. «Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация» [2].

Психологи (Д.Б. Эльконин; Д.И. Фельдштейн) считают, что основными потребностями подросткового возраста являются самоутверждение и общение со сверстниками. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.

Совместная деятельность активизирует общение слабослышащих. В обществе, говорит слепо-глухой учёный Суворов А. В., существует опасность двух крайностей по отношению к инвалидам: чрезмерная благотворительность или милосердие, превращающее инвалида в объект жалостного обслуживания; и сверхинтеграция — когда вовлечение инвалида в жизнь общества происходит без учёта его реальных трудностей, в целях более эффективного их преодоления; и в том и другом случае происходит дискриминация инвалидов, нарушение их общечеловеческих прав и обязанностей.

Соблюсти золотую середину между двумя крайностями, была обеспечена самая разносторонняя совместная деятельность и, на её основе, общение между слышащими и слабослышащими подростками. Не только глухим и слабослышащим детям нужно преодолеть барьер общения, но и слышащим людям нужно тоже помочь установить контакт с такими детьми.

Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребёнком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе.

Сейчас мир глухих людей медленно, но неуклонно становится миром говорящих и очень хочет быть миром играющих и поющих.

Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими школьниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

Физическое воздействие на рецепторы кожи очень велико. Многим знакомо выражение «слышать кожей». В древних египетских медицинских трактатах встречаются описания очистительного воздействия музыки на больную кожу (псориаз, лишаи). Американский врач Харви Додж, долгое время работая с глухонемыми больными, обратил внимание на то, как они реагируют на музыку. От очень громкой музыки пациенты начинали нервно потирать руки, а нежная, легкая мелодия действовала успокаивающе. Кожа участвует в дыхании, регуляции тепла, обмене веществ. И если кожа чистая и здоровая, то эти процессы протекают нормально. В древние времена на Востоке считали, что через кожу, как через парадную дверь, входят и выходят болезни, что кожу можно очистить звуком.

Музыкальные занятия обеспечивают музыкально-эстетическое развитие детей, осуществляется развитие остаточного слуха глухих детей, обогащение представлений о звуках окружающего мира, ориентировка на звук, как на одну из важнейших характеристик предметов и явлений живой и неживой природы; развитие слухового восприятия речи.

Анализ специальной литературы последних лет по проблеме развития восприятия музыки детьми с нарушениями слуха показал, что данная область исследовалась в разных аспектах: педагогическом, психологическом, медицинском. Разработанные специальные методики успешно способствуют развитию восприятия музыки глухими детьми.

Музыка представляет собой не только звук, влияющий на наш слух, но и то, что затрагивает три и четыре, а то и всем телом мы ее чувствуем. 

Врач Санкт-Петербургского училища глухонемых М.В. Богданова-Березовского считал, что музыкальные упражнения и игра на музыкальных инструментах дадут возможность получить правильное представление о силе и высоте звука, пение активизирует деятельность голосовых связок, всё это будет способствовать развитию интонированной, выразительной речи.

Плохо воспринимая речь, глухой ребёнок достаточно адекватно слышит звуки музыкальных инструментов и заключённое в них эмоциональное содержание музыки, а так же певческий голос, интонациям которого начинает подражать лучше, чем речи. Таким образом, восприятие музыки и её воспроизведение самым прямым образом влияет на интонационное качество речевого слуха и самой речи ребёнка.

Слышащий воспринимает музыку по принципу «слышу-чувствую - вижу». Для ребёнка с нарушением слуха музыка – это хаос, шум, ритмическая пульсация. Это объясняется отсутствием слухового опыта, неумением различать и сопоставлять различные звучания. Поэтому обучение восприятию музыки детей с нарушением слуха выстраивается по принципу: на начальном этапе обучения «вижу-слышу-чувствую», затем «слышу – вижу – чувствую».

При постановке задачи зарисовать впечатления от прослушанного музыкального произведения, налицо большая заинтересованность, сосредоточенность, концентрация внимания детей со стремлением понять структуру и содержание произведения. В процессе рисования того или иного музыкального произведения отмечается стремление детей к графическому отображению структуры произведения: характера музыки, её движения, особенностям ритма.

Следует учитывать и то, что зарисовки музыкальных произведений, созданные самим учеником в процессе осознанного переживания музыки, могут быть для ученика своеобразным изобразительным знаком, по которому легче вспомнить музыку, её форму в целостном виде. Это поможет ему при повторном прослушивании точнее и быстрее восстановить все тонкости ритмического, темпового, динамического строения и т.д. Это в значительной степени способствует воспитанию восприятия музыки.

