ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
статья по теме
Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ. | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
ПЛЕШКОВА А.Ю.
Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129», город Омск
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию "человека будущего".
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах
А.М.Архангельского , Н.М.Болдырева , Н.К.Крупской , А.С.Макаренко и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.
Влияние личности педагога является одним из условий для нравственного воспитания детей школьного возраста. Для организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников учитель должен придерживаться следующих принципов:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания;
- уважение к Отечественной истории и родному языку;
Нравственная культура – систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании. Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры, необходимо выяснить такие понятия, как культура, мораль, нравственность.
Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная.
Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.
Функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами людей и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. «Защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.
Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь. Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу.
К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно - полезную, художественно - творческую, учебно - познавательную, спортивно - оздоровительную, выставочную.
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.
В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.
Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников.Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.
В связи с этой системой необходимо поставить следующие цели и задачи формирования социокультурных и духовно- нравственных ценностей у воспитанников:
Цели:
- Формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
- Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
- Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.
Задачи:
I. Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;
II. Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;
III. Развивать коммуникативные способности воспитанников;
IV. Формировать активную жизненную позицию воспитанников.
V. Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.
VI. Развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении детей и подростков.
VII. Создание условий для нравственного самовыражения личности.
VIII. Поддержка личности.
IX. Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.
На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.
Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.
Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия.
Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию. Процесс формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей учащихся выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения.
В целях формирования ценностных ориентаций воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы: анкетирование, дискуссия, диспут, тематические классные часы, проблемные ситуации, упражнения, игры, тренинги, тематические мероприятия,изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, обычаев семьи, школы.
Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные
потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.
Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.
Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.
К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что:
Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
А закончить статью я хочу такими словами: если каждый педагог будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности и реальности этого утверждения, то каждое занятие превратится в праздник и для обучающегося, и для самого педагога. То, что мы получили в наследство от наших предков, мы должны, обогатив и приумножив, передать в дар нашим потомкам. В этом и заключается духовно – нравственное воспитание.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
3. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах.Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.
Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной ...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...
Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы
В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....
Воспитание духовно-нравственных качеств детей посредством ценностей мировой литературы
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей....
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на родительское собрание...
Мастер-класс «Подготовка и проведение устных журналов по русскому языку – важнейшее средство воспитания духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся»
Материал включает описание опыта систематической работы по созданию устных тематических журналов по русскому языку в 5-9 классах. Ппрезентация содержит информацию об отдельных страницах устных ж...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...