Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников
материал по теме

Роль руского языка и литературы в духовно-нрпавственном воспитании школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского

муниципального района РТ»

Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

                                                                              Выступление учителя русского

                                                                                     языка  и   литературы    первой                                              

                                                                                     квалификационной категории

                                                                                     Мельниковой Веры Владимировны

                                                         

Февраль 2017 года

         Ни для кого не является секретом, что будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла система духовно-нравственного образования и воспитания, которая создавалась веками. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

         Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

          За постперестроечные годы выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультфильмах, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить только единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И современная школа может и должна решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

«Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных «носителей» национальной культуры.

    Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был «строго воспрещен». Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети «в совершенстве» овладели ненормативной лексикой. Зачастую не умеют правильно формулировать свои мысли, их словарный запас невелик.

    «Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродится русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей», - отмечал главный редактор журнала «Роман-газета 21 век» В. Ганичев. С ним невозможно не согласиться.

    Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
     Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.

Наиболее способствуют этому русский язык и литература как уже было сказано раньше. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмысливаем, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее; считаешь ответственным себя за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.
     На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?»

Одним из эффективных технологий  обучения русому языку и литературе в моей работе является использование  игровых методов. Игра мой главный помощник на уроке на любом этапе обучения ( как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) учащимися.  Ребята очень любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создаёт возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению . В начале игры ученикам-лидерам я даю роли инициативных и активных персонажей,  а застенчивые дети  получают роли ведомых. Постепенно подбираю роли, противоположные индивидуальным особенностям ребенка, т.е. занимаюсь психокоррекцией их поведения.

 Использую следующие формы игр.

Первое - это  лингвистические. Сюда относятся грамматические, лексические, фонетические игры. Вторая  форма игр -  это сюжетно- ролевые, ситуативные игры. Причем, иногда достаточно одного игрового момента , чтобы сделать более привлекательным обычное задание, такое например, как чтение диалога. Стоит, например, поставить перед учащимися задачу представить себя в какой- то определенной роли, например, роли экскурсовода. репортера или какого-то сказочного персонажа, то  в результате закрепляются в памяти учащихся  не только необходимые лексико-грамматические образцы, но ребята получают удовольствие от процесса работы.

 Итак, ролевая игра позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения на основе  специально отобранных «жизненных» ситуаций. На мой взгляд, использование ролевых игр на уроке развивает чувство языка у детей, дают возможность проявить свои творческие способности.

      Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

         Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

    Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Изучая произведения  Л.Н. Толстого «Детство», М.Горький «Детство», мы много говорим о том, что и кто оказывает влияние на формирование характера героев произведений, их взглядов, позиций, убеждений. Какие нравственные уроки извлекают юные герои из всего, что их окружает. Устно создаём словесные портреты людей, о которых рассказывают писатели в своих воспоминаниях.

Одна из задач нравственного воспитания: формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям, прежде всего - это семья. Очень важный вопрос задают авторы учебника: Хватает ли у тебя и твоих родителей времени на общение? Что даёт вам это общение? Вопрос заставляет задуматься о роли семьи в жизни каждого.

Изучая произведение Л.Н. Толстого, ученики ищут ответ на вопрос: «В чём истоки доброты и человеколюбия Л.Н. Толстого?» Результатом деятельности является творческая работа о своих самых ярких воспоминаниях детства, о людях, которые повлияли на их становление.

   Дневниковые записи сквозного персонажа заставляют ребят о многом задуматься, например: как понимать выражение «родной человек», только ли в кровном родстве дело? И после изучения произведения М. Горького «Детство» пишут сочинение – миниатюру «Самый близкий мне человек».