В нашей стране существуют методики обучения слабослышащих детей музыке, игре на музыкальном инструменте. Например, сущность методики И. С.Белик в обучении музыке слабослышащих детей разного возраста не в том, чтобы научить играть на фортепиано, а в том, чтобы научить их слушать и различать звуковысотность и выразительность мелодической линии и, развивая диапазон певческого голоса ребенка, научить точно воспроизводить мелодию голосом. Мелодия, сыгранная на фортепиано, всего лишь звучащий образец, которому голос должен подражать. Чем выразительнее он будет сыгран, тем выразительнее будет звучать голос и тем богаче и естественнее будет речь у ребенка, не слышащего ее даже в слуховом аппарате.

Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. Их вибрация создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Именно поэтому правильно подобранная мелодия способна оказать благоприятное воздействие на больной организм, ускорить его выздоровление. Однако негармоничная музыка с помощью тех же самых электромагнитных волн может разбалансировать работу всех систем, изменить частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной остановки.

Кроме звуков, важным элементом музыки является ритм, мелодия, гармония, тембр. Ритм здесь следует признать своего рода фундаментом. Его называют сердцем музыки. Именно он оказывает прямое и выраженное воздействие на наше тело, эмоции. Почему это так? Если вспомнить, что жизнь нашего организма сама основана на различных ритмах, ответ становится очевиден. Дыхание и биение сердца, фазы бодрствования и сна, активности и отдыха – все это, не говоря о более тонких процессах на уровне клеток и молекул, подчинено своим ритмам. В психологическом состоянии также можно уловить периоды смены горя и радости, вдохновения и депрессии, сосредоточенности и апатии. Эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Есть такие действия, при которых ритм тела, эмоций и музыки взаимопроникают и сливаются воедино, например, в танце, рождая невероятный взлет всех сил души.

Основная идея ритмического, музыкального преодоления недостатка слуха – музыка против глухоты, музыка ради речи. При недостатке слуха музыка может стать первой ступенькой к восприятию чужой речи.

Глухие и слабослышащие даже без специального усиления басов прекрасно «слышат ногами» музыку. Ведь, как известно, если природа отнимает один канал восприятия, то для баланса она усиливает остальные каналы.

Музыкально-ритмические занятия  так же направлены на социальную адаптацию детей и всестороннее развитие. На занятиях слабослышащие и глухие ученики с помощью специальных индивидуальных слуховых аппаратов учатся распознавать музыку, воспроизводить ее на музыкальных инструментах, петь, ритмично танцевать  под музыкальное сопровождение, и знакомятся с разными жанрами музыки от классической до современной. Дети посещают театры, концертные залы, и тем самым расширяют границы познания, открывают для себя мир прекрасного в искусстве и жизни.

Получая эстетическое воспитание, дети развиваются нравственно, растут открытыми к доброте а, получая навык игры в оркестре, учатся работать в команде, что развивает коммуникативные навыки.

По последним исследованиям в области нейропсихологии, считается, что занятия музыкой способствуют развитию математических способностей. Музыка, как впрочем, любое произведение искусства, помогает нам всем видеть и чувствовать мир более красивым и наполненным. 

Конечным результатом коррекционно-развивающего музыкального воспитания выступают полноценное развитие и социальная адаптация детей с нарушениями слуха.         

Как писал Л.С. Выготский: «Проблема глухоты в обществе — проблема социальная». Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше.

Пробить брешь в стене безмолвия — задача, недоступная только глухим. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества. 

Использованная литература:

  1.  Белик И.С. Музыка против глухоты: Опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы. – М., Владос, 2000 с. 160.
  2. Битова А.Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. М., 2007, с. 56 – 69.
  3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. – М.: Педагогика, 1993. – 346с., 420 с.
  4. Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.; Просвещение, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Применение здоровьесберегающих методик при обучении слабослышащих детей

   Важной задачей учителя коррекционного образовательного учреждения выступает поиск таких способов организации учебно-воспитательного процесса, которые соответствовали бы возра...

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му

Цель урока:    воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...

Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Опытно-экспериментальная  апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами духовной музыки в Епархиальном образовательном центре

Данная статья в кратце раскрывает сущность и смысл занятий хоровым пением в системе Неккомерческого фонда "Детский Епархиальный образовательный центр", учебный филиал "Победа"....

«Проектная деятельность на уроках технологии и вне, как средство развития и социализации слабослышащих детей»

Описание моего опыта использования проектной деятельности, как средства  развития и социализации слабослышащих детей»...