« Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – модель деятельности педагога и детского коллектива»
статья на тему

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

  « Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – модель деятельности педагога и детского коллектива»

 Методист по УР-  Баннова О.Ю.  

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых.

Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи деятельности педагога.

Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

-ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;

- время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Почему занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования?

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнообразный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на занятиях возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу учащихся с коллективной.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Чтобы провести эффективное занятие, необходимо знать функции занятия и конечную цель деятельности педагога по организации занятия, потом установить средства ее достижения, что поможет достижению цели, а затем определить способ, как действовать, чтобы достичь результата.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение и научение обучающихся чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, праздники: «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

Каковы правила организации занятия?

Первое - определить цель, заранее запланированный конечный результат (чего надо достичь).

Второе - отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом учащихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ учащихся.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание обучающихся и делаются выводы.

Третье - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целями и задачами и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия планируется и деятельность обучающихся. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием учебного материала. При других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие методы обучения развивают познавательные интересы учащихся. Вызывают максимальную активность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое - оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое - управление деятельностью учащихся со стороны педагога. Педагог - не только источник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично  влиять  на  каждого.  Все  это  вместе  характеризует  стиль  работы  педагога,   его

педагогическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое — педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

         План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей последовательности:

- формулировка цели и задач занятия;

- выбор модели структуры занятия;

- выделение смысловых блоков;

- формулировка познавательных задач к каждому блоку.

        - планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познавательной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная);

      - анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач;

       - внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

- четко продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обязанностей учащихся;

- руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся;

- сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной;

 - систематическая обратная связь;

- обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

          То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.Уровень        знаний        и        навыков        обучающихся,        педагогическое        мастерство        педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

Как  подготовиться  педагогу к занятию

  1. Старайтесь  спланировать  всю        тему        сразу  (5-8  занятий), материал  не         должен распадаться, сохраняя целостность и внутреннее единство.
  2. Определяя цели занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную  и свою методическую  цель (какой новый метод, прием  вы используете).
  3. При  подготовке  ранжируйте  материал,  определите,  что  надо   помнить  лишь в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем
  4. Определите моменты активного включения  учеников в занятие
  5. Подготовьте   резервный        материал   на   случай        преждевременного        окончания запланированной работы в группе.
  6. Повторите программу эмоционально-психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных  ощущений, стереотипо

Начало и концовка занятия являются исключительно  важными  моментами.  С  каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие? С каким настроением дети уйдут с занятия домой?

Начните с приема «коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь внимание детей. Варианты:

  • Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
  • Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
  • Задайте вопрос,  связанный с интересами детей,  их жизненным опытом.
  • Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
  • Начать с чего-то личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).

Концовка занятия:

  • Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен - вы не были равнодушными, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
  • Вызвать смех.
  • Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер. Помните «Два капитана»? «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
  • Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий назад  (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы
  • Призыв к действию.

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. При самоанализе педагог должен обратить внимание на следующие аспекты (Приложение 1).

          Для того, чтобы иметь «обратную связь» -  взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия на занятии, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащихся педагог должен получить полную информацию  о проведенном занятии у  учащихся. Это можно сделать на этапе рефлексии с помощью анкеты.   (Приложение 2)

Таким образом, занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций  не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.


Приложение 1

  1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?
  2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?
  3. Какие задачи решались на занятии?
  4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
  5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?
  6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?
  7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
  8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
  9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
  10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?
  11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?
  12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
  13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?
  14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

Приложение 2

Анализ занятия обучающимися

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай,  выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно.

б) Интересно частично.

в)Большей частью интересно.

г) Неинтересно вообще.

  1. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится.

в) Точно не знаю.

г) Большей частью не пригодится.

д) Не пригодится вообще.

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно.

б) Не всегда понятно и доступно.

в) Почти совсем непонятно и недоступно.

 г) Совсем непонятно и недоступно.

  1. Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно.

б)Легко, впрочем, как всегда.

в) Труднее, чем всегда.

г) Очень трудно.

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

                                                                Спасибо тебе за твои ответы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта оценки учебного занятий в учреждении дополнительного образования

Таблица с критериями оценки учебного занятий по 7 показателям позволяет оценить занятие по 3-х бальной шкале...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...

«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление о...

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования

Презентация к семинару по теме "Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования"...

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ в учреждении дополнительного образования

В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного  процесса,   oограниченная   временными   рамками,   предполагающая   специаль...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...

Подготовка и проведение учебного занятия в учреждениях дополнительного образования

В  презентации даются пояснения педагогическим терминам, алгоритму проведения учебного занятия, подробный анализ этапов современного занятия....