Индивидуализация тренировочного процесса на базе использования компьютерных технологий
статья по теме

Известно, что группа спортсменов одного уровня подготовленности, выполняя одинаковые физические нагрузки, получит различные тренировочные эффекты. Следовательно, прирост соревновательных результатов у этих спортсменов так же будет различным. У одних он может улучшаться в результате использования такого рода нагрузки, а у других не изменяться либо даже ухудшаться. В связи с этим необходимо каждому спортсмену планировать тренировочные нагрузки с учетом его индивидуальных особенностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация тренировочного процесса на базе использования компьютерных технологий

Зухова Ирина Сергеевна

МКОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ»

Тренер-преподаватель

Известно, что группа спортсменов одного уровня подготовленности, выполняя одинаковые физические нагрузки, получит различные тренировочные эффекты. Следовательно, прирост соревновательных результатов у этих спортсменов так же будет различным. У одних он может улучшаться в результате использования такого рода нагрузки, а у других не изменяться либо даже ухудшаться. В связи с этим необходимо каждому спортсмену планировать тренировочные нагрузки с учетом его индивидуальных особенностей. Например, два спортсмена в беге на 100 м показывают одинаковый результат 11,5 сек.. При этом один спортсмен в беге по дистанции делает 55 беговых шагов, что соответствует средней длине шага на дистанции 182 см и средней частоте шагов 4,78 шаг/сек, а другой 47 шагов, что соответствует средней длине шага 214 см и средней частоте шагов 4,09 шаг/сек соответственно. Очевидно, что для дальнейшего улучшения соревновательного результата этим спортсменам необходимо использовать разные тренировочные нагрузки. Так первому спортсмену в тренировочном процессе необходимо использовать средства, направленные на увеличение длины бегового шага, так как частота у него находится на высоком уровне, а второму спортсмену необходимо использовать средства, направленные на повышение частоты беговых шагов, так как у него она недостаточна. Уже этот простой пример свидетельствует о том, что имея в распоряжении данные лишь об уровне квалификации спортсмена нельзя спланировать подготовку, которая обеспечит дальнейшее улучшение соревновательного результата. Что бы осуществлять планирование подготовки необходимо выяснить за счет чего спортсмен показывает свои результаты.

Данные о средней длине и частоте беговых шагов можно получить, не имея специального оборудования путем подсчета количества шагов на дистанции и фиксирования времени ее пробегания, что позволит выявить сильные и слабые стороны подготовки спортсмена, а так же за счет чего ему можно улучшить результат в последующем. Однако это выявление сильных сторон является очень приблизительным. Например, спортсмен, делая 47 шагов на дистанции 100 м, имеет, среднюю частоту шагов 4,09 шаг/сек, что является очень низким показателем для спринтерского бега, однако это не всегда однозначно свидетельствует о том, что необходимо целенаправленно работать над повышением данного показателя. Средняя частота шагов может быть низкой на дистанции 100 м, при этом на 60 м отрезке она может находиться на достаточно высоком уровне, а в последующем начать снижаться вследствие недостаточного развития скоростной выносливости.

Для развития скорости бега традиционно используется такое средство подготовки как бег с ходу на дистанции от 10 до 30 м, так как оно является очень эффективным. Количество повторений выполнения упражнений может сильно варьироваться у различных спортсменов. Количество повторений выполнения упражнений обычно не задается перед выполнением задания, а выбирается в процессе тренировки по динамике показанных результатов. В случае ухудшения показываемых результатов выполнение упражнения заканчивается. При беге с ходу, не имея специального оборудования, результат фиксируется секундомером. Кнопка пуска секундомера нажимается в момент пересечения спортсменом первой контрольной линии, а кнопка стоп после пересечения линии финиша. Совершенно очевидно, что при таком способе фиксации результата большое значение имеет человеческий фактор, что не позволяет вовремя прекращать выполнение упражнений. В связи с этим в настоящее время используют системы электронного хронометража. При пересечении первой контрольной линии эти системы автоматически запускают секундомер, а при пересечении линии финиша автоматически выключают его. Таким образом, эти системы позволяют фиксировать минимальные улучшения скорости пробегания дистанции, с точностью до 0,01 сек, а так же определять момент прекращения выполнения упражнения. Кроме того спортсмен может сравнивать свои ощущения после преодоления дистанции с показанным временем, и найти оптимальный режим бега. К сожалению, использование подобного рода систем зачастую ограничивается лишь фиксацией результата на определенном отрезке дистанции.

