Доклад на тему: Эколого-эстетическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему

Гилазиева Ризида Салиховна

Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, направляемых на ее сохранение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_avgustovskoy_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель моего доклада показать взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников. Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, направляемых на ее сохранение.

Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способности чувствовать, различать прекрасное в действительности -  в общественных отношениях, в труде, в быту, в мире природы, в искусстве. Оно направлено на формирование  способности верно оценивать прекрасное в жизни и в искусстве, а также творчески вносить это прекрасное в жизнь. Неотъемлемым звеном в общей системе эстетического воспитания является искусство. Без него задачи данного воспитания не могут быть решены во всей полноте. Это обусловлено спецификой искусства как особой формы художественного отражения и познания действительности, как особой формы освоения прекрасного в действительности.

Истинный художник всегда дает изображаемым явлениям и характерам определенную эстетическую оценку. Он вызывает у читателя или слушателя отношение к тем или иным явлениям, поступкам и делам как к прекрасному, возвышенному, так и безобразному, отвратительному, смешному. Только искусству дано образно, ярко и с удивительной силой обращаться и к разуму и к чувству человека.

Решение задачи развития эстетических наклонностей и интересов детей реализуется в сфере литературного образования, обогащенного другими видами искусства.

Нет смысла упрекать ребенка в том, что он бесчувственный и бессовестный; надо терпеливо развивать его чувства и его совесть. Среди средств такого воспитания воспитание красотой стоит на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувство ребенка. От красоты природы – к красоте слова, музыки, живописи. Умная мысль и красивое слово – путь к пробуждению чувства, так же как чувство рождает красивый образ, образное слово.

Сказка… Вот первый ключ, самой природы заготовленный ключ к чувству ребенка. Сказка неотделима от красоты. В пятом классе знакомство с большой литературой у нас начинается со сказок. Благодаря им ребенок, пятиклассник, познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и учится откликаться на события и явления окружающего мира, выражать свое отношение к добру и злу. Он уже глубже проникает в мир прекрасного, в доброго. И задание учителя самому сочинить сказку он воспринимает восторженно с криком «ура». С таким заданием в классе справляются все. Пусть у кого-то лучше, у кого-то хуже получилось, но все написали сказку. Свою сказку. У всех рядом с добротой – красота, а со злом – уродливость. Уже на первых уроках литературы сделан еще один шаг в эстетическом воспитании: дети за добро и за красоту. Значит, за будущее планеты.

Великий педагог Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном…, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой». Ни одна картина, ни одно стихотворение про природу не заменят живого, хотя бы мимолетного общения с ней.

Только живое общение с прекрасным может воспитывать ответственное отношение к природе, заботу школьников о сбережении ее красок. Уроки-экскурсии в природу формируют у школьников нравственно-эстетическое отношение к окружающему, направленное на ее обогащение и сохранение.

Поэтому я очень люблю проводить уроки-экскурсии в природу: зимой и летом, осенью и весной. Первое сочинение, которое написали мои пятиклассники в прошлом году. было написано после экскурсии в осеннюю природу. После прогулки по березовой роще. после игр мы сели отдохнуть у пруда: наблюдали за водой, за дикими гусями. Ивы, склонившись над прудом почти купали  в воде свои кружевные ветви с длинными, серовато-зелеными и уже частью желтыми листьями. Дети собрали листья для поделок по теме «Золотая осень». Это было живое общение с природой; дети и природа слились в одно целое – прекрасное, чистое. Дети не только написали сочинение, но и нарисовали то, что увидели. Рисунки получились еще ярче, красивее, чем сама природа.

В старших классах экскурсии  мы делаем уже не только в близлежащие посадки, но и в дальние леса. Особенно лес любят дети осенью, когда расцветка деревьев самая яркая. Желтые березки чудесно выделяются на фоне групп елей и сосен. Красные ягоды бузины и краснеющая рябина манят взоры детей. Задача такого урока – дать детям эмоциональные впечатления от осеннего леса и уметь передать вызванные чувства словами, стихами, красками. Сама природа учит детей ценить красоту и искусство, а главное – беречь их.

Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатлений – с этого начинается забота об эстетической обстановке. Все, что видит ребенок, переступив порок нашей школы, должно быть красиво, и ребенок должен понять, что все кругом становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он – ребенок. Живое соприкосновение с прекрасным учит ребят ухаживать за садом, цветами, животными, рыбками,  птицами. Учит не проходить мимо того, что может изуродовать это прекрасное, удивительное, чудесное.

Как-то мы с пятиклассниками готовились к открытому уроку. Дети к этой работе относились холодно, не проявляли интерес к подготовкам. Я предложила ученикам принарядить класс в осенний наряд так, чтобы чувствовалось, что на земле хозяйничает осень. И один урок мы провели в гостях у природы. В тот день солнце ярко светило и грело. Дети были радостно настроены. Они собирали разные листья, цветы, укладывали их в папку  для работ в классе. С какой радостью на другой день пятиклассники осматривали свои сокровища, принесенные с экскурсии. Класс превратился в осеннее царство. Этот открытый урок они, по-моему, запомнят на всю жизнь, не потому что он прошел интересно, а потому, что сами готовили его и преподнесли гостям.

В приобщении детей к красоте природы, в воспитании любви к ней помогают ведение детьми дневниковых наблюдений о природе. Обычно такое задание дети получают во время каникул.

Зима – самое любимое время года для сельских детей. Поэтому с особенным желанием «они работают» в зимние каникулы. Используя интерес детей к зиме, обращаю их внимание на снег, даю им задание понаблюдать формы снежинок, цвет снега, его свойства – какой он бывает в разную погоду.

Такие дневники природы не только воспитывают интерес и любовь к природе родного края, но и развивают мышление, наблюдательность, совершенствуют речь, грамотность.

Большую роль в эколого-эстетическом воспитании играет посещение ребят драматического труда, проведение уроков-спектаклей, уроков-концертов. Средствами театра, прежде всего, мы развиваем у школьников эстетическое отношение к действительности, формирование эстетического идеала и вкуса, на развитие способности чувствовать, понимать и оценивать прекрасное в жизни, а также творчески вносить это прекрасное в жизнь.

Но все-таки, какие бы формы и методы мы не применяли в процессе обучения и воспитания, мы не должны забывать, что «школа – это, прежде всего книга», - как писал Сухомлинский. Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Поэтому основной разговор о красоте у нас идет на уроках литературы, когда мы читаем и анализируем художественное произведение. Прибегая к творениям великих художников, мы вместе с ними воспитываем наших детей.

Сухомлинский писал, что «человек выделился из мира животного не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной глазури,  - увидел и изумился и начал создавать новую красоту».

Наша задача – воспитать детей такими, чтобы шли они по жизни, создавая новую красоту. Есть такое простое, известное всем выражение «цветущий край». Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого его уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Природа не может защищать себя от варварского, равнодушно-пассивного отношения к ней. Целесообразное сочетание экологического образования с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будут пробуждать у школьников чувства ответственности за сохранение каждого ее объекта тем самым будет содействовать сохранению природной среды.

Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, чтобы ученики не только пережили удовольствие от встречи поразившей их красотой но и горели желанием сохранить её для других людей, старались воспрепятствовать тому, кто готов уничтожить её нанести ей вред.

Ямашурминская средняя общеобразовательная школа                      Высокогорского муниципального района РТ

                                         Доклад на тему:

Эколого-эстетическое воспитание школьников на уроках русского             языка и литературы

                    Работу выполнила учитель русского языка  и  литературы

                                                                           Гилазиева Р. С.

                                   20011 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя

Выступление  на ГРК « Мордовия»  «Патриотическое воспитание  школьников на уроках русского  языка и литературы   и в работе классного руководителя»...

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Как решить проблему патриотического воспитания современного школьника? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и срдце ученика велик. Важнейшее место среди них занимают уроки литературы и рус...

Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы

В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Материал для учителей и МО школы по духовно-нравственному воспитанию....