       Учащиеся отвечают на сложные вопросы: «Могут ли физические лишения «укрепить дух» ребёнка, должен ли ребёнок обладать чувством собственного достоинства, требовать уважения к себе как к личности, иметь собственное мнение? Нужно ли стремиться любой ценой завоевать любовь окружающих? (Повесть М. Горького «Детство»)

Итак, ключевые понятия ДОБРОТА и ЖЕСТОКОСТЬ показаны на примере жизни героев произведений А. Герцена, Л. Толстого,  М. Горького и важно, чтобы семиклассники поняли, почему из похожих ситуаций (столкновение добра и зла; встреча с лицемерием, жестокостью; пережитые унижения, отчаяние, страх…) одни люди выходят с желанием творить добро, а другие – с ненавистью, все произведения раздела гуманистичны, то есть исполнены любви к человеку.

Каждое изучаемое произведение заставляет задуматься над вопросами:

- Должен ли человек, сделавший доброе дело, ждать благодарности или ответного доброго поступка?

- Что такое «истинная слепота»?

- В чём может быть предназначение человека? Можно ли жить «просто так»?

- Задумывался ли ты о своём предназначении?

- Какие нравственные проблемы поднимает автор в том или ином произведении?

- Как ты понимаешь выражение «система ценностей»? Какая она у тебя? и др.

И все произведения дают ответы на эти вопросы.

К числу доступных и оказывающих сильное влияние на становление личности учащихся относятся рассказы Паустовского о музыке и музыкантах, рассказ «Телеграмма», рассказ «Черное море»,  и, конечно же, рассказ «Заячьи лапы» …

Анализируя первый фрагмент произведения (Пожар) учащиеся отмечают, что это страшное явление, уничтожающее природу. А корень зла таится в человеке. Человек не должен нести зло на земле, потому что , уничтожая окружающий мир, уничтожает себя Он обязан должен охранять и беречь флору и фауну.

Русская классика бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.

В нашей школе этнокультурному направлению уделяется большое внимание.  Школа работала над методической темой «Воспитание духовно – нравственных качеств школьников через краеведение»  Под руководством учителей-предметников и классных руководителей  организовывалась проектно – исследовательская работа с учащимися  на основе материалов краеведения: «Воины афганцы – выпускники Альшеевской средней школы», «Поэты и писатели моего края», « учителя Альшеевской средней школы – выпускники нашей школы», « Мой папа – хлебороб», «Заслуженные работники – выпускники Альшеевской средней школы», «Ветераны Великой Отечественной войны – мои сельчане», «Они отстояли победу», «А.М. Карташов повторил бессмертный подвиг А. Матросова», « Председатели колхоза», «Выпускники разных лет ».

     Решение проблем нравственного воспитания осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

    Все дети по своей природе фантазеры и творцы. Поэтому каждому ребенку я даю возможность в рамках организации самостоятельной работы    созидать, используя для этого проектные технологии.

     Большую практическую направленность, вносящую познавательный характер, имеют внеклассные мероприятия. Ярким примером этого является мероприятие о традициях и обычаях чувашского народа, показанное учащимися Старо-Мертлинской начальной школы, инсценировка сказки «Теремок» на английском языке. (Учителя васиярова В.А., Нуждина А.П.

    Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. При подготовке к сочинению или  изложению проводится большая работа по тексту, в процессе которой дается возможность обсудить содержание текста Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность.

       Коллективное сотворчество, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.

      Приведу ещё один пример. В 8 классе мы изучали следующие произведения: Л. Н. Толстой «После бала»,  А.И. Куприн «Куст сирени». Эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. В процессе изучения этих произведений учащиеся бурно обсуждали поступки главных героев и во многом дети были не согласны с тем, как герои ведут себя по отношению к другим людям. После изучения этих рассказов учащимся было предложено написать сочинение на тему «Что такое совесть, честь, достоинство?» Меня поразило, в хорошем смысле, что наши дети способны рассуждать на высоко моральные темы. Они четко представляют себе, что значит быть благородным, честным человеком. Прочитав их работы, я сделала для себя вывод, что в какой-то мере в этом есть и моя заслуга и заслуга наших великих классиков. Значит ещё не все потеряно, и мы сможем возродить в детях добрые чувства.
    Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы

В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"...

Статья "Роль русского языка и литературы при выборе профессии"

Статья "Роль русского языка и литературы при выборе профессии"...

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...