Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
статья по теме

Артемьева Наталья Юрьевна

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

                       Департамент образования администрации

Владимирской области

Управление образования администрации

Александровского района

МБОУ Майская ООШ № 33

          Сообщение подготовила: учитель русского языка и          

                                                        литературы Майской ООШ № 33

                                                        Артемьева Наталья Юрьевна

2011

 

Духовно-нравственное развитие,

воспитание обучающихся на ступени общего образования

                                                 

                                                          Без глубокого нравственного чувства                                            

                                                          человек не может иметь ни любви, ни

                                                          чести, — ничего, чем человек есть человек.

Белинский В. Г.

   Современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса.

   Сегодня дети часто воспринимают отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы. Всё это оказывает отрицательное воздействие, разрушает традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей.

          В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

   В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры». 

   Безусловно, основная роль в воспитании гражданина принадлежит семье и школе. Воспитание подрастающего поколения должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

Основными источниками нравственного опыта в школе являются:

1. Учебная деятельность

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока, личность учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.

2. Внеклассная работа

- классные часы в 5-9 классах;

- коллективные творческие дела;

- поисковая (научно-исследовательская) работа;

- написание творческих работ;

- посещение музеев, театра, библиотек, встречи с интересными людьми, ветеранами.

Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

   Трудная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей и наполнять их красотой и добром, развивать их как высоконравственную, гармоничную, физически развитую и духовно здоровую личность, способную к творчеству и самоопределению. Но заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. 

Учебная деятельность

   Я работаю в Майской ООШ № 33 учителем русского языка и литературы  и считаю, что мои  предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

   Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.                                         

   Изучая «Устное народное творчество» (5 – 6 классы) мы не можем не говорить о житейской  народной     мудрости, о противоборстве добра и зла,  о нравственных достоинствах былинных героев,  их силе и мужестве, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

   При изучении знаменитой сказки «Снежная королева»  перед пятиклассниками предстаёт великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.

   На уроках литературы обращаемся  и к далекому прошлому. В 6 классе, например,  обучающиеся знакомятся с отрывками  из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что даёт чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.

   Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Моя задача – развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине. И это мне удаётся сделать через уроки поэзии. Дети с удовольствием учат стихи о родной природе наизусть, пробуют создавать свои, и у них это получается.                                                                                                                                                                                                                                                              

   Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» открывает мир, увиденный детскими глазами. В произведении писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься и поразмышлять над такими понятиями как «духовная память», «духовный опыт», «ответственность за свои поступки», «ответственность за другого человека», «самовоспитание», «добро», «бескорыстие».                                                                                    

   Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся происходит и на уроках литературы в 7 классе.  При изучении, например, произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», обучающиеся не только работают над изученным материалом по данной теме, но и размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно-нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.

   Проблема нравственного выбора, борьба долга и чувства, остро встают перед обучающимися при изучении рассказа Лескова Н.С. «Человек на часах», повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомясь с  произведениями, школьники работают с понятиями: «самоотверженность», «героизм».

  Анализируя произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.  Я думаю, на это следует обращать внимание обучающихся.

   Знакомясь с произведениями русской литературы 18 века,  мы говорим о проблемах воспитания и образования гражданина (Д.И. Фонвизин «Недоросль»), об истинных и ложных ценностях (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза).

   Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии не возможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности. Я убеждена, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет именно знакомство с Библией. Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости. К сожалению, по  УМК под редакцией Беленького этой теме не отводится ни одного часа, однако на уроках русской словесности «Духовная литература, её виды и жанры» раскрывается достаточно хорошо. В учебнике имеется не только теоретические сведения, но и практические задания. Достаточно привести в качестве примеров несколько строк, взятых из Духовной литературы,  (Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним" (Пс. 33:13-15). Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, - тот получит благословение от Господа и милость от Бога Спасителя своего" (Пс. 23: 3-5). (См. также: Пс. 14 и Ис. 33:14-17.)  и сразу станет понятно, чему учит Библия.

   На уроках русского языка просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

   Рассмотрим фрагмент урока русского языка с  использованием пословицы. Обучающимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.

На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не

повезёт.

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность).

   Такую работу часто практикую на уроках в качестве лингвистической разминки.  А какую работу можно провести с мудрыми высказываниями выдающихся людей! (Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты - чтобы делать добро и этим снискать честь (Фрэнсис Бэкон). Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью (Аристотель). Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (Оноре Бальзак))  Или при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно бывает рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше.

   Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.         

      Неоценимыми средства воспитания любви к Родине являются уроки развития связной речи – подготовка, проведение, анализ сочинений, изложений на темы общественно-политического характера. Эта работа способствует формированию обобщенного представления о патриотизме.

   Часто практикую на своих уроках сочинения – миниатюры, сочинения – рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство. 

   Я человек, любящий свою родину, поэтому слова: «Родина» и «Отечество»  для меня не пустые слова. Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения  между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому, как гражданин своей страны, я не могу равнодушно смотреть на происходящее; считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.

                                            Внеклассная работа

   Большое значение, как я уже говорила,  в духовно-нравственном воспитании играет внеклассная работа,  которая расширяет кругозор подростка, приобщает к духовной культуре.                

   Внеурочная деятельность по предметам предполагает различные виды работы:

Творческая мастерская

• Написание по писательскому образцу.

• Написание стихотворений, сказок, рассказов на заданную тему.

• Написание произведений по данному началу.

• Создание сборников творческих работ.

 Работа над проектами:

- практико-ориентированные;

- творческие;

- исследовательские;

 - информационные.

Участие в конкурсах и мероприятиях 

   Хочется перечислить некоторые конкурсы, в которых  мои ученики приняли участие:  

   Районный конкурс творческих работ на военно-тематическую тематику.

   Конкурс детских литературных работ «Лучик».

   Районный конкурс творческих работ по краеведению «Люби свой край и    воспевай».

   Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета 2011».

   Всероссийский детский творческий конкур «Святые заступники Руси».

   Конкурс детских литературных работ «Золотое пёрышко».

   В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности… В основе образовательной системы необходимо видеть развитие внутренний сил наших учащихся в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной, нравственной личности, сознающей свой долг перед ближними и Отечеством».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образо

Нормативно-правовой и документальной основой программы  духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются   : Закон Об образовании», федер...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...