Конспект занятия по изготовлению соломенного сувенира
план-конспект на тему

Здоровец Наталия Николаевна

В занятии просматриваются современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_solomennogo_suvenira_butonerka.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изготовление соломенного сувенира «бутоньерка»

Цель: формирование эстетического вкуса и духовно-нравственных качеств обучающихся посредством работы с соломкой.

Задачи: 

Образовательные:

  • формирование системы знаний об истории и развитии соломоплетения;
  • закрепление  основ некоторых элементов плетения из соломки;
  • обучение  умению подбирать и создавать эскизы будущей работы.

Воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к народному искусству;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • воспитание культурных, нравственно-патриотических качеств личности.

Развивающие

  • формирование  художественно-образного мышления;
  • способствовать развитию моторики пальцев рук;
  • развитие внимательности, наблюдательности;
  • развитие самостоятельности и способности  решать творческие задачи;

Материалы, инструменты, приспособления:

  • соломка разного калибра
  • нитки хлопчатобумажные №  10
  • кордовая рыболовная леска, швейная иголка
  • проволока медная
  • дощечка ДВП
  • клей «Момент»;
  • деревянная скалка;
  • пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы);
  • ножницы  
  • небольшие ножницы для обрезания соломин во время плетения;
  • нож с коротким, заточенным под углом лезвием;
  • деревянные расчески;
  • емкость для замачивания соломки.

Дидактический материал:

Книги, небольшая выставка  готовых работ, фотографии, раздаточный материал.

Структура занятия

  1. Организационный момент                10 мин.

Проверка присутствующих, подготовка рабочего места, замачивание соломки.

  1. Основная часть                                1ч.10мин.
  1. История возникновения плетения соломенных оберегов.
  2. Техника безопасности по работе с ножницами.
  3. Проведение практической работы по плетению элементов:  «листочек», «розочка», декора.
  4. Физкультминутка.
  5. Сборка бутоньерки

  1. Подведение итогов                        10 мин.

Выставка  и анализ работ. Поощрение, порицание.

Проведение занятия

Организационный момент

10мин.

Основная часть

70 мин

Педагог

Вопрос детям

Предполагаемые ответы детей

( Приложение 1)

Поощрение детей

Педагог

Предполагаемые ответы детей

Педагог

Предполагаемые ответы детей

( Приложение 3)

Поощрение детей

Проведение физкультминутки

5 – 10 мин.

Педагог читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют. Стихотворение повторяется несколько раз (первый раз читает педагог, последующие разы – дети по желанию)

Педагог раздает карточки для плетения элементов декора разного уровня сложности в зависимости от возраста и способностей ученика (Приложение 6)

Педагог помогает и консультирует. Во время творческого занятия можно вспомнить «соломенные» загадки и пословицы, которые дети подготовили заранее.

Поощрение детей

Итог занятия

10 мин

Организуется мини выставка.

Дети проводят самоанализ.

Уборка рабочих мест

Настрой на работу, проверка готовности к занятию.

Ребята, сегодня на занятии мы будем плести «бутоньерку».

«Бутоньерка» в переводе с французского  - «бутон». С конца 18 века стало модным украшать одежду маленькими букетиками живых цветов, которые называли бутоньерками. Раньше это было признаком шика у мужчин. Поэтому во Франции, а затем и в других странах стали изготавливать маленькие сосуды из стекла или фарфора в виде пробирки, которые крепили к платью или костюму, а в них вставляли миниатюрные букеты. Это придавало "романтический вид"   В наше время «бутоньерки» прикалывают жениху на лацкан пиджака.

Мы с вами тоже сделаем маленький букетик цветов, но украсим им не одежду, а свой дом. «Бутоньерку» можно использовать в роли оберега  как украшение  на зеркало, на стену, на шторы, маленький букетик в вазу  и т.д.

Кто знает значение слова «оберег»?

Какие обереги  из соломки вы можете еще вспомнить по прошлым занятиям?

Оберег — предмет, назначением которого является защита его обладателя от сглаза и дурного влияния.

