ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
статья по физкультуре на тему

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ  У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Н.Н. Харланчук

Самодействие ребенка – основа технологии воспитательной работы. Решение всякого жизненного вопроса – это, прежде всего, напряженная умственная работа: поиск, сопоставление, привлечение дополнительной информации, сомнения, озарение идеей. Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения. Мастерство педагога заключается в умении, не раскрывая  «тайну» готового решения, давать детям возможность самим помозговать над каждой проблемой – поискать, поспорить, проверить каждый вариант реакцией на «кислоту сомнений».[1]

Мнения, решения, идея как продукт умственного труда всегда имеет автора, т.е. является интеллектуальной собственностью человека. Каждому знакомо то удовлетворение, та радость, которую испытывает человек, решивший сложную задачку, родивший интересную идею, внесший дельное предложение. Это радость и гордость за выработанный головой продукт, это радость творца. И лишать человека этой собственности – значит унижать его, возбуждать в нем чувство неполноценности, ничтожности, никчемности. [2]

В условиях школы все внеурочные контакты между учителем и ребятами ограничены рамками плановых дел – провести классный час, обсудить успеваемость, провести вечер. Так мало живой человеческой связи. Внутренний мир, личные качества обеих сторон не раскрываются до конца. Иное дело туристический поход. Здесь учитель перестает быть наставником, становится товарищем в деле и сам раскрывается перед детьми как человек.

В  походной группе особые условия, здесь своя, почти полностью автономная экономическая жизнь. Физическое и моральное благополучие всех членов группы (и учителя тоже!) обеспечивается усилиями самих участников, трудом до начала и во время проведения самого похода. Тут каждый попадает в зависимость от всех. Наступает братство, единство, наподобие большой семьи. Учитель теряет былую свою независимость, а власть его теперь держится только на уважении к нему детей. Ведь случись что – либо с ним – кто его здесь может выручить? Только дети.

И дети по-новому видят и по-новому начинают относиться к учителю. Они делают неожиданное для себя открытие: оказывается, строгий учитель – обычный человек. Он вместе со всеми ест, спит, идет по маршруту, мокнет под дождем. Он, как, все, устает, мерзнет, обливается потом, его так же кусают комары… Объективные обстоятельства туристического похода в корне меняют взаимоотношения. В походе участников связывают узы некого братства в борьбе с силами природы, её естественными препятствиями. Братства в достижении общей цели, в выполнении задач похода.

Выполняя неукоснительные правила туристического похода, каждый ребенок достигает высокого уровня нравственности.

Каковы же эти правила?

  1. Позитивная взаимозависимость. (Каждый добивается успеха, что и определяет успех всей группы)
  2. Взаимодействие «лицом к лицу». (Взаимность в действии подразумевает установление правил, которым все должны следовать)
  3. Индивидуальная   ответственность (Каждый не только стремится добиться успеха, но и несет ответственность перед другими за свои действия)
  4. Социальные навыки (навыки организовать свою жизнь в коллективе так, чтобы не мешать, а помогать другим)
  5. Обсуждение групповой работы (Обсуждается работа группы, а каждый переносит это на себя, отмечает свой вклад в общее дело) [3]

В совместном труде и походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на обязательности его требований.

Чему можно научиться на туристических тропах? Таскать тяжелый рюкзак, спать в холодной палатке, питаться концентратами? Да нужно ли это ребенку в XXI веке? Можно ответить только утвердительно. Нужно! И тяжелый рюкзак, и холодная палатка, и самостоятельно приготовленная на костре пища – все это требует преодоления себя, не только физических, но и душевных усилий, которые не остаются напрасными. Результат будет. Не сразу, не быстро, но будет. Постепенно усложняющиеся задачи по подготовке туристического путешествия, и нарастающая сложность походов – все это требует и новых знаний, и более сложных умений, и закалки характера.

Современные дети избалованы благами цивилизации. А что если изменить обстоятельства жизни ребенка, на время лишив его избытка жизненных благ? В условиях современной цивилизации туризм – лучшее лекарство от избалованности. В походе многое строится именно на контрасте с повседневностью, с привычным укладом жизни, на уходе от него. Уже на 2-3 день похода ребенок, временно лишившийся привычной семейной среды, уже по-иному понимает ценность своей семьи, дома, ведь большое видится на расстоянии. В многодневном походе часто можно наблюдать, как дети начинают мечтать о своей привычной жизни. Но не стоит думать, что это признак нелюбви к туризму. Это ребенок осознал ценности привычной жизни способом контраста. [4]

         Многие современные школьники не скрывают своего желания в будущем уехать из России. Не потому ли не жаль им покинуть Родину, что они не знают её? Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В туристических походах ребята знакомятся с растениями, насекомыми и животными. Учатся заботиться о лесе, земле, воде и охранять ландшафт. У юных туристов формируется гражданская ответственность за все принимаемые ими решения и  совершаемые действия по отношению к природе.

В туризме общие интересы, радости и тревоги, совместное преодоление трудностей сближает подростков, позволяет им лучше узнать друг друга. В походах ясно обнаруживаются как достоинства, так и недостатки каждого, здесь, в необычных, зачастую экстремальных условиях выявляется, кто чего стоит. Не удивительно, что увлечение туризмом нередко становится для молодых людей основой для создания семьи. Практика показывает, что туристические семьи отличаются стабильностью. Туризм, как правило, остается семейным увлечением, к нему с ранних лет приобщают детей. Здоровый образ жизни, совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению семьи, установлению между родителями и детьми дружеских, доверительных отношений. [5]

Литература

  1. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
  2. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. Учебно – методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Дихтярев В.Я. Вся жизнь – поход. – М.:ЦДЮТур МО РФ, 1999.
  4. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978.
  5. Усыкин Г.С. Очерки Российского туризма. – СПб.: Изд.дом «Герда», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных начал и чувства прекрасного посредством различных видов искусств.

Эстетическое воспитание детей  путем изучения художественных произведений(литературы, живописи архитектуры) яв­ляется неотъемлемой частью воспитания подрастаю­щего поколения, способствуют всестор...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Воспитание духовно-нравственных качеств детей посредством ценностей мировой литературы

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей....

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ

Статья адресована педагогам и родителям....

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся посредством литературных произведений " 2024год

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств  учащихся посредством литературных произведений"...