Конспект урока Тема: «Путешествие по Золотому кольцу России»
план-конспект урока по природоведению по теме
Предварительный просмотр:
Дата: 19.03.15. Учитель: Бисимбаева.Г.У.
Школа: Бородиновская МОУ СОШ Студент: Епанова Дарья
Класс: 3 Группа:45
Кабинет:№2
Тема: «Путешествие по Золотому кольцу России»
Цели деятельности учителя:
- познакомить с Древними городами, которые образуют Золотое кольцо России;
- развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать, расширять кругозор учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
Предметные: создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России; чащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России; приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Метапредметные: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока;
Оборудование для учителя: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.
Оборудование для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе- траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя | 12.30. 12.31 | - А сейчас проверь, дружок, | Приветствовать; Настраиваться на урок; | Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; |
2. | Актуализация знаний | 12.31. 12.35 | - Ребята, какой большой раздел мы с вами изучили в течение нескольких уроков? (Экономика). - Что такое экономика? Для чего она нужна? Какие отрасли промышленности входят в экономику? - Что завершением изучения этого раздела? (Проект). - Что такое проект? Как мы его с вами выполняли? | Обобщать знания по пройденному разделу; | |
3. | Постановка учебных задач Словесн.: ответы на вопросы; Словесн.: отгадывание загадки; | 12.35. 12.38. | - Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах “Золотого кольца России”. Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. (Слайд№1). - Посмотрите, кто нас ждёт? Что за чудо – синий дом! И питается бензином! (Автобус) (Слайд 2) - Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир “Золотое кольцо”. | Слушать; Отвечать на вопросы; Отгадывать загадку; | К: строить речевые высказывания; К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
4. | Решение частных задач Наглядн.: работа по карте; Практич.: работа в тетради; | 12.38. 12.40. | - Рассмотрите карту “Золотое кольцо России” (Слайд 3) - Назовите города, которые образуют Золотое кольцо. (Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир) - Покажите на карте эти города. А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города. | Работать по карте; Находить города; Работать в тетради; | Р: определять цель деятельности |
Практич.: работа по карте; Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: ролевая игра. Практич.: запись в рабочей теради; Наглядн.: работа со слайдом Практич.: запись в рабочей теради | 12.40. 12.43. 12.43. 12.45. | В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. - Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования.) (Слайд 4) - Покажите на карте столицу нашей Родины. - Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов, ими будут Альбина и Куаныш. Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 5) Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути! - В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева-Посада. Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский. (Слайд 6) - Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути! - Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города. (Спасо-Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.) | Рассматривать карту; Определять маршрут; Отвечать на вопросы; Путешествовать по городам; Принимать роль экскурсовода; Слушать историю городов; Вписывать название монастыря в рабочей тетради; Рассматривать слайд; Слушать; Узнавать информацию из истории города; | П: осуществляют необходимы поиск информации. П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; К: умение слушать и вступать диалог; К: участвовать с коллективном обсуждении; Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; | |
Наглядн: иллюстрации на слайде; Практич.: запись в рабочей тетради Наглядн.: работа по слайду Практич.: рассказ о городе Наглядн: рассматривать слайд; Практич.: работа в рабочей тетради; Словесн.: информация о городе; Практич.: рассказ о городе; Практич.: запись в тетради; Практич.: рассказ о городе; Практич.: запись в тетради; Практич.: рассказ о городе; Практич.: запись в тетради; Практич.: рассказ о городе; Практич.: запись в тетради; Практич.: работа в рабочей тетради; Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: сам-ная работа кроссворд; | 12.45. 12.48. 12.48. 12.51. 12.51. 12.54. 12.54. 12.57. 12.57. 13.00. 13.00. 13.03. 13.03. 13.06. 13.06. 13.12. | Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 7) Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! (Слайд 8, 9, 10) - Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.(Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.) Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка – город Углич. (Слайд 11) Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город. Счастливой дороги! - Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.(Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.) Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. (Слайд 12) Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота. Приезжайте в этот город! - Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.(Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота). Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. (Слайд 13) Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути! - Чем славен этот город? Запишите в таблицу. (Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.) Экскурсовод 7: Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. (Слайд 14) Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. (Показ репродукций И.Левитана.) (Слайд 15) - Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.Музей И.И.Левитана. Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. (Слайд 16) Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути! - Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.(Музей деревянного зодчества.) Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд 17) Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. Удачного завершения путешествия! - Запишите памятники старины в этом городе.(Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор) Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам. - Ну а сейчас ребята, узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47 под № 3. - Вспомните, с именами каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4? Соедини линиями. Кто эти люди? Дети: Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый. - Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: “Золотое кольцо России”. | Рассматривать иллюстрации; Слушать; Воспринимать; Вписывать названия достопримечательностей в рабочую тетрадь; Рассматривать иллюстрации; Слушать; Воспринимать; Записывать в рабочей тетради; Рассматривать иллюстрации; Вписывать в рабочую тетрадь; Слушать информацию; Рассматривать иллюстрацию; Записывать в рабочую тетрадь; Рассказывать информацию; Записывать в тетрадь; Слушать новую информацию; Вписывать в таблицу; Слушать и воспринимать информацию; Записывать в рабочую тетрадь; Работать в тетради; Отвечать на вопросы; Разгадывать кроссворд; | К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. К: участвовать в учебном диалоге; П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; П: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах | |
5. | Подведение итогов. Рефлексия. | 13.12. 13.15. | - Понравилось ли вам путешествовать? - Перечислите города Золотого кольца России.(Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. (Слайд 18, 19) - Почему кольцо? Почему золотое? | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"
Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...
Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».
Вступительное слово учителя. Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...
Презентация: "Путешествие по «Золотому кольцу» России". Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
презентация подготовлена как наглядный и обучающий материал к уроку, посвященному 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...
Интегрированный урок географии и истории. "Путешествие по «Золотому кольцу» России". Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Урок, посвященному 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, его жизни и деятельности...
Урок - путешествие по Золотому кольцу России.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей....
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Презентация.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей. Презентация....
Мероприятие предметной недели по математике "Урок-путешествие по Золотому кольцу России. Задачи на движение"
Разработка предназначена для интегрированного урока математики и географии в 6 классе. Практико-ориентированное задание содержит факт о городе Золотого кольца России. К заданиям есть аргументированное...