Главные вкладки

    открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"
    методическая разработка по географии (9 класс) по теме

    Ясашнова Юлия Александровна

    Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование "Дела о путешественнике". Каждый из участников не только будет представлять материал, подготовленный к уроку, но и почувствуют себя в роли знаменитых Шерлоков Холмсов. Оборудование мероприятия очень насыщенное, что делает его еще более увлекательным: в качестве украшения класса используются принадлежности сыщика (шляпа, очки, лупы, компасы, планшет,бинокль, микроскоп, обрывки карт, старая пресса). На протяжении всего занятия звучит музыка из к/ф "Розовая пантера" - это добавляет еще большей пикантности и интереса учащихся к предмету. Все задания помещены в специальные папки "Дело №...", на каждой страницы которой задания в виде донесений, свидетельских показаний, описаний. Учащимся предлагается собственноручно раскрыть дело о путешественниках, исследуя и изучая папки. Здесь приветствуются любые виды работы: работа с картой, текстом, умение проявлять логическое и географическое мышление, работа с типовыми планами характеристик, проектирование, сбор информации и ее обработка, работа со справочной и дополнительной литературой. мероприятие может использоваться как рефлексия при изучении курса "География Владимирской области"и "Краеведение". Надеюсь, что моя разработка пригодится многим и поможет построить замечательную работу с учащимися на уроках географии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc40.5 КБ
    Office presentation icon zolotoe_kolco.ppt606 КБ
    Microsoft Office document icon samoanaliz_vneklassnogo_meropriyatiya_po_geografii.doc31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок – путешествие по Золотому кольцу России.

    Русь…Россия – слова короткие,

                                                   Но с аккордом созвучных слов

                                                     Напевает, льется потоками

     Светлой музыки вечный зов…

    (Г.Толобков)

    Кто в своей жизни не мечтал попутешествовать, открыть для себя что-то новое, неизведанное. Даже если эти путешествия воображаемые, они все равно интересны. Сердце России – это ее центральная часть. Отсюда начинается история страны. Она имеет ведущее экономическое, политико – географическое и, конечно же, культурное значение в жизни нашего государства. Не зря сюда стекаются туристы из разных стран.

    Наиболее посещаемые, по данным статистики, это города Золотого кольца России. Золотое кольцо России – это один из самых популярных туристских маршрутов, который объединяет древние города Центральной России. все они, соединяясь, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистаем своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

     Маршрут золотого кольца россии охватывает части Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской и ивановской областей.

     Район Золотого кольца славится произведениями народного искусства. В музеях собраны образцы старинных художественных промыслов: резьба по дереву и кости, изделия искусных кружевниц и ювелиров, лаковая миниатюра и живопись.

    Многочисленные православные святыни, монастыри и храмы, расположенные в данном регионе. Привлекают паломников.

     Природа центральной России привлекательна во все времена года. Живописны места с волжскими просторами, тихими речушками, сосновыми борами и березовыми рощами.

      Учитель показывает объекты( иллюстрации архитектурных памятников, фотографии церквей, соборов) на доске : Назовите города Золотого кольца России, в которых расположены эти объекты?

    Изображения памятников архитектуры не помогли вам дать ответ на вопрос. Вы мало путешествуете.

    Предлагаю вам поучаствовать в расследовании «Дела путешественников» раздает папки с делами (папки представляют собой подписанные папки с файлами, в которые вложены все задания – карточки).

    Возьмите карточку №1(см.приложение №1)

    Карточка №1

    «22 июня на железнодорожном вокзале была найдена сумка. В которой находились следующие вещи: записная книжка, ручка, резная деревянная игрушка в виде куклы, билет; судя по цене человек приехал из города, расположенного в 26 км к северу от Владимира. Лабораторный анализ показал наличие впитавшихся в кожу сумки частичек чернозема, следовательно человек побывал в городе с хорошо развитым огородничеством.

