Конспект занятия по изготовлению матрешки (проект "Золотое кольцо России")
материал на тему

Петрова Светлана Алексеевна

Конспект занятия по изготовлению матрешки (проект "Золотое кольцо России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_izgotovlenie_matreshki.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

 ИЗ  ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ МАТРЕШКИ

Матрешкой называют точеную разъемную игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет яркие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. Легкость круглых поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей вызывают восторг. Дети любят матрешку. Разбирая и собирая ее, играя с матрешкой, они непосредственно знакомятся с ее размерами, формой, конструкцией, красотой.

Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек. Она появилась лишь в конце XIX века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. По сравнению с другими игрушками деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет.

Прообразом матрешки могли послужить писанки – деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они были полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее.

Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок. В девяностых годах XIX века в московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика- мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Первая матрешка представляла собой девушку в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Матрешку сделать непросто. Сначала надо из дерева выточить заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, и лишь потом их размеры становятся все больше и больше. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой. Усадьба Абрамцево находится рядом с Сергиевым Посадом, который издавна славился мастерами-игрушечниками. Вскоре и сергиевопосадские мастера тоже принялись за дело.

Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто «точеные игрушки».

В начале 1900-х годов мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в семидесяти километрах севернее Москвы, в учебно-показательной  мастерской. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом – опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались матрешки и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Мастера изображали девушек в сарафанах, платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

Да такую матрешку Матреной и не назовешь! Появились матрешки, изображавшие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, и жениха с усами, и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивалась ни в чем: былинные богатыри, веселые музыканты, важные бояре, а то и цари. Теперь деревянные куклы как две капли воды были похожи на известных людей. Стали матрешку золотить, да и весь ее традиционный облик изменился. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны – с метр высотой.

Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению – преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Изготовление матрешек, отражающих различные темы, было приурочено к определенным датам. Кроме семейной тематики, были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. Так, к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажей комедии «Ревизор». В 1912 году к столетию Бородинской битвы были выполнены матрешки «Кутузов» и «Наполеон». Внутри этих матрешек помещались фигурки поменьше, на которых были изображены члены их штабов, участники военных советов.

Много матрешек было посвящено обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников сказки. Часто иллюстрировались «Репка», «Золотая рыбка», «Иван царевич», «Жар-птица» и другие сказки.

Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывавшие до двадцати четырех вкладышей, а в 1913 году токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив сорокавосьмиместную матрешку.

Матрешка распространилась по Руси, ее стали изготовлять далеко за пределами Сергиева Посада – в городе Семенове Горьковской области, в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в Твери, Уфе, Йошкар-Оле, Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте. Естественно, что ее форма и роспись всякий раз менялись и приобретали местные и национальные черты.

ЗАГОРСКАЯ (СЕРГИЕВСКАЯ) МАТРЕШКА

             

Особенности формы:

Широкая, толстобокая, степенная, приземистая, слегка сужающаяся к низу.

Используемые краски и основные цвета росписи:

Доминируют гуашевые краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми красками, яркими, открытыми: красными, оранжевыми,  зелеными, синими.

Рисунок лица:

Концом кисти рисуют верхние веки, приподнятые брови, черные радужки глаз с бликами, двумя точками нос, красный бантик губ и две пряди светлых волос.

Особенности элементов украшения:

Платок, завязанный спереди широким узлом. Обязательно четко обозначенный силуэт головного платка, передника, сарафана. Декоративная роспись скромно украшает платок и края фартука. Вдоль нижнего края передника и платка наносят ленту мелкого цветочного узора, который часто подчеркивают двойной белой или красной линией. Рукава кофты также расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками.

Техника росписи:

На ошкуренную поверхность сразу наносят роспись гуашевыми красками. Выжигание контуров. В современной загорской матрешке все нарисованное обводят черной краской по контуру и лакируют, отчего матрешка приобретает блеск и яркость красок.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ

ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ МАТРЕШЕК

ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младшим школьникам доставляет удовольствие делать игрушки своими руками. И хотя создание поделок часто сопряжено с техническими сложностями выполнения, в преодолении трудностей ребята получают эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей.

На первый взгляд, вырезывание и раскрашивание готовых форм не развивает в детях творчество. Но при более внимательном взгляде на работу данного рода можно увидеть, что в процессе изготовления бумажных игрушек у детей вырабатываются навыки владения ножницами, они овладевают техническими умениями, учатся решать творческие задачи.

