Мастер-класс «Подготовка и проведение устных журналов по русскому языку – важнейшее средство воспитания духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся»
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Форманенко  Тамара Ивановна

Материал включает  описание опыта систематической работы по созданию устных тематических журналов по русскому языку в 5-9 классах. Ппрезентация содержит информацию об отдельных страницах устных журналов, созданных учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2017_master-klass_ustnye_zhurnaly.zip2.78 МБ

Предварительный просмотр:

 

Из опыта работы Форманенко Тамары Ивановны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ города Пионерского

Калининградской области

Рождественские педагогические чтения  

«1917-2017: Уроки столетия.

 Воспитание национальных ценностей в процессе обучения и воспитания детей и молодежи в условиях современного общества»

Мастер-класс  «Подготовка и проведение устных журналов по русскому языку – важнейшее средство воспитания духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся»

Учитель и группа учащихся проводят устный журнал для присутствующих

      Процесс обучения русскому языку, если он осуществляется в системе, является и процессом воспитания учащихся, их интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, гражданского развития. Богатые возможности для воспитания личности ученика предоставляются в ходе работы  по созданию и проведению устных журналов по русскому языку.

   Устный журнал - одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся. Устный журнал сочетает в себе интеллектуальное и эмоциональное начало. Цель его проведения –популяризация русского языка, сообщение новых сведений о нём, повышение интереса к родному  языку, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

    Выделяются два типа устных журналов: обзорные и тематические. Журналы обзорного типа посвящаются культуре речи, обзорам популярных книг о языке. Тематические журналы посвящаются конкретным темам: топонимике, фразеологии, словообразованию, выдающимся языковедам. Устные журналы, посвященные лексике, можно проводить в 6-7 классах. Основными темами внеклассной работе с учениками 8-9 и старших классов могут быть общие вопросы языка (происхождение и развитие языка, родство славянских языков), вопросы стилистики, сведения о происхождении слов и выражений. Учитывая высокий интерес учащихся 6-7 классов  к описываемому виду работы, практикую проведение устных журналов именно в этих классах в основном в рамках предметных недель, т.е. не так часто, как хотелось бы.

    Устный журнал отличается от других форм внеклассной работы широтой информации и, как правило, состоит из нескольких страниц. Форма его проведения включает многие элементы занимательности: наглядность (в оформлении доски, заставки к страницам, иллюстрации к выступлениям), драматизацию (некоторые страницы могут представлять собой инсценировки).

      Выпуск устного журнала требует от учителя хороших организаторских навыков: назначаются ответственные за каждую страницу; учитель помогает  учащимся подобрать материал, оформить его в виде сообщения, найти иллюстрации. Учитель выступает сценаристом и режиссером этой массовой формы работы. В процессе подготовки устного журнала проводится несколько репетиций. Состав участников при подготовке устного журнала варьируется, но подбирается  с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Как правило, это мотивированные ученики одного класса, так легче осуществлять подготовку.

     Важное место занимает подготовка наглядного материала. Класс оформляется выставкой книг. Широко  использую плакаты, газеты на лингвистическую тему, рисунки, созданные  моими учениками разных лет.Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления информации к устному журналу. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к созданию мини-проектов. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Презентации в формате Power Point обязательно сопровождают  проведение журнала. К их созданию подходим творчески: иногда они создаются одним учеником совместно с учителем и иллюстрируют весь журнал. В других случаях ученик, отвечающий за ту или иную страницу, создает свою небольшую презентацию.

  Учитывая занятость, свою и детей, готовим небольшие по объему журналы, проводим их в начале урока как яркое вступление. Практикуем проведение журналов в параллельных классах.

   Занимательность журнала выдвигает особые требования к названию журнала и его страниц. Предлагаю перечень названий  устных журналов, проведенных нами в течение ряда лет:

2010 «Поговорим о сквернословии»

2012 «Имя в реке времени»

2013 «Рождение слова»

2014 «Интересно о русской азбуке»

2015 «Откуда пришли слова»

2016 «Слово – дело великое».

Важную роль в плане привлечения внимания учащихся играют названия страниц. Например, журнал «Интересно о русской азбуке»  имеет следующие страницы:

  • Какую букву в русском языке называют "буква-страшилище"?
  • Что значит «прописать ижицу»? (демонстрация слайда)
  • Как Петр І убрал из русского алфавита «лишние» буквы. и др.

Устный журнал «Имя в реке времени» включает в себя следующие страницы:

  • Своеобразие древних русских имен:
  • История имен героев русских сказок – Ивана да Марьи
  • Причуды имен в XX столетии
  • Имена - трансформеры

                      Учитель демонстрирует слайды из детских презентаций

Содержание журнала предполагает, что некоторые страницы позволяют активно вовлечь зрителей: устраиваются мини-конкурсы, блиц-викторины, предлагаются загадки, занимательные задания.

    Проведение устных журналов по топонимике и антропонимике способствует воспитанию гражданской культуры учащихся, так как школьники знакомятся с происхождением своих имен, фамилий, географических названий. Нередко материал устных журналов по топонимике становится основой для небольших исследовательских работ учащихся, с которыми они выступают впоследствии на школьных научно-практических конференциях.

   Эпизодические устные журналы, проводимые с большим временным разрывом, конечно, не так эффективны, как постоянно создаваемые. Если эта работа ведётся систематически, её воспитательная и образовательная  роль значительно возрастает. В ходе дальнейшей работы планирую создать копилку материалов к устным журналам для классов среднего звена и планировать их проведение не реже 1 раза в месяц.

  Этот вид работы создаёт реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.  

   Описанный вид работы  проводится в тесной взаимосвязи с уроками русского языка и строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, а также на основе принципа коммуникативности — основополагающего принципа обучения русскому языку.

Источники информации

  1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. — М., 2006.
  2.  https://multiurok.ru/blog/kak-proviesti-ustnyi-zhurnal.html
  3. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/28/ustnyy-zhurnal-po-russkomu-yazyku-s-poklonom-k-russkomu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "

Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...

Музыкальное краеведение, как средство духовно-нравственной и музыкально-эстетической культуры учащихся

Статья посвящена важности внедрения в школьную программу музыкального краеведения, которое формирует в современных учащихся ряд личностных качеств, являющихся основой для воспитания духовно-нравственн...

Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

Роль руского языка и литературы в духовно-нрпавственном воспитании школьников...

Приказ о проведении устного собеседования по русскому языку среди учащихся 9-х классов от 06.03.2020

Приказ о проведении устного собеседования по русскому языку среди учащихся 9-х классов от 06.03.2020...