Конспект занятия по театральной деятельности
учебно-методический материал на тему

Занятие для 1-го года обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

         дополнительного образования «Дебесский Центр творчества»

                                           

                                                                                       

                                       КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

                        ПО  ТЕАТРАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                           (1-й год обучения)

                       

Тема: «Закрепление пройденного.  Жесты как способ выражения эмоций»

        

                       

                                                                       

                                                                                                                                                                                                   

                                                                      Автор: Шалаева Светлана Юрьевна,

                                                                                                                                                                                                   

                                                               руководитель театрального объединения

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                            «Улыбка»      

                                                   

                                         

                                                                2014г.

                                 

                                      Пояснительная записка                                          

Предмет: театральная деятельность

Тема занятия:  Закрепление пройденного. Жесты как способ выражения эмоций.

Группа: 1- й год обучения

Возраст учащихся: 6,5- 7 лет                       

Продолжительность занятия: 1ч. 25 мин.( 2 занятия по 40 мин. Перерыв 5 мин.)                                                   

                                                                     

                                     Планируемые результаты:

Предметные: 1. Закрепить знания об артикуляции, дикции и интонации.

                          2. Закрепить знания о мимике и актерской речи.

                          3. Дать представление о жестах как одном из выразительных  

                              средств  актера.

                          4. Уметь использовать жесты в выражении различных

                              эмоциональных состояний.

Метапредметные:1. Развитие внимания.

                                 2. Развитие  пластики  движений.

Личностные:1. Уметь работать в паре с партнером.

                        2. Развитие творческого воображения.

                        3.Уметь оценивать работу своих товарищей.  

                                                                                       

                                                                   

                             

                           

               РАЗВЕРНУТЫЙ  КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

а) Приветствие. Девиз коллектива: «Ты другому улыбнись - настроением поделись» (взявшись за руки в рабочем полукруге хором).    

            Рассаживаются по местам.

б) Сообщение целей  занятия. Педагог: Сегодня на занятии мы с вами повторим  изученное ранее и узнаем что-то новое.

2. ПОДГОТОВКА РЕЧЕВОГО АППАРАТА. РАЗМИНКА.           

а) Артикуляционная гимнастика (Слайд 2)                                                                                                                                                                                             Педагог:  К нам на занятие сегодня пришли гости. Первый гость - Зарядкин.

Вместе с ним мы проведем артикуляционную гимнастику. ( Выполняется  сидя  перед  зеркальной  стенкой).

Педагог читает стихотворение, дети выполняют разминку:

                               Влево - вправо, влево -вправо,     (работа языком)

                               Вверх-вниз, вверх-вниз.

                               Язычок, не ленись!  

                               Губы, просыпайтесь!   (дудочкой)

                               Ротик, открывайся!    (широко разинуть рот)

                               Язычок, покажись!     (высунуть язык)

                               И зубов не страшись!  (показали зубы)

                               А зубы –то, а зубы

                               Кусают даже губы!  (покусывание  верхней и нижней губы)

                               Кусаются- кусаются и не унимаются.

                               Надоело зубам  губы кусать,

                               Стали они язык жевать.  (имитация жевания)

                               Зубки-зубки, успокойтесь!

                               Хорошенечко умойтесь!   (языком омываем зубы)

                               Не сердитесь, не кусайтесь,

                               Вместе с нами улыбайтесь!   (широкая улыбка)

б) Работа над дикцией .Слайд 3. 

Работа по таблице. Подготовка к скороговорке.

Читаем громко, четко произнося каждый звук ( хором, по тройкам, поодиночке)

в). Слайд 4. Работа над скороговоркой «На окошке крошку - мошку ловко ловит лапкой кошка».

       - проговаривание  в медленном темпе (хором).

       - проговаривание в ускоренном темпе (хором)

       - проговаривание в парах и  поодиночке в быстром темпе.

       - проговорить  с усилением (ослаблением) силы голоса. (Поднимаемся -спускаемся по лестнице)                                

г) Работа по интонированию. Упражнение  на развитие   правильной интонации  и  использование средств  выразительности (жестов, мимики, движений). (Слайд 5). 

Педагог: Кто еще из гостей пришел к вам? Садовница. Она подарит цветок из своего сада тому, кто  лучше всех расскажет  о розе. (Работа в  2-х линиях).