Иногда приходится слышать, что не следует учить детей способам изобразительной деятельности, это якобы лишает ее эмоциональности, «засушивает» творчество, и дети сами найдут способы передачи своих впечатлений. Исследование продуктивной творческой деятельности (Т. С, Комарова) и изучение игры (Н. Я. Михайленко) убедительно свидетельствуют о том, что, только овладев способами деятельности, ребенок чувствует себя свободным и независимым в своих творческих проявлениях. Это утверждают психологи и педагоги, доказавшие, что ребенок развивается путем присвоения общественно-исторического опыта человечества, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого, последовательно и систематически передающего ему способы той или иной  (в данном случае элементарной изобразительной) деятельности.

        Бумажные матрешки несут в себе положительный заряд эмоций. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для любой деятельности, тем более художественной, вызывающей эстетические чувства, чувства удовольствия, радости от успешной работы.                Как одно из условий развития детского творчества Т. С. Комарова рассматривает разработку интегрированных занятий, построенных на взаимодействии различных видов искусства и деятельности (Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.).

        Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах  А. П. Усова. Она утверждала, что использование народного искусства в начальной школе  никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Анализируя особенности восприятия произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечала, что детям младшего школьного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу в формировании художественного вкуса детей, в руководстве их изобразительным творчеством.

        В процессе работы над бумажными игрушками-матрешками представляется возможным решать следующие педагогические задачи:

  1. Знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрешек; обогащать представления  о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения и др.).
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
  3. Учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции); обращать внимание на сочетание цветов фона и элементов, сходство и различие отдельных элементов узора, композиции.
  4. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические  и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, ассиметричные).
  5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  6. Воспитывать усидчивость и аккуратность.
  7. Развивать ручную моторику.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

ВАРИАНТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И УКРАШЕНИЯ  МАТРЕШЕК

  1. Матрешки-вырезашки

  1. Украшение картонного шаблона матрешки тканью

  1. Изготовление подвесок

  1. Раскрашивание матрешек красками

  1. Нетрадиционные способы раскрашивания матрешек:
  1. пальчиковая живопись (рисование и примакивание подушечкой пальчика);
  2. отпечатки тычков из поролона, ватных гигиенических палочек;
  3. отпечатки картофельных матриц;
  4. отпечатки различных пробок, трубочек;
  5. рисование ниточкой, веревочкой.

  1. Техника раскрашивания изделия пластилином

  1. Матрешки-колпачки

  1. Объемная открытка

  1. Подвижная игрушка «Матрешки на качелях»

  1. Открытка с матрешкой со сменными платьями
  2. Игрушка «Матрешки-топотушки»

 ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»

     (вариант игры, разработанной З. Богуславской)

Игра проводится с небольшой группой детей

Задачи

  1. развивать зрительную память, мышление, пространственное воображение, восприятие величины;
  2. развивать творческую инициативу в самостоятельных играх, обучать ролевой игре.

Игровой материал

  1. два комплекта пятиместных матрешек;
  2. два комплекта разных по величине кружков (тарелочек для матрешек);

 

                                                 

        

        

домики для матрешек, изготовленные из листа бумаги, сложенного пополам (см. схему складывания);

                        

        

                                

        Прорезать                                        Согнуть

  1. Ростомеры (их можно изготовить из обычных полосок бумаги, с одного конца которых приклеена или нарисована цветная метка, чтобы к ней можно было прикладывать матрешек и карандашом отмечать их рост).

Правила игры

       Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых   действий.

      Участники игры должны внимательно слушать ведущего и выполнять действия, которые он им предлагает выполнить.

       

      Описание игры и приемы ее проведения

      По приглашению педагога дети садятся за стол, на котором стоит матрешка.

     - К нам в гости пришли матрешки. Только куда же они спрятались? Здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку.) У нее внутри что-то есть. Посмотрим, что там.  (Разбирает матрешек.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.)

Давайте познакомимся с ними!

      Взрослый называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я – Матреша, я – Параша, я – Даша, я – Маша».

Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет взрослый). Игра начинается.

      Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом, и по очереди, начиная с самой маленькой,  дети с помощью взрослого измеряют рост матрешек. Педагог спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая – самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Взрослый раскладывает набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек. И дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются

(«Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей взрослый убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, - говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Взрослый предлагает детям позвать матрешку по имени (если они помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе ведущего дети показывают, в каком месте не хватает пары.

Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

     Педагог раскладывает на столе бумажные домики для матрешек разной величины. По просьбе взрослого каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются. Прощаются и уходят в домики.

    Советы ведущему          

   В этой игре очень важно вовлечь детей в воображаемую ситуацию. Многое зависит от выразительности речи и действий ведущего. Ваше поведение служит для детей образцом и примером. Постарайтесь предоставить детям больше свободы, не торопитесь говорить за них то, что они могут сказать сами. Если кто-то из детей допускает ошибку, поправьте его вместе с другими детьми. А можно (используя ошибки детей) менять сюжет (например, матрешка встала не на свое место или захотела поесть не из своей тарелки). Уместны шутки, веселый смех, который не позволяет превратить игру в формальные упражнения на различение величины.

