Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.
методическая разработка по теме

Маслова Светлана Борисовна

Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tradicii.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль семейных традиций в воспитании духовно–нравственных ценностей

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности  является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Мир переменчив, вокруг нас постоянно новые веяния. Но есть ценности, которые вне времени. Традиции, культура – дело семейного хранения.

Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно – религиозную, национальную и отечественную традиции. Из семейной традиции и благодаря ей на основе почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности.

Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то доброе, что досталось нам от предыдущих поколений.

Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом – это место, где проистекает и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Не любое жилое помещение можно назвать домом. Есть особое слово, выражающее любовь к дому, это слово – «уют».Уют – не только эстетическая характеристика, а отражение духовно-нравственной атмосферы, дающее ощущение покоя и защищённости, любви и заботы. Это особая атмосфера духовной чистоты, порядка, надёжности.  Семья и дом являются  для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Воспитание – это питание, а не только влияние. Воспитывать – это питать: и душу, и плоть, и дух.  Особое значение имеет правильное воспитание в младенческие годы. Как говорит психология, в первые три года формируется вся основа человеческой личности, дальше идёт только развитие. Дети живут жизнью семьи, и то, что составляет жизнь их родителей, становится естественным для них.

Если родители любят своё дитя, то всегда беспокоятся, заботятся,  защищают. Всё это проявление любви. Но иногда родители от большой любви позволяют своим маленьким детям практически всё, думая, подрастёт – сам поймёт, что можно, что нельзя. Ограничивать детей нужно, но не обязательно использовать слово «нельзя». Можно многого добиться,  не говоря «нет». Запрет должен быть аргументированным и осмысленным, чтобы ребёнок понимал, почему нельзя. Быт в доме следует устроить так, чтобы ребёнок привыкал себя сдерживать, когда кто-то отдыхает, когда гости пришли, научился не только о себе и о своих желаниях думать.

Самое главное для семьи – это воспитать ребёнка. Поэтому жизнь надо посвящать воспитанию детей, а не заниматься собой, отдыхать, развлекаться. Надо всё бросать и жизнь посвящать воспитанию детей. Если этого нет, то у детей со временем возникнут в жизни всякие искажения: наркомания, блуд, тунеядство и т.п. Это уже результат неправильного воспитания. Родители должны помнить, что детьми надо заниматься всё время.

Наркомания – следствие неправильной духовной жизни ребёнка, молодого человека. Как показывает практика, наркоманами в основном становятся эгоисты и своевольники. Это дети, которые с боем выбили себе право поступать, как они хотят, которые победили своих родителей, заставили их жить по своим законам. Любой человек, живущий своевольно, обязательно попадает под плохое влияние (или компании, или взрослых растлителей). Всё начинается с воспитания.Чтобы ребёнок не вырос наркоманом, нельзя допускать, чтобы он был эгоистом. Для этого надо,чтобы он рос по законам семьи, по законам родителей.

Воспитание – это ещё и умение организовать жизнь ребёнка. Распорядок жизни должен быть у него, как и у взрослого: время – работе, время – отдыху. Надо, чтобы у него были обязанности по дому.

Разумные родители стараются до предела загрузить ребёнка: музыка, рисование, спорт и т.п. Это правильно. Надо дать меньше возможностей для бесцельного времяпрепровождения. Нужно, чтобы ребёнок уставал. Беспокойство, желание куда-то бежать бывают от  праздности.

 Отпускать детей просто на улицу сейчас очень рискованно. Ребёнку лучше всего быть всегда в семье. Чем дольше он будет в семье, тем лучше. Родителям нужно гулять с ним, ходить всегда на школьные мероприятия, провожать, встречать из школы. Нельзя в семье отделять жизнь детей от жизни родителей. Должна быть у всех общая жизнь, общие заботы, общие дела, общий отдых.

Проблема сейчас больше не в детях, а в том, что многие родители перестали быть домашними. Перестали любить дом, совместный семейный досуг.

Дети сейчас совсем не умеют играть, их общение сводится к бессодержательному толканию, к крику. Игра всегда человеку даёт какие-то навыки,она должна менять в лучшую сторону. Детская игра -  творческая. Ребёнок сам творит тот мир, в котором он живёт. А когда ребёнок садится к компьютеру, перед ним открывается искажённый страстями мир, созданный взрослыми людьми. Такая игра вместо того, чтобы развивать и хранить ребёнка, может исказить его духовную жизнь, потрясти его психику.

 Для детей великое счастье, когда родители играют вместе с ними. Сейчас эта традиция нарушилась. Вообще нарушились традиции семейной жизни: семейных вечеров, семейных обедов, семейного чтения, семейного проведения времени.

В прежние времена существовала традиция семейного чтения. Дети ещё не умеют говорить, а книги уже слушают. В хорошей литературе богатый язык. Человек и думает по-другому, когда у него богатство языковое, и мысль свою более чётко, образно выразить может. И мысли у него возникают хорошие. Словарный запас развивает ребёнка. Поэтому ничто не сравнится с тем богатством, которое есть в классической литературе.

Воспитание – это питание, а культура – это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому задача родителей –это всё   время сеять. Если не сеют родители, сеет кто-то другой. В детские души всё время что-то сеется, в том числе и на улице, и по телевизору. Это те семена, которые потом дают свой плод. У человека под воздействием того, что он воспринимает, формируется отношение к жизни.

 Для родителей важно знать, какие книги читает ребёнок, для чего включил компьютер. Всегда быть бдительными. Известно, что хорошую культуру трудно вырастить, а сорняки растут сами. И если уж они попали, то потом всю жизнь придётся их выдёргивать. Перевоспитание – процесс очень трудный.

Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

 Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное восп...

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на родительское собрание...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Мастер- класс "Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся"

Мастер- класс  на Региональном проблемно- тематическом семинаре...

Роль школы в формировании единства духовно-нравственных ценностей двух поколений

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, мы не застрахованы от промахов  и пе...


 

Комментарии

Иванцюх Елена Владимировна

Важна согласованность семьи и педагога в вопросах воспитания тех или иных качеств личности ребенка.