Ах, какой цветок пахучий! (эмоция радости, наклонились, чтобы понюхать)

Ай- яй- яй! Да он колючий! (рукой пытаются сорвать, эмоция боли, машут

                                                                        кистью, дуют на пальцы)            

Выбирается лучший по четкости произношения, интонированию и выразительности действий  ученик (дарится цветок).

3.РИТМОПЛАСТИКА. (Слайд 6).

Педагог: А вот и Мистер Топ-Хлоп. Он  желает посмотреть, как четко и правильно вы умеете отбивать ритм.( Упражнения на внимание, сценическое пространство).

а) Задание выполняется в линиях. Учитель задает ритм прихлопами (притопами). Учащиеся повторяют (коллективно или по линиям)

б) Задание в движении по кругу. Учащиеся ведут  счет от 1до 5, на счет 6- хлопок

в) Хаотичное движение (не сталкиваясь друг с другом, равномерно распределяясь по площадке). Учитель задает хлопками ритм движения, ускоряя и замедляя темп.

(Слайд №7)

Педагог: Следующий гость - Русалочка. Она приглашает нас посетить Подводное Царство.(Слайд 8). 

а) Беседа:- Ребята, а вы знаете, кто обитает в море? Какие рыбы? Назовите. Ответы детей: рыба – пила, рыба - шар,  морской конек, осьминог, морские  звезды и т. д.

 - Какие растения там есть? (водоросли )

 (Распределение ролей  по видам рыб и водорослей)

 - Как показать их? ( Работа  по пластическому  движению  персонажей: Водоросли –легкое раскачивание на месте, каждый вид рыб  рассматривается отдельно. Движения  рыб  в разном  темпе, остановки…)

б) Пластический этюд. Педагог:  А сейчас вы сами покажете  этот подводный мир. (Включается аудиозапись К.Сен-Санс «Аквариум»).

             Учащиеся исполняют пластический этюд.

-  Молодцы! Теперь вы знаете, где живет Русалочка.

-  Как называется вид актерской работы, которой вы сейчас занимались? (Пластика)

 - Что такое пластика? (Пластика – движения тела человека)

4. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО.  (Слайд 9)

 а) Игра «Приходи, сказка».

 Педагог: - Кто это такой? (Петрушка, Скоморох).

 - Чем он знаменит? Ответы детей. (Первый  актер  на Руси. С него начинался театр)

 - Петрушка  нашел  мешок с элементами костюмов разных героев. Но он не знает, кому они принадлежат. Давайте  поможем  Петрушке  узнать этих  персонажей. 

Индивидуальная работа : Достают  головные уборы  из мешка (Колпак  Волшебника (Колдуньи), Собака, Мышка, Скоморох.. и  т. п.) 

Придумывают соответствующие герою реплику, мимику. Показ образов с  разными эмоциями (злоба, удивление, испуг, радость).          

                         Корректировка.

б) Новая тема. Подведение  под понятие « Жесты».

 Педагог:  - Что нужно актеру для создания образа? Ответы детей. (Речь, мимика) Что такое мимика? Ответы детей.

 Мимика - движения мышц  лица, выражающие чувства, мысли, эмоции человека.
- А что еще необходимо актеру? Что вы еще делали, чтобы Петрушка узнал героев сказок? Ответы детей. Для передачи разных эмоций  необходимы соответствующие  ЖЕСТЫ. 

(Слайд 10) Читают хором. Жесты – характерные движения (действия ) рук  для передачи чувств  и  эмоций.     

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое  

значение. 

в) Упражнение в использовании жестов.( Работа детей перед зеркальной стенкой).

Педагог: Чтобы передать какие-либо эмоциональные состояния можно использовать не только мимику, но  и жесты. Давайте попробуем сделать это.  (Грусть, страх, радость, раздумье ) (коллективная  работа) .

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА. 

а) Игра на использование характерных  жестов.

Педагог: Я буду читать стихи, а вы подумайте, какими жестами и действиями можно показать  разные  эмоции.

                                   Стихи про Мышек.

Раннее утро. Мышки спят (глаза закрыты, ладошки под щечки). Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь.

Сначала они удивились (рот приоткрыт, глаза шире, ладони на щеках).

Потом глубоко  возмутились (руки в бок, качают головой, нахмурились).

Обиделись (руки в замок перед собой, голова опущена), но не на всех.

         С обидой они отвернулись.(отвернуться)

         Как мышь на крупу, все надулись (сдвинуть брови).