В настоящее время для нас была разработана система электронного хронометража, которая осуществляет беспроводную передачу данных по средством  Bluetooth  на расстояние до 100 м с возможностью подключения до 20 датчиков. Время преодоления дистанции фиксируется при пересечении проекции используемых датчиков, с отображением результатов на экране монитора ПК в режиме online. Интерфейс программы представлен на рис.1. Программа позволяет выбирать расстояние преодоления дистанции, а также спортсмена, который ее преодолевает. После преодоления дистанции результаты сохраняются в базу данных. Это позволяет отслеживать динамику результатов как на протяжении одной тренировки, так и длительного промежутка времени.

Рис. 1 Панель сохранения и просмотра результатов электронного хронометража.

Отличительной особенностью данной системы электронного хронометража является то, что она позволяет получать информацию не только о времени преодоления дистанции определенной заранее, но также и отслеживать динамику изменения скорости преодоления дистанции. Это позволяет выявлять участок дистанции, на котором происходит снижение скорости. Например, при беге на 100 м можно установить датчики через каждые 10 м, это позволит выявить расстояние, на котором скорость начала снижаться. Если скорость начинает снижаться лишь в самом конце дистанции, то необходимости целенаправленно развивать, скоростную выносливость, если нет, следовательно, необходимо особое внимание уделить развитию максимальной скорости. В тоже время может наблюдаться ситуация, когда у спортсмена не наблюдается снижения скорости даже в конце дистанции, это может свидетельствовать о том, что первая половина дистанции была преодолена не в полную силу. Для выявления такого варианта необходимо сравнивать время преодоления, например, 60 м пробегаемых при беге на 100 м и обычном беге на 60м. Если разница во времени значительная, то, следовательно, спортсмен пробегает дистанцию 100 м не в полную силу в связи с тем, что опасается не выдержать максимальной скорости до финиша 100 метровой дистанции.

Таким образом, использование подобного рода систем помогает выявлять недостатки в подготовке спортсмена и своевременно вносить коррективы в тренировочные программы. Кроме того с их помощью можно отслеживать за счет чего происходит улучшение результатов. А не менее важным является то обстоятельство, что применение подобного рода систем, снижает вероятность получения перетренировки и переутомления спортсмена, так как исключается возможность выполнения чрезмерной нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в учебном процессе

размышления учителя о совершенствовании учебного процесса с использованием современных технологий...

"Использование компьютерных технологий в процессе обучения английской грамматике (на средней ступени)»

Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Именно поэтому их использование в обучении не только желательно, но и необходимо. Как уже было изложено выше, использо...

«Использование компьютерных технологий в процессе обучения английской лексики на средней ступени обучения».

Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Именно поэтому их использование в обучении не только желательно, но и необходимо. Как уже было изложено выше, использо...

использование компьютерных технологий в процессе обучения игре на фортепиано

Во время занятий музыкой использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, - это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного...

Использование компьютерных технологий в процессе обучения биологии

Мир новейших технологий вызвал лавинообразное увеличение объёма информации, получаемой человеком. Для того, чтобы соответствовать возрастающим потребностям в эпоху информационного взрыва, современная ...

«Использование компьютерных технологий в учебном процессе в средней общеобразовательной школе»

В моей работе перечислены основные компьютерные информационные технологии, применяемые на сегодняшний день в общеобразовательной школе и наиболее экономически доступные программные средства, а также с...