Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Елена Евгеньевна Сорокина

В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражданственности в качестве приоритетного направления преподавания в современной школе. Осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, правовому, культурному и языковому пространству  способствует развитию личности современного школьника.

Духовно-нравственное воспитание школьников – приоритетная задача, которая стоит остро перед современной школой. Дух и нравственность современного общества нуждаются в корректировке, изменении. Утрата ценностных ориентиров, идеалов после времен Перестройки привела к пустоте в сознании общества, что отразилось на нравственности подрастающего поколения. Как-то беседуя с учениками, спросила, что является главным для  человека? Задавала вопрос с уверенностью, что  получу ответ – « сердце», «любовь». А услышала –  «ум», «мозги». Именно  интеллектуальному развитию обучающихся  уделяет школа особое внимание в последнее время. Об успешности выпускника школы говорит количество баллов, набранных на ЕГЭ, ОГЭ. Ничего нет плохого в том, что ученик достойно сдал экзамены. Но как проверить его духовно-нравственные качества, провести тест на человечность? Такую проверку устраивает сама жизнь и часто не в пользу выпускника.

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является гражданственность. Что же такое гражданин, гражданственность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sorokina_e.e._-_statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53 – Учебный центр» г.Курска

Сорокина Елена Евгеньевна

Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы

Аннотация

В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражданственности в качестве приоритетного направления преподавания в современной школе. Осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, правовому, культурному и языковому пространству  способствует развитию личности современного школьника.

Духовно-нравственное воспитание школьников – приоритетная задача, которая стоит остро перед современной школой. Дух и нравственность современного общества нуждаются в корректировке, изменении. Утрата ценностных ориентиров, идеалов после времен Перестройки привела к пустоте в сознании общества, что отразилось на нравственности подрастающего поколения. Как-то беседуя с учениками, спросила, что является главным для  человека? Задавала вопрос с уверенностью, что  получу ответ – « сердце», «любовь». А услышала –  «ум», «мозги». Именно  интеллектуальному развитию обучающихся  уделяет школа особое внимание в последнее время. Об успешности выпускника школы говорит количество баллов, набранных на ЕГЭ, ОГЭ. Ничего нет плохого в том, что ученик достойно сдал экзамены. Но как проверить его духовно-нравственные качества, провести тест на человечность? Такую проверку устраивает сама жизнь и часто не в пользу выпускника.

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является гражданственность. Что же такое гражданин, гражданственность?

«Гражданственность – личное качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также осознание совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона, в более общем значении – забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга» .[1]

Осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, правовому, культурному и языковому пространству необходимо развивать на уроках русского языка и литературы, а также на уроках истории, географии и т.д.

Русский язык – национальный язык нашего народа, язык межнационального общения на территории Российской Федерации. Большая часть упражнений учебников «Русского языка» посвящены истории государства, видным ученым, писателям, составившим славу России. Учебник 10-11 класса под редакцией А.И.Власенкова и  Л.М.Рыбченковой  начинается  с  упражнения №1 , где предлагается выразительно прочитать текст Государственного гимна Российской Федерации, списать его, объяснить знаки препинания. Использование государственной символики – новые веяния в преподавании родного языка, направленные на воспитание  гражданственности у подрастающего поколения. И это верное решение, так как без знания государственной символики, азов  политической грамотности невозможно воспитать гражданина своей страны. В учебник включены тексты о географических объектах, об исторических событиях, о  видных ученых, отрывки из  русской художественной классики.

Рассказывая  о России, о ее культуре, истории часто обращаемся к географической карте. Обучающиеся должны знать, гражданами какой великой страны они являются, знать названия городов, рек, озер России, знать символы своего государства.

При написании сочинений части С на  ЕГЭ обучающиеся выражают свою гражданскую позицию по отношению к происходящему вокруг (политика, экономика, культура). В работах прослеживаются патриотизм, солидарность с гражданами нашей страны, отстаивающими  права и свободы, готовность к осуществлению обязанностей гражданина во благо Родины, Отечества, всеобщего блага. Акцент делается на мораль над правом.

Самоотверженность, честь, любовь – вот те качества, которые присущи гражданину. Именно этому  учат нас герои художественной литературы. Н.А.Некрасов в стихотворении « Поэт и гражданин  писал: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Герои литературных произведений русской литературы проявляют гражданственность, принадлежность к родной стране, ответственность за ее судьбу, действенное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободе выбора.

Образы  Евгения Базарова, Пьера Безухова, Андрея Болконского, Пети Трофимова и  многих других  персонажей  русской литературы полны гражданственности. Эти герои осознают моральные обязательства перед Россией и обществом, критически относятся к реальности, способны вести диалог с властью, готовы служить России для ее дальнейшего развития и процветания. «Вся Россия – наш сад. И если каждый человек на куске своей земли сделал бы все возможное, как прекрасна была бы земля…»  - эти слов  принадлежат А.П.Чехову, но как актуально они звучат сегодня для нас.

Гражданином может быть юридически, социально, нравственно, политически дееспособный человек. Именно беседы на актуальные темы современного общества способны пробудить гражданственность в наших детях.

« Любовь  к Родине немыслима без любви  к своему языку». Именно любовь к языку, к русской культуре должны стать во главе угла в духовно-нравственном воспитании по пути к гражданскому обществу.

Библиография

1. ВишняковаС.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя

Выступление  на ГРК « Мордовия»  «Патриотическое воспитание  школьников на уроках русского  языка и литературы   и в работе классного руководителя»...

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Как решить проблему патриотического воспитания современного школьника? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и срдце ученика велик. Важнейшее место среди них занимают уроки литературы и рус...

Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...

Доклад на тему: Эколого-эстетическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, направляемых на...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Материал для учителей и МО школы по духовно-нравственному воспитанию....

"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...