     Кроме всего прочего. В сумке былы найдена игральная фишка с нацарапанным на ней номером телефона и ключи с брелком в виде огурца…»

    Вопрос: В каком городе был владелец сумки?(В Суздале)

    - У вас есть время для обдумывания. У кого какие предложения?(ребята думают, звучит музыка из кинофильма «Розовая пантера»)

    Обозначьте этот город на карте(см.приложение №2)

    Получить более полное представление об этом городе нам поможет видеоролик о Суздале.

    (смотрят ролик о Суздале)

    Продолжим наше расследование по определению владельца сумки.

    Берем карточку № 2(см.приложение №3)

    Карточка №2

    « оператор АТС сообщает. Что по присланной игральной фишке был определен код города 339 и владелец номера – Петр Иванов.

    Из разговора с Петей стало ясно, что знакомство их было не случайным. Это была встреча однокурсников в его родном городе Ивановской области. Они встретились в музее Левитана, прошли по живописной набережной Волги, приобрели все необходимое снаряжение для водного туризма и отправились по маршруту…»

     

    Вопрос: В каком городе происходили выше описанные события?(Плес)

                    Обозначим его на нашей карте.

                   Учитель дает краткое описание города.

    Владельца сумки нам пока не удалось найти. Продолжаем расследование.( см. приложение 4)

    Карточка №3

    Из рассказа Пети Иванова: «Долго мы плыли на небольшом речном судне по матушке – реке. Вышли из Плеса, в начале побывали на «родине Снегурочки», сделали остановку в городе – «жемчужине» Золотого кольца, где находится свыше 100 памятников архитектуры XVII века, где жил и работал великий поэт Н.А. Некрасов. Далее мы вошли в крупнейшее водохранилище Центральной России. завершили путешествие в месте, «где Волга угол делает»…

    Учащиеся получают карту-схему движения по маршруту от Плеса до Углича.

    Вопрос: проследуйте вместе с путешественниками, обозначьте их маршрут на карте, угадайте зашифрованные города.

    Затем учащиеся выходят к доске и делают то же самое.

    - С какого города они начали путешествие?( Плес)

    - Какой город был первым на их пути?(Кострома)

    - Какой город был вторым?(Ярославль)

    - Какой был последним?(Углич)

    После проделанной работы учащиеся рассказывают сообщения об этих городах, показывают видеопрезентации, подготовленные дома.

    Карточка № 4

    На вопрос, чья же сумка. Петя Иванов ответил, что с ними в компании путешествовали 2 девушки: Оля из Сергиева Посада – «кукольного царства» и Светлана из Переславля Залесского – «рыбной слободы».

    Вопрос: Кто хозяин сумки? (Оля, т.к. в сумке была деревянная куколка – визитная карточка Сергиева Посада)

    Учащимся демонстрируется видеоролик об этих городах.

    Оля – студентка академии туризма, изучает историю становления городов Золотого кольца России.

    Часть дипломной работы Оли – геральдика городов, установите соответствие город-герб, используя карточку № 5( см.приложение 6)

    Есть среди вас такие, кто не сделал ошибок?

    Студенты Академии туризма путешествовали по городам, так называемого, Большого Золотого кольца России. мы могли бы предложить им путешествие по городам Малого кольца.

    Где расположены города Малого кольца?( Владимирская область)

    Задание: зашифруйте по плану город, в который вы хотели бы пригласить группу ребят или побывать сами.(см.приложение7)

    Заключение.

    Дело успешно расследовано, сумка возвращена владельцу. Я благодарю всех участников занятия и желаю, чтобы ваши путешествия были не только воображаемыми, но и реальными.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    История древних русских городов Золотое кольцо России

    Слайд 2

    Около 30 лет назад несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России".

    Слайд 3

    Александров

    Слайд 4

    Александров На полпути от Троице-Сергиевой Лавры к Переславлю-Залесскому издавна существовало поселение, называвшееся Великой, или Старой Слободой. В начале XVI века недалеко от Великой Слободы выросло большое село, названное Новой, или Александровской Слободой.