         И вдруг опечалились все. (руки опустить)

         Поникли печальные плечи, (плечи и голова опущены)

         В глазах опечаленный вечер.

         И слезы вот-вот побегут.

         Но тут лучик солнца украдкой

        По щечке скользнул нежно-гладкой. (глаза расширены, рука на щеке)

        И все засветилось вокруг.

        От радости все улыбнулись.

         Как - будто от сна все очнулись.

         Запрыгали и закричали:  «Ура! Ура! Ура!»

Педагог: Кто попробует показать мышек на площадке? (Отбор учащихся)

Работа детей на площадке. Анализ, корректировка. Выбор лучших актеров.

б) Театр-экспромт  « Кот и Мыши».

Педагог:  Сейчас попробуем инсценировать сказку «Кот и Мыши», используя различные выразительные средства.

Распределение ролей. Чтение сказки педагогом.  Самостоятельная  работа учащихся.

                                          «Кот и Мыши»

Жил Кот Василий. Ленивый (потянуться) был Кот!

Острые зубы и толстый (погладить)живот.

Очень тихо (медленно, мягко ступая)всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот вам и все, что он  делать умел.

Вот как-то видит сон вот такой.

Будто затеял с мышами он бой.

 Громко крича, он всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.(кусается и лапами царапает)

В страхе тут Мыши тихо взмолились: 

«Ох, пощади, пожалей, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул Кот: « Брысь!».

И врассыпную они понеслись.

         (А на самом деле, пока наш Василий спал, вот что происходило)

Мыши тихо вышли из норки. Громко хрустя, съели хлебные корки.

Потом, чуть потише, смеясь над Котом, они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, громко чихнул, к стене повернулся и снова заснул.

А Мыши лентяю на спину забрались, до вечера  громко над ним потешались! 

  • Анализ работы учащихся, корректировка ошибок. ( Возможен повтор инсценировки с учетом ошибок)

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

 Педагог: - Что вы сегодня узнали нового на занятии?

 - Что такое  ЖЕСТЫ? Для чего они нужны?

- Посмотрите, что вам желают гости? (хором читают) (Слайд 11)  

- Кто лучше всех сегодня работал?(ответы детей) Они получают золотые улыбки , остальные – серебряные (наклейки)

- Кому понравилось занятие?

А каким жестом  можно показать это? ( Во!- показывают жестом).

- Занятие  окончено.

Дети хором благодарят друг друга: Всем, всем – спасибо!                                                            

       

             

                                                                                         

                                                                                             

                                                                                                   

 



Предварительный просмотр:

БЛАГОПРИЯТНЫЙ  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ  КЛИМАТ НА ЗАНЯТИЯХ

                     В  ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Здоровая атмосфера и благоприятный климат на занятии являются необходимым условием в деле обучения и воспитания  школьников. 

Театр позволяет создать здоровую атмосферу, в которой дети могли бы заниматься творческой деятельностью. Методы, формы и содержание театральных упражнений,  придают учебному занятию привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. Дети на занятиях имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Творческая  смелость, доверие к вниманию товарищей и собственное внимание к ним формируются в театральных развивающих играх и тренингах. Учитель обеспечивает возможность каждому воспитаннику пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Это дается искусством чуткого, внимательного подхода к каждому ученику. Важно, чтобы  дифференциация учебных заданий проводилась незаметно, без акцентирования индивидуальных различий между детьми.            

Основой  здорового психологического  климата  в образовательном процессе является педагогическое общение - важный компонент труда учителя.

Учитель должен уметь создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. 

Взаимоотношения детей в коллективе соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя.

               Стили работы педагогов (виды общения с учащимися):

1-  Авторитарный стиль (каток).

 Педагоги склонны недооценивать такие положительные качества учащихся, как: самостоятельность, инициативность, оригинальность и одновременно они преувеличивают и подчеркивают недостатки своих учеников, их неорганизованность, недисциплинированность, лень и безответственность. 
2-
Либеральный стиль (свобода).