                Конспект урока рисования

                Тема «Русский сувенир»

Задачи

1. Формирование знаний в области изобразительного искусства:

    - дать представление о традиционных русских  промыслах и сувенирных игрушках-матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Похловского Майдана, загорские матрешки);

     -обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России, обратить внимание на их форму; учить находить сходство и различие между ними;

    - познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

2.Формирование умений и навыков:

    - учить детей создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.).

3.Формирование творческой активности детей:

    -развивать стремление детей быть оригинальным в создании цветового образа матрешки;

    -побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного;

   - обратить внимание на выразительные свойства контрастных цветов (контраст теплых и холодных цветов, контраст светлых и темных красок).

4.Формирование эмоционального отношения  к жизни:

    - дать представление о матрешке как символе изобилия и плодородия матушки-земли (одна матрешка, спрятанная в другую, отражает идею рождения);

    - учить детей через цветовые предпочтения выражать свое отношение к идее плодородия и изобилия русской земли (яркие, сочные краски; контрастное цветовое решение, изобилие цветов и фруктов и т. п.).

      Материалы. Бумажные шаблоны разных по высоте матрешек, цветные фломастеры или гуашь.

      Оборудование. Магнитофон, аудиозапись «Русские наигрыши».

      Наглядные пособия. Таблицы «Матрешки», детские рисунки, сделанные в прошлые годы, матрешки.

                Ход занятия

      После приветствия педагог начинает рассказывать детям сказку, активизирующую их внимание на восприятие темы занятия.

    «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз – решил отправиться Художник в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Но прежде чем отправиться в далекие страны, решил он взять с собой сувенир – красивый предмет, подарок, который бы олицетворял собой образ его страны – России. Долго искал Художник такой сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку:

                Ростом разные игрушки,

                Но похожи друг на дружку,

                Все они сидят в дружке,

                А всего одна игрушка».

     Педагог предлагает детям догадаться, о какой игрушке идет речь. После того как дети отгадали загадку, показывает ребятам матрешку.

     С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия, поэтому не случайно для ее украшения использовали растительные орнаменты и мотивы и сочные, яркие краски.

     Матрешка была своеобразным оберегом семьи – хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек), поэтому ее дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей.

      Педагог спрашивает у воспитанников, почему именно русскую матрешку взял Художник в свое заграничное путешествие. Помогает детям провести аналогии между словами  матрешка – мать – родительница – род – родина – Россия.            

      Затем учитель вместе с детьми рассматривает наглядное пособие «Матрешки», обращая внимание на стилевые особенности разных росписей.

      Семеновские матрешки нарядные, в их убранстве много золота, желтого, зеленого, красного цветов, матрешки отражают идею изобилия и богатства.

     Полхов-майданские матрешки нарядны по-своему, их отличает черная обводка изображений, украшение матрешек напоминает о цветущем саде, плодородии и красоте земли.

     Загорские матрешки степенные, в их украшениях доминируют краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми красками.

    Далее педагог показывает приемы украшения бумажного шаблона матрешки, обращает внимание на подготовительный рисунок головы с надетым платком, рисунок рук, сарафана и т.п. Дети выбирают разные по цвету картонные шаблоны и приступают к росписи. Педагог нацеливает юных художников на то, чтобы через украшение матрешки ими была передана идея изобилия и богатства земли российской.

     По окончании работы матрешки выставляют на специальных стендах. Звучат «Русские наигрыши», словно мы попали на ярмарку. Веселая музыка, веселые нарядные матрешки. Какую матрешку Художник выберет в качестве сувенира? Дети высказывают свои предпочтения, характеризуя выразительные качества матрешек (эта матрешка самая нарядная; эта самая красивая; эта самая веселая; эта самая яркая; эта похожа на полхов-майданские матрешки, эта на семеновские и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"

Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПОДЕЛКИ «РОЗА»

Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками красивые цветы так, чтобы и процесс и результат приносили радость ...

План-конспект занятия "Технология изготовления цветка из нетрадиционного материала"

В представленном материале содержится развернутый конспект занятия для детей 10-14 лет. Занятие проходит в форме мастер-класса....

Конспект занятия по изготовлению изделия из соленого теста "Чудо - ягода брусника!"

Данное занятие разработано для учащихся младшего школьного возраста, а также для воспитанников старших групп ДОУ. На нем дети знакомятся с флорой родного края, его разнообразием. В ходе занятия р...

Конспект занятия по изготовлению изделия о мотивам жостовского промысла

Конспект занятия вляется вторым приложением к практическим рекомендация по развитию творческих способностей детей....

Конспект занятия по изготовлению панно

На занятии Студии "Посиделки"  учащиеся выполняли панно в технике сухого валяния по тканной основе....