    Слайд 5

    Владимир Успенский собор Дмитровский собор

    Слайд 6

    Владимир В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада — глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя —Владимир.

    Слайд 7

    Владимир Наследник Мономаха - князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, их богатейшие природные ресурсы, князь Юрий Долгорукий развернул строительство новых крепостей в Суздальской земле. Им были основаны города: Москва, Переславль-Залесский, Кидекша, Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород. Во Владимире князь отстроил новый княжеский двор с церковью во имя своего небесного покровителя Георгия (1157 г.).

    Слайд 8

    Гусь-Хрустальный

    Слайд 9

    Гусь-Хрустальный Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины ХVIII века. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал «во Володимирском уезде Московской губернии» хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры не только владимирской земли, но и России.

    Слайд 10

    Иваново

    Слайд 11

    Иваново В 1971 г. город Иваново отметил свой столетний юбилей. Но село Иваново известно довольно давно. Первое письменное упоминание о нем относится к 1561 г. Уже в XVII веке здесь появляются текстильные мануфактуры. Полотняные и набивные ткани пользовались большим спросом и в России, и за границей. В XVIII веке в Иванове возникает хлопчатобумажное и ситценабивное производство. Ивановские ситцы известны во всем мире.

    Слайд 12

    Калязин

    Слайд 13

    Калязин Калязин – один из старинных городов Тверской земли, выросших на Волге. Первое известное поселение, упомянутое в одной из русских летописей на месте современного г.Калязина, называлось «Никола на Жабне». Располагалось поселение в устье реки Жабни. Его появление относится еще к концу XII столетия.

    Слайд 14

    Кострома

    Слайд 15

    Кострома Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар. Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

    Слайд 16

    Переславль-Залесский

    Слайд 17

    Переславль-Залесский У Плещеева озера, в ста километрах от Москвы раскинулся Переславль-Залесский. Издавна селились люди вокруг озера, плескавшего волны даже при небольшом ветре. Здесь в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал новый город.

    Слайд 18

    Плес

    Слайд 19

    Плёс Плёс был основан в 1410 году князем Василием I-м как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам. Однако сама история города началась задолго до этого времени. Народное предание гласит, что вначале на этом месте был древний город Чувиль.

    Слайд 20

    Ростов Великий

    Слайд 21

    Ростов Великий Ростов Великий - один из древнейших русских городов- известен с 862 года. Основанный славянами на землях финно-угорского племени мери город в период образования раннефеодального древнерусского государства был одним из опорных пунктов славянской колонизации, феодализации и христианизации северо-восточных окраин Киевской Руси.

    Слайд 22

    Рыбинск

    Слайд 23

    Рыбинск Рыбинск - знаменитый город Золотого кольца, бывшая «столица бурлачества», до сих пор сохранивший свой старинный купеческий колорит. Попадая сюда, словно переносишься в атмосферу полотен передвижников, с их любовью к русским пейзажам и типажам. Рыбинск находится в 366 км от Москвы и в 79 км от областного центра - Ярославля.

    Слайд 24

    Сергиев Посад

    Слайд 25

    Сергиев Посад Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. - в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу наконец было возвращено историческое название.

    Слайд 26

    Сергиев Посад Начало городу положил Троицкий монастырь. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

    Слайд 27

    Суздаль

    Слайд 28

    Суздаль Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры. В XI веке Суздаль - крупный город на северо-востоке могущественной Киевской державы, в середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром.

    Слайд 29

    Углич

    Слайд 30

    Углич Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу «ради сбора дани». Археологические раскопки подтвердили, что эти места обжиты людьми много тысяч лет назад. Древнейшая стоянка первобытного человека близ села Золоторучье относится к периоду палеолита.

