Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"
материал по теме

Петрова Светлана Алексеевна

Конспект открытого занятия в рамках проекта "Золотое кольцо России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида №20

   Золотое кольцо России

            Занятие-путешествие

(семинар для директоров коррекционных школ городского подчинения

«Система работы по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности у младших школьников с детским церебральным параличом)

                                                Подготовила: учитель начальных классов

        Парамонова С. А.

                                         

  Москва 2010

Цель: познакомить с городом Сергиев-Посадом, его особенностями и достопримечательностями.

Задачи: актуализировать знания о других городах, входящих в Золотое

              кольцо;

              дать представление о городе Сергиев-Посаде как о родине      

                русской матрешки;

                познакомить с историей появления матрешки;

              дать представление о матрешке как символе изобилия и плодородия

              матушки-земли;

              учить детей создавать свой образ матрешки, используя

                декоративные элементы;

              развивать мышление, творческое воображение;

                в ходе практической работы развивать мелкую моторику рук;

              воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Материалы: бумажные шаблоны матрешки, гуашь, ватные палочки

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Русские наигрыши»

 Наглядные пособия: гербы, фотографии городов Золотого кольца.

План занятия:

  1. Оргмомент

  1. Актуализация знаний

  1. Изучение нового материала

  1. Практическая работа

  1. Подведение итогов

Ход занятия

  1. ОРГМОМЕНТ

- Мы с вами уже целый год работаем над проектом. Как называется наш проект? (Золотое кольцо России).

- Мы с вами в течение года путешествовали по города Золотого кольца. Сегодня мы вновь отправимся в это путешествие. Но сначала я расскажу вам сказку.

Педагог начинает рассказывать детям сказку, активизирующую их внимание на восприятие темы занятия.

« В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз – решил отправиться Художник в далекую страну – Россию, мир посмотреть да себя показать. Слышал Художник, что богата земля Русская прекраснейшими древними городами, которые имеют особую историю. Они объединены условным названием – «Золотое кольцо».

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Ребята, мы с вами уже были в этих городах. Мы смотрели фильмы, фотографии, читали книги о них.  Давайте поделимся с Художником теми знаниями, которые мы получили.

- Сначала вспомним, какие города относят к Золотому кольцу? (Владимир, Иваново, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Сергиев-Посад).

- А что значит «Золотое кольцо»? (Если объехать разом все города, то получится нечто похожее на круг).

- А сейчас, дорогие гости мы приглашаем Вас в путешествие по Золотому кольцу России.

- Ребята, а какое же путешествие без карты? Сейчас мы с вами возьмем карту и будем на ней отмечать наш маршрут.

- В путешествие мы отправляемся из города Москвы.

- Итак, первый город, в который мы отправимся, - это ВЛАДИМИР.

- Кто изображен на гербе города Владимира? (Лев).

- Найдите у себя герб города Владимира. Мы наклеем его на карту.

- Чем знаменит город Владимир? (Владимир издавна славился иконописным промыслом. Раньше изготовлением икон занимались целыми семьями, передавая мастерство из поколения в поколение).

- Найдите у себя изображение иконы. Приклеим его рядом с гербом

города.

- Следующий город, который встретится на нашем пути - ИВАНОВО.

- Найдите герб Иванова. Герб Иванова мы наклеим на карту.

- Чем славится город Иваново? (Ткань. Ивановский ситец.)

- Найдите у себя изображение, которое подходит для города Иванова. Приклеим изображение рядом с гербом города.

- Следующий город – КОСТРОМА. Найдите герб города Костромы и приклейте его на карту.

- Чем знаменита Кострома? ( Это ювелирная столица России). Современные мастера изготавливают  из золота, серебра и других цветных металлов женские украшения, различного типа посуду: кувшины, вазочки, декоративные тарелки, кубки и другое).

- Найдите у себя изображение. Приклейте на карту.

- На гербе следующего города изображен всем вам известный дикий зверь – медведь. Кто догадался о каком городе идет речь? (Ярославль)

- Найдите у себя герб города Ярославля и приклейте его на карту.

- Кто помнит, чем славится Ярославль? (Валенки. Фабрика валяной обуви.)

- Найдите картинку с изображением валенков и приклейте его рядом с гербом города.

Следующий город – РОСТОВ ВЕЛИКИЙ. Кто изображен на гербе этого города? (Олень).

- Найдите герб этого города. Приклейте его.

- Чем знаменит этот город? ( Ростовская финифть – роспись специальными красками по металлу, покрытому эмалью. В процессе росписи металлическую пластинку обжигают несколько раз. Современные мастера фабрики «Ростовская финифть» изготавливают огромное количество изделий: броши, серьги, кулоны, браслеты, шкатулки и другие сувениры).