К изучаемым нами оберегам русского народа  можно отнести:

  • птица счастья (покровитель дома, приносит счастье и добро)
  • снопик (первый сжатый сноп был священным символом урожая. Представитель семейства торжественно вносил его в дом и ставил под образами в красном углу. Зерна первых и последних снопов, по представлениям наших предков, обладали чудодейственными силами. Поэтому по завершению жатвы, их смешивали со всем убранным урожаем)
  • кукла  Макошь (богиня плодородия и урожая. Ее изображение являлось обязательным на полотенцах, соломенные куколки ставили на видном месте. Таким образом  женщины пытались задобрить Макошу).

Молодцы!

Без сомнения, букетики, сделанные вашими руками на сегодняшнем занятии, будут оберегами для вашего дома и семьи, если вы вложите в работу  свое старание, доброту и умение, полученное на предыдущих занятиях.

Теперь приступим к работе. Рассмотрим внимательно Технологическую карту изготовления «бутоньерки» (Приложение 2)

 

Какие элементы плетения мы с вами уже изучали на предыдущих занятиях?

«Розочка» из двух соломинок и «Листочек» на расческе.

Давайте вспомним правила плетения элементов «листика» и «розочки», а так же правила работы с ножницами и ножом

  1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  2. Ножницы класть кольцами к себе.
  3. Следить за движением лезвий во время резания.
  4. Не оставлять ножницы раскрытыми.
  5. Передавать ножницы кольцами вперед.
  6. Не играть ножницами, не подносить к лицу.
  7. Использовать ножницы  по назначению.

 Молодцы!

Дети берут по пучку соломки и вместе с педагогом вспоминают узлы плетения, используя схемы. Преподаватель показывает, обучающиеся повторяют (Приложение 4,5).

А теперь каждый из вас самостоятельно нарисует эскиз своей будущей бутоньерки, используя книги, фото готовых работ  (дети рисуют эскизы).

Устали? Давайте отдохнем и встанем из-за парт.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку, да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай, утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка — вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук, пошевелить пальцами)

Наконец готовы все день встречать во всей красе.

(Дети садятся за парты.)

Дети самостоятельно выполняют элементы плетения.

Украшают «бутоньерку» декоративными элементами,

Советуются друг с другом, старшие помогают младшим.

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос)

Лежит мужик в золотом кафтане, подпоясан, да не поясом, Сам встать не может – люди поднимают. (Сноп)

Какое море за селом  волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок. (Поле)

В долг зерно возьмет – каравай вернет (Поле).

Все такие молодцы! И загадки  отгадали и работу свою закончили (все вместе говорят о работах).

Хорошо поработали. Я думаю, вашим родным очень понравятся бутоньерки, сделанные руками их детей (Приложение 7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изготовлению матрешки (проект "Золотое кольцо России")

Конспект занятия по изготовлению матрешки (проект "Золотое кольцо России")...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПОДЕЛКИ «РОЗА»

Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками красивые цветы так, чтобы и процесс и результат приносили радость ...

План-конспект занятия "Технология изготовления цветка из нетрадиционного материала"

В представленном материале содержится развернутый конспект занятия для детей 10-14 лет. Занятие проходит в форме мастер-класса....

Конспект занятия по изготовлению изделия из соленого теста "Чудо - ягода брусника!"

Данное занятие разработано для учащихся младшего школьного возраста, а также для воспитанников старших групп ДОУ. На нем дети знакомятся с флорой родного края, его разнообразием. В ходе занятия р...

Конспект занятия по изготовлению изделия о мотивам жостовского промысла

Конспект занятия вляется вторым приложением к практическим рекомендация по развитию творческих способностей детей....

Конспект занятия по изготовлению панно

На занятии Студии "Посиделки"  учащиеся выполняли панно в технике сухого валяния по тканной основе....

Конспект занятия "Традиции и пасхальные сувениры".

1 занятие раздела "Оплетение бисером" по программе "Чудесный бисер"....