    Слайд 31

    Юрьев-Польский

    Слайд 32

    Юрьев-Польский До Юрьева-Польского от Владимира 68 км по шоссе. На 12-м км шоссе проходит близ села Сновицы. Здесь, на берегах реки Содышки, стоял Сновицкий монастырь, основанный в XV в. От его построек до нас дошло лишь здание Благовещенской церкви. Миновав старинные села Новоалександрово, Олихово, Кутуково, Старый Двор, Обращиху, Гартышево, шоссе подходит к Юрьеву-Польскому.

    Слайд 33

    Ярославль

    Слайд 34

    Ярославль Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя.

    Слайд 35

    Интернет-ресурсы http://www.zolotoe-koltso.ru/ http://www.zolotoe-kolco.ru/ http://www.trip-guide.ru/zk.htm Автор презентации В.В. Егорова Вы скачали презентацию на сайте – viki.rdf.ru



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ внеклассного мероприятия по географии

    Тема: «Путешествие по Золотому кольцу России».

    Тип :урок –путешествие.

    Ранее в курсе «География России. Население и хозяйство» (9 кл.) упоминались города золотого кольца в теме «Центральная Россия». Так как в курсе «География России. Природа» (8 кл.) эта тема не изучается, поэтому я и решила привлечь учащихся 8 класса.

    В мероприятии участвовали учащиеся 8 - 9 классов. Классы были разделены на 3 команды. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению знаниями по географии, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию и формированию географического стиля мышления, а также высокая мотивация, которая стимулировалась внеурочной формой работы.

    Цели урока:

    -образовательная:

       расширение кругозора учащихся, закрепление знаний по теме «Центральная Россия»;

    -развивающая:

      развитие географического стиля мышления, умения работать с различными видами источников географической информации (карты, текст. Иллюстрации, видеоматериал);

    -воспитательная:

      воспитание ценностного отношения к природе, родному краю.

    Выбранные мною методы и формы соответствуют задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

    Были использованы:

    -словесный метод: беседа с учащимися;

    -объяснительно – иллюстративный : наглядный материал;

    -частично – поисковый: творческие задания.

    Были использованы нестандартные формы представления информации (расследования, творческое задание, видеоролики, презентации учащихся)

    Контроль усвоения знаний и умений осуществлялся в ходе выполнения заданий на карточках. Ребята работали в группах, задания были в игровой форме и логически сменяли друг друга.

    Для диагностики уровня логического мышления и способностей, коммуникативных качеств учащихся использовался метод анализа ситуаций.

    На уроке использовались 4 вида активности :физическая, социальная (обмен мнениями), познавательная, творческая.

    Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач заявленной темы.

    Такая нетрадиционная форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности по географии, обеспечивает работу всех учащихся, позволяет раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

    Цели занятия достигнуты, время распределено рационально.

                                                                                  Учитель географии: Ясашнова Ю.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"

    Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"...

    Открытый урок 9 кл Золотое кольцо России

    Урок предусматривает проведение практической работы...

    Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».

    Вступительное слово учителя.   Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...

    Презентация к открытому внеклассному мероприятию по изобразительному искусству "Путешествие по Золотому кольцу России".

    Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству  для учащихся 8 классов по теме «Архитектура».«Путешествие по Золотому кольцу России»....

    Открытый воспитательный час «Золотое кольцо России»

    Воспитателбный час цели которого: познакомить учащихся с культурным и архитектурным наследием нашей Родины,  историческими памятниками "Золотого кольца", воспитывать чувство гордости за свою Роди...

    План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

    Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...

    Открытое занятие «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России»

    Это занятие  заключительная часть  одноименного проекта. Ребята защитили свои проекты, рассказали про города Золотого Кольца России. Посмотрели презентацию про предварительную работу по созд...


     

    Комментарии

    Вагу Мария Викторовна

    Юлия Александровна, очень интересный урок. Только исправьте, пожалуйста, в тексте "золотое кольцо россии" (все слова написаны с маленькой буквы).
    С уважением Мария Викторовна