ФИЗМИНУТКА

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МЕТЕРИАЛА

- А сейчас мы отправимся в город, в котором мы еще не были – город СЕРГИЕВ-ПОСАД. Это красивый, древний город, расположенный недалеко от Москвы. Кто что знает об этом городе?

- В этом городе находится известный на весь мир исторический музей – Троице-Сергиева лавра. Ее основал Сергий Радонежский. Его именем и назван город. На гербе этого города изображена Троице-Сергиева лавра. Найдем его и приклеим на карту. А еще Сергиев-Посад – это родина русской игрушки.

                Ростом разные игрушки,

                Но похожи друг на дружку,

                Все они сидят друг в дружке,

                А всего одна игрушка.

        - Ребята, догадайтесь, о какой игрушке идет речь? ( О матрешке ).

- С давних времен матрешка на Руси считалась символом  плодородия, богатства и изобилия. Матрешка была своеобразным оберегом семьи – хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек).

        - Из чего делают матрешку? (Из дерева).

        - С какой матрешки начинает свою работу мастер? ( С самой маленькой, лишь потом их размер становится все больше и больше).

        - Впервые матрешку начали изготавливать в городе Сергиев-Посаде.

- Диана вместе со своими родителями нашла в интернете замечательное стихотворение о матрешке. Послушайте:

                        Сто лет назад известный мастер

                        Игрушку чудную создал.

                        Игрушка – кукла расписная,

                        А как назвать ее не знал.

                        Красивая игрушка,

                        Как русская девчушка.

                        И мастер ту игрушку

                        Матрешкою назвал.

                        С тех пор живет Матрешка,

                        Как русский сувенир.

                        Шагает по планете,

                        И радуется мир.

- Найдите у себя изображение матрешки. Приклеим его на карту.

Педагог вывешивает карту на доску.

Сейчас с вами сделаем матрешку из бумаги  – красивый сувенир, прекрасный подарок. Мы подарим его нашему художнику.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Педагог показывает приемы украшения бумажного шаблона матрешки, обращает внимание на рисунок головы, платок, сарафан.

Детям раздаются картонные шаблоны и они приступают к росписи.

По окончании работы матрешка выставляется на стенде.

Звучат «Русские наигрыши», словно мы попали на ярмарку.

        - Как вы думаете Художник выберет нашу матрешку в качестве сувенира (подарка)? Дети высказывают свои предположения, рассказывают стихи. Давайте расскажем Художнику еще и стихотворения.

                        

                        Ой, да мы матрешки, мы матрешки,

                        Хоть и неуклюжие немножко,

                        Но на празднике на нашем

                        Обязательно попляшем.

                        Ой, да все мы, все мы круглолицы,

                        Очень знаменитые сестрицы.

                        Мы умеем раскрываться,

                        Друг из друга выниматься.

                        Ой, да мы матрешки, мы матрешки,

                        Нам,  друзья, похлопайте в ладошки,

                        Чтобы лучше нам плясалось,

                        Чтобы скуки не осталось.

                        

- Наша матрешка получилась самая нарядная, самая красивая, самая веселая, самая яркая. Для Художника это будет самый лучший подарок. Матрешка ему будет напоминать о прекрасном городе Сергиев-Посаде, о путешествии по Золотому кольцу, о России.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Ребята, посмотрите, а какой город у нас остался не исследованным? (Москва). Мы начали путешествие из Москвы и закончили его в городе Москве. А ведь Москва – это город, который тоже входит в Золотое кольцо. Это самый крупный город из всех городов. Это самый крупный город нашей страны, это столица России. Это один из красивейших и старинных городов. В Москве много памятников и музеев. Наша работа над проектом на заканчивается. Впереди у нас защита нашего проекта на фестивале проектов.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Надеюсь и гостям оно тоже понравилось. Благодарим всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"

Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: «Винтажные часы из виниловой пластинки».

Цель занятия: Через выполнение поставленной задачи (выполнение винтажных часов), понять основной принцип композиции....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: «Типы силуэтов одежды»

Цель занятия:Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Типы силуэтов одежды» и дальнейшего использования при создании эскизов моделей одежды...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: "Схема построения человека".

Основная цель занятия: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Схема построения человека» и дальнейшего использования при создании эскизов мо...

Открытый урок 9 кл Золотое кольцо России

Урок предусматривает проведение практической работы...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора»

Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе проектной деятельности через изучение темы «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора» и дальнейшего использования при создани...

Конспект открытого занятия Час психологического общения "Тайна имени" в рамках проведения Дня науки и творчества.

Конспект классного часа для учащихся 7-х классов по теме «Тайна имени». Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям, классным руководителям общеобразовательных школ. Учащиеся узнают и...