Значение народно-православного календаря в духовно-нравственом воспитании детей в отечественном образовании
статья (5 класс) на тему

Статья для педагогов тдополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_narodnogo.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕТРОВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА,  педагог дополнительного образования

«Значение народно-православного календаря в духовно-нравственном воспитании детей в отечественном образовании» (из опыта работы педагога дополнительного образования по образовательной программе «Русская народная культурная традиция в календарно-обрядовых праздниках годового круга» для обучающихся 6-17 лет сроком на 5 лет)

                                  «Покажи мне, как ты веруешь, молишься, проявляются

                                   у тебя доброта, геройство, чувство чести, долга;

                                   как ты поёшь, пляшешь, читаешь стихи;

                                   как ты любишь свою семью, кто твои любимые  

                                   вожди, гении, пророки, - скажи мне все это, а я скажу

                                   тебе, какой нации ты, сын».

                                                        И. А. Ильин «Путь духовного обновления»

Вопрос о возрождении русской традиционной культуры, о воспитании чувств патриотизма подрастающего поколения, о формировании высокой нравственности, чуткого отношения к истории, корням, истокам отечественной культуры, всегда был актуален, целесообразен. А сейчас во времена нашествия «девятого вала» массовой культуры, которая, сметая национальные и религиозные особенности народов, превращает их в однородную серую массу, толпу, которой определено жить по закону низменных страстей и с ненасытностью потреблять предлагаемые «блага» современной цивилизации, этот вопрос особенно становится острым.  

Как устоять подрастающему поколению детей в ситуации навязывания разрушительно-губительных стереотипов мышления и поведения? Как пойти по пути духовного совершенства, сохраняя при этом свою историческую, национально-религиозную преемственность, свою русскость? Именно в этих вопросах и поможет отечественному образованию введение уроков дополнительного образования по образовательной программе, этнически сориентированной на народно-православный календарь.

С помощью народно-православного календаря, связанного с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры, будут решаться сложнейшие педагогические задачи по формированию высокой нравственности у подрастающего поколения. Используя в контексте образовательной программы календарь, представляется возможность системного изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека традиционного общества по программе, задаваемой самой природой. Приложение к образовательному процессу календарной приуроченности (Покров, Михайлов день, Рождество, Масленица, период Великого поста, Закличка весны, Пасха, Красная Горка) – позволяет распределить по учебному годовому плану содержание культурных традиций естественным способом. Таким образом, погружаясь в традиционный календарь в течение года, ребенок эмоционально проживает традиционную культуру в празднично-обрядовой деятельности. «Каждый учебный предмет – это своеобразная проекция той или иной «высокой формы общественного сознания в плоскость усвоения».

Включая в образовательный процесс этнокультурный компонент, естественной силой культурной традиции, воспроизводится в новых условиях прошлое, воссоздаются структурные планы мироздания. Проживая народно-православный календарь, ребенок наследует не только сумму знаний, умений и навыков, которыми обладали его далекие предки, но через феноменальную сторону приобщается к национальным идеям, её богатству и многокрасочности её форм.        

        Образовательная программа, в основе которой будет включен этнокультурный компонент народно-православного календаря, обязательно введет ребенка в духовный строй традиционной культуры и позволит ему расширить картину мира, осознать свою роль в этом мире, воспитает учащегося в духе народной культуры, отражающей особенности менталитета своего народа; будет ориентировать детей на национальные ценности и формировать этническое самосознание. Через многокомплексный процесс усвоения фольклорных, церковных традиций сформирует у учащегося многостороннюю личность. Обращение к народно-православному календарю «пробудит бессознательное чувствилище к национальному духовному опыту» (И. А. Ильин). Ведь именно здесь заложены те сокровища, которые остались нам и прибывают во веки  на Святой Руси:

  • Язык – «В семье должен царить культ родного языка»
  • Песня – «Песня научит ребенка первому одухотворению душевного естества». Хорошее пение приучит его свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении.
  • Молитва – «Есть сосредоточенная обращенность души к Богу, это беседа человека с Богом, это дыхание, необходимое для духовной жизни ребенка. Она дает ему гармонию, мир, силу».
  • Сказка – «Заселяет душу национальным мифом, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее».
  • Жития святых и героев, образы святости пробудят в душе ребенка совесть, а образы героизма дадут непоколебимую веру в духовные силы своего народа.
  • Поэзия научит духовному восторгу.
  • История учит духовному преемству и сыновьей верности.
  • Народная пляска научит выносливости, координации движений и самоориентации в пространстве.

Традиционно русский фольклор включает в себя музыкальное, танцевальное, рукодельное, театральное направления. И, конечно же, образовательная программа, основанная на народно-православном календаре, предполагает обращение к таким предметам как - народная хореография, где изучаются хороводные, хороводно-игровые, плясовые жанры фольклора; традиционное рукоделие, где детям дается представление о разнообразных видах рукотворной народной игрушки в контексте круга народных праздников. И многое другое.

        Итак, подводя итоги рассуждений о пользе образовательной программы, основанной на народно-церковном календаре, можно сказать, что включая его в образовательный процесс, мы обращаемся к педагогике развития целостной личности, где преобладают три составляющие: духовно-нравственная доминанта, этно-культурная традиция и обучение от целого к частному, а не от простого к сложному.

 В воспитание детей включены огромные силы педагогов, психологов, социологов, художников, артистов, спортсменов, священников, родителей. Главная цель – понять этого нового человека, помочь ему выжить, найти смысл жизни и правильно духовно сориентироваться при выборе между добром и злом. Воспитывая детей, мы воспитываем будущее истории нашей страны.

Петрова Надежда Сергеевна – окончила Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской (преподаватель хореографических дисциплин). Неоднократно ездила в фольклорные экспедиции в период с 1980г. по 2010 г. По деревням Архангельской, Мурманской, Вологодской, псковской, Курской областей. Более 25 лет является педагогом дополнительного образования. Создала центр народного творчества «Утица». И по сей день реализует свою педагогическую деятельность по образовательной программе «Русская народная культурная традиция в календарно-обрядовых праздниках годового круга», работает с детьми ОДОД Красногвардейского района школы-интернат №6, являясь педагогом ОДОД школы интерната №6, работает с детьми начальных классов микрорайона школ № 532, №133, лицея «Аристос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....

Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....