 Они пассивно-уступчивые в своих взаимоотношениях с учащимися. Недостаточно требовательны  к детям. Преувеличивают положительные качества учеников и считают, что они очень развитые, общительные и самостоятельные. Довольно снисходительно оценивают их организованность, дисциплинированность, трудолюбие и настойчивость. 
Занятия у них проходят стихийно, весь педагогический процесс идет за учеником: если он активен, работоспособен и проявляет инициативу - эти качества используются педагогом. В некоторых случаях такая либерально-пассивная педагогика воспитывает самостоятельность учащихся.  
3- Демократический (сотрудничество).
У педагогов демократического типа складывается наиболее желательная

форма общения, основанная на уважении к ученику, на готовности принять все положительное, что вносит ученик. Весь путь обучения они  проходят вместе  под руководством  педагога,  взаимно  обогащаясь. Причем здесь самостоятельность ученика, поощряемая педагогом, способствует формированию творческой индивидуальности. Учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения.

Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой и т. д. 

                     

             Действия учителя, направленные на создание благоприятного

                               психологического  климата на уроке:
     

  • не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других (не противопоставлять сильных  слабым)  
  • не  критиковать ребенка при всем классе  
  • замечать даже небольшие успехи слабых учеников
  • воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами

                   

                       Принципы  отношений  педагога  с учащимися:

1. Обучение должно вызывать положительные эмоции.

Всякая попытка учить бесстрастно, буднично, серо никогда не приведет

к развитию интереса у детей к занятию. Речь идет о прочувствованно искренне заинтересованном слове учителя, об опоре на положительные эмоции — интерес, любознательность, удивление, радость узнавания, нелегкого успеха. Учитель должен быть как бы зеркалом познавательных усилий своих учеников. 
2.Общность группы.

Необходимо придумать что-либо, что может объединять всю группу.  

В объединении «Улыбка» это общий девиз - в начале занятия. Он создает настрой на работу. И благодарность друг другу -  в конце занятия.

3.Постоянная и быстрая оценка работы детей.

Ни один ответ ребят нельзя оставлять без оценки. Имеются в виду простые выражения типа «Точно», «Умничка», «Молодец», «А если еще подумать..», «Здорово», «Не совсем точно - можно лучше», «Придумай поинтереснее», «Вот это да!!» и т. п. И все это —доброжелательно, с искренним признанием  права каждого на ошибку. 

4.Уметь признавать ошибки безболезненно.

Сначала – учить не смеяться над чужими ошибками. Позднее -  учимся

смеяться над своими ошибками.

5.Чаще шутить.

Воспитывать у детей позитивное отношение к жизни. Впоследствии  

замечания педагога уже воспринимаются спокойно.

6.Не выделять любимчиков.

Справедливость во всем. Нельзя сравнивать детей. Замечать индивидуальный  рост каждого.

7.Придумать интересный стимул (награду) за работу.

В младших группах театрального объединения «Улыбка» это - золотые и

серебряные наклейки.

8. Лестница оценок. (Педагог - оценка друг друга - оценка себя).

9. Авторитет педагога.

Дети тонко чувствуют любовь и заботу педагога. Только тогда они ответят взаимностью.

10. Мой  девиз работы:  

Разумная любовь, разумная требовательность к детям!

Дети – это чудо природы. Работа с ними  – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить в работе театра ростки будущих побед, успехов, открытий. Ситуация успеха, созданная в театре, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей.

На ребят завораживающе действует пример личности людей, много знающих, разносторонних, глубоких и волевых, а, именно — личности учителя, влюбленного в свою работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по театральной деятельности.

Пальчиковая игра, скороговорки, кукловождение - это основные части этого театрального занятия....

Конспект занятия "Изготовление театральной маски"

Методическая разработка открытого занятия "Театральные маски". К конспекту прилагается презентация....

Конспект занятия кукольного театрального кружка «Марионетки» «Игра-драматизация по сказке «Теремок»

В методической  разработке  представлены  информационная  карта  занятия, технологическая карта и подробный конспект. Цель занятия: развитие интереса детей к театрализованной ...

Конспект занятия по театральной деятельности «Театральная маска»

Конспект занятия по театральной деятельности объединения "Театральные ступеньки" 4 класс...

План-конспект занятия в театральной студии «Труляля». Тема: Путешествие в заколдованный лес. Возрастная категория: 5-6 лет

Занятие проводится для обучающихся театральной студии, можно использовать и в логопедии....

Конспект занятия по театральному искусству «Речевой аппарат. Голосо-речевой тренинг»

Цели и задачи занятия: показать применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по предмету «Развитие речи»;воспитывать думающего и чувствующего, ак­тивного человека, готово...