Воспитание духовно-нравственных качеств детей посредством ценностей мировой литературы
статья на тему

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.В наш век тотальной компьютеризации, когда дети много времени проводят за компьютером, в результате чего язык детей и подростков становится убогим, скудным, а компьютерные игры отупляют мозг и развращают душу, возрастает значение литературы..

 

Как спасти это компьютерное поколение? Конечно же обратиться к  высшим духовным ценностям, к библейским истинам, к тому, что вечно. Эту задачу вполне могла бы решить мировая литература. Но чтение классической литературы сегодня не очень модно. Миссия преподавателей иностранных языков как раз и заключается в том, чтобы, в процессе изучения языка, привить любовь к чтению произведений  великих мастеров мировой литературы. И через чтение, на положительных примерах, прослеживая порой печальные судьбы героев, пробудить в юных душах высокие чувства сострадания, сочувствия, сопереживания, добра и человечности

На примере басен Ж де Лафонтена я хотела бы проиллюстрировать всё выше сказанное ..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_pedsovet.docx352.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание духовно-нравственных качеств детей посредством ценностей мировой литературы»

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

В системе образования целенаправленный процесс  взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях  добра и зла, лжи и истины.

В наш век тотальной компьютеризации, когда дети много времени проводят за компьютером, в результате чего язык детей и подростков становится убогим, скудным, а компьютерные игры отупляют мозг и развращают душу, возрастает значение литературы.

Как спасти это компьютерное поколение? Конечно же обратиться к  высшим духовным ценностям, к библейским истинам, к тому, что вечно.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:

  1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
  2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
  3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
  4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

Как пробудить все эти замечательные качества в юных рациональных прагматиках? Эту задачу вполне могла бы решить мировая литература. Но чтение классической литературы сегодня не очень модно. Миссия преподавателей иностранных языков как раз и заключается в том, чтобы, в процессе изучения языка, привить любовь к чтению произведений  великих мастеров мировой литературы. И через чтение, на положительных примерах, прослеживая порой печальные судьбы героев, пробудить в юных душах высокие чувства сострадания, сочувствия, сопереживания, добра и человечности.

Мы хотели бы представить Вам несколько примеров из французской  литературы, подтверждающих выше сказанное.

        ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН
http://sokrnarmira.ru/_si/34/95410919.jpg

Басня – стихотворный, короткий, нравоучительный рассказ. Герои басни – не только люди, но и предметы, животные, растения, которые приобретают определённые человеческие качества. Для басни характерна иносказательность, что не мешает нравоучению. Специфическая особенность басни в том, что в начале или в конце обычно формулируется мораль – то поучение, которое и раскрывается в тексте басни.

Первые басни сочинялись еще в глубокой древности. Тогда, во времена античности, наиболее знаменитым баснописцем был Эзоп. И именно с перевода его басен и начнет свое басенное творчество еще один знаменитый баснописец Нового времени (XVII век) – Жан Лафонтен. Несмотря на богатое творческое наследие этого человека (стихи, поэмы, сказки и рассказы в стихах, и даже проза), потомкам Лафонтен запомнился прежде всего как баснописец, во многом изменивший существовавший прежде басенный жанр.
Лафонтен стал подлинным новатором данного жанра.

Любопытно, что мораль басен Лафонтена может вызвать неоднозначное отношение читателя. Так, к примеру, он не поучает, а констатирует факт, что хитрые и ловкие обычно берут верх над добрыми и простыми людьми. А также убеждает читателя в том, что бедным и бесправным не стоит бороться с обстоятельствами и несправедливостью, а нужно всего лишь приспосабливаться к той жизни, которой они вынуждены жить, и примириться со злом.

И тем не менее, ярко выражены в его баснях и сочувствие к простым труженикам, и осуждение паразитической праздности. Он трогательно рисует тяжкую участь французских крестьян. Сатира присутствует в тех строках, где высмеиваются спесь, тщеславие и наглость аристократии, её никчемность и кастовые предрассудки. Он также высмеивает подлость, скупость, мелочность и трусливость, защищая тем самым общечеловеческие духовные ценности. Басни Лафонтена – это целый мир, пронизанный оригинальной и нестандартной философией автора.

Новаторство Лафонтена заключалось в том, что нравоучительная мораль в его баснях отходит на второй план. Гораздо важнее автору было высказать собственные мысли и чувства. Для его басен характерны философские размышления, многочисленные лирические отступления. Часто прямое назидание в басне сменяется трогательным и забавным сюжетом. Поэт сумел не только передать в баснях обобщенный типаж, но и сохранить индивидуальность своих героев.

Язык басен Лафонтена отличается живостью и оригинальностью. В них широко отражены фольклорные традиции. Басни написаны вольным стихом – ясным, чётким и выразительным. Яркости образов способствуют и разнообразные художественные средства: народные обороты, архаизмы, профессионализмы, пословицы и поговорки, провинциализмы. Басни Лафонтена похожи на краткое, но очень яркое театральное представление, разыгранное комическими актёрами.

Благодаря Лафонтену литературный жанр басни значительно расширяет свои творческие возможности. Его опытом и приёмами в дальнейшем смогли воспользоваться все последующие баснописцы, в том числе и русские поэты XVIII – начала XIX века. У Лафонтена учились и Сумароков, и Хемницер, и Измайлов, и Дмитриев, и даже знаменитый 
Крылов. Народное содержание басен объединяет этих двух авторов, творивших в разное время и завоевавших, благодаря своему творчеству, мировую славу. Сам Пушкин восхищался «Сказками» Лафонтена, считая их вершиной достижений шутливой западноевропейской поэзии.

Именно художественные открытия Лафонтена предопределили дальнейший путь развития жанра басни в мировой литературе, наделив их автора многовековой и неувядающей славой.

Заяц и Лягушка                                Лев и Мышь

                          http://jandelafonten.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=fd48d02b-51eb-4521-b745-83123d1d2741&key=%C8%EB%EB%FE%F1%F2%F0%E0%F6%E8%FF%20%EA%20%E1%E0%F1%ED%E5%20%CB%E5%E2%20%E8%20%CC%FB%F8%FChttp://jandelafonten.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=a2b8a1c5-8f27-430f-a661-03128c7f4db5&key=%C8%EB%EB%FE%F1%F2%F0%E0%F6%E8%FF%20%EA%20%E1%E0%F1%ED%E5%20%C7%E0%FF%F6%20%E8%20%CB%FF%E3%F3%F8%EA%E8

Заяц и Лягушка

Мораль: Да, для меня теперь уж нет сомненья:
            Как ты ни будь труслив, найдётся, наконец,
            Тот, перед кем и ты окажешься храбрец».

Лев и Мышь        Мораль: Читатель, истину любя,

                                        Примолвлю к басне я, и то не от себя.

                                        Не попусту в народе говорится:

                                        Не плюй в колодец, пригодится

                                        Воды напиться.  

                                       

Ворона и Лисица                                Лев и Комар

                             Лев и Комар (Г. Доре) http://s017.radikal.ru/i436/1201/cb/ec3c087d227at.jpg

Ворона и Лисица

Мораль:Уж сколько раз твердили миру,

           Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

           И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Лев и Комар

Мораль: Бессильному не смейся.

               И слабого обидеть не моги!

               Мстят сильно иногда бессильные враги.

              Так слишком на свою ты силу не надейся!


 

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.

Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной ...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ

Статья адресована педагогам и родителям....

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся посредством литературных произведений " 2024год

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств  учащихся посредством литературных произведений"...