Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого   в рамках праздника Международного дня русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_zemle_tysyachi_skazok.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

город Радужный

Автор: Эмер Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №3.г. Радужный.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого   в рамках праздника Международного дня русского языка.


Сказки - это удивительный прекрасный мир волшебства.

Всем известно, что сказки любят и взрослые, и дети.

А иначе и быть не может, потому что  сказки учат нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости.  

Сказка учит нас не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.

Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.        

 Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.

Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.

Именно поэтому так замечательно о сказке сказал известный ученый. Какая глубина мысли в этом высказывании.

Заметьте, что это высказывание можно отнести ко всем людям, не зависимо от национальности, цвета кожи и вероисповедания.

         Действительно, на земле тысячи сказок, принадлежащих тысячам народов. У каждого времени свои сказки, они отражают быт и традиции конкретного народа, его мудрость и сущность.

Мы живем с вами в многонациональной стране, в России, где тесно переплетаются этносы всех народов.

Посмотрите на карту нашей страны. На юге живут кавказские народы,  в самой середине – Урал, и населяют его в основном русские, татары и башкиры, на  севере, конечно, же народы севера, в частности ханты и манси.

Послушайте народную аварскую сказку «Жадный волк и лиса»

Шла лиса и нашла курдюк — большой-пребольшой. Хