Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников
статья по теме

Иванова Надежда Александровна

 

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения. Как активизировать этот процесс? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_byt_horoshim_prepodavatelem.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

Чтобы быть хорошим преподавателем,  

нужно любить то, преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь.

(В.О. Ключевский)

Одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России в настоящее время является ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества. Она характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций на уровне психологического развития подрастающего поколения, увеличением масштабов социальных и духовных деформаций в среде несовершеннолетних.

Холодной думай головой,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло, излучённое тобой,

К тебе вернётся непременно.

 Омар Хайям

Выросло новое поколение, но снова мы строим дома престарелых, дома ветеранов, детские дома и приюты. Почему мы так относимся друг к другу, к родным и близким? При этом мы постоянно говорим о возрождении великой страны. Основной вопрос, ответ на который человечество ищет издавна: как ребёнок, родившийся простым индивидом, в процессе воспитания становится личностью — существом социальным? Каким образом это социальное существо наполняется всей совокупностью духовно-нравственных черт, собственно и делающих его Человеком? Какую роль в этом наполнении играет педагог (учитель, воспитатель)? Какие механизмы помогают ему формировать и развивать духовно-нравственные качества ребёнка?

Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя на протяжении 30 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.

Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».

И наша задача – «достучаться» до сердца, души ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного. Учебная ситуация – это микродеятельность учителя и ученика, которая имеет свою цель, содержание (методы, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.

Знакомясь в 5 классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе со мной познают удивительный мир волшебства, образности, точности языка.

Творческое задание «Попробуй сочинить рассказ по пословице», который бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, имеет большое воспитательное значение. Например, ребятам можно предложить такие темы, как «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Человек без родины – соловей без песни», «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит», «В каком народе живёшь, того обычая и держишься» и др. Напоминаем детям замечательные слова В. Соколова о пословице:

В ней мысль, как озарение,

Слова, как жемчуга,

Для друга одобрение,

Острастка для врага…

 Литературная сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» показывает победу самоотверженной, преданной любви над рассудочностью, эгоизмом. Знакомясь с фактами из жизни писателя, ребята узнают, что писатель был некрасив, прекрасно знал об этом и очень переживал. Здесь мы с ребятами говорим о красоте внешней и внутренней, о силе внутренней красоты.

Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Бальмонта о красоте окружающего мира заставляют ребят по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные картины природы.

В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром, как писатель в силу своего таланта мастерски умеет передать людям необратимость действия этих законов, показать самоценность личности и что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком.

Особое воспитательное значение имеют летописные произведения Древней Руси. «Повесть временных лет» знакомит нас с бытом Древней Руси, нравами и обычаями наших предков, приобщает к духовному миру древнерусского человека.

Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма.

С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и в отличие от средних классов строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси в XIX веке (1 и 2 половины) и XX век. В народных песнях выражаются горе и радость сердца, патриотические и освободительные стремления народа, что вызывает в ребятах сострадание, сочувствие. Особое место занимает житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского» повествует о Сергии Радонежском, подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия.

В 9-10 классах основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, патриотический пафос «Слова о полку Игореве», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» - возвышенное и трагическое в поэзии; комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» - обличение невежества, злонравия, деспотизма; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира , роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы. В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А.  Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.

В своей работе использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория»).

Приоритетной в моей работе является культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.

Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала. Главная задача, которую я ставлю перед собой, - создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. Поэтому своё педагогическое кредо хочу определить словами замечательного гуманиста и писателя Януша Корчака: «Воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует».

Педагог должен помнить: творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. В каждом есть индивидуальное своеобразие. Наша задача – разбудить, развить творческие силы в ребёнке.

Огромная работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного, трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Основные формы работы с учащимися: тематические классные часы: «Я выбираю жизнь»,

«Он был первым!» (о Ю.А. Гагарине»), «Недаром помнит вся Россия…», «Во славу Отечества!», «Чеченская война», «Дети Блокадного Ленинграда», «Наркомания: проблема личности и общества» и т.д.

Познавательные экскурсии, в том числе и по родному краю: экскурсия в Дивеево, Тарханы, в Сканов – Троицкий женский монастырь.

Серьёзное внимание в работе с учащимися уделяю воспитанию православной культуры – одной из составляющих духовно-нравственного воспитания. Убеждена, что детям необходимо привить навыки нравственного самоанализа, дать возможность открыть внутренний мир своей души.

Посещение культурных мероприятий: Пензенский драмтеатр, концерт академической музыки оркестра под управлением Каширского, спектакль Саранского драмтеатра «Сильвия» и т.д. 

Возможность воспринимать различные грани бытия эстетически и оценивать мир эстетически – важнейшее условие формирования нравственных устойчивых отношений школьника к действительности, к труду, обществу, духовному наследию.

Работа учащихся в «творческих лабораториях» (сочинения-размышления на тему: «Если бы я был волшебником…», «Не родись красивым, а родись счастливым», «Что значит быть добрым», «Не позволяй душе лениться», «Хочу сказать спасибо…», «Я выбираю жизнь», «Напиши письмо ветерану», «Современный учитель глазами школьника» и др.).

Всё это не оставляет детей равнодушными, даёт возможность жить полноценно и воспитывает в детях лучшие нравственные качества.

Но никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог постоянно не предстаёт перед обучающимися примером нравственного и гражданского личностного поведения.

Нравственный кодекс учителя:

  «Море света впитать, дабы искру знаний передать». 

Педагог просто обязан всю жизнь учиться сам, повышать уровень культуры, чтобы передавать и превращать полученные знания в «духовные и интеллектуальные мышцы» детей. Накачка «интеллектуальных мышц» опасна при отсутствии души.

 «Воспитывать человека кантовского типа».

Человека, которого бы волновали в жизни две вещи, высказанные ещё великим философом Кантом: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне». В эту фразу вмещаются все нравственные нормы, выработанные человечеством.

«Учитель не имеет права язвить по отношению к воспитаннику».

Главным кредо педагога в этом плане должна стать безграничная любовь к порученному делу и оптимистическая позиция по отношению к развивающейся личности ученика, даже если он будет ошибаться.

 «Ругать нужно поступок, а не ребёнка. Хвалить нужно за дело». 

Это два берега духовно - нравственного воспитания, между которыми нужно проплыть таким образом, чтобы осуществить педагогическую цель — улучшение детской души.

«Учитель — это Данко, несущий высоко над головой общества свое пылающее сердце».

Учитель — это особый тип личности, обязанный обладать чистейшей душой, благодаря которой сможет стать авторитетным человеком для своих воспитанников. Именно на основе собственного примера он может заражать других благочестием, освещая им дорогу в будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность роли учителя русского языка и литературы.

Новая языковая ситуация в обществе вполне естественно ставит новые задачи и перед всей системой обучения русскому языку и его изучения в школе.Не нуждается в обосновании факт, насколько важна правильн...

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

Роль руского языка и литературы в духовно-нрпавственном воспитании школьников...

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...

Роль учителя русского языка и литературы в подготовке к ОГЭ.

Данная презентация рассматривает роль учителя и виды работы для успешной подготовки к ОГЭ....

доклад "Роль учителя русского языка и литературы в формировании нравственных смыслов и духовных ориентиров воспитанников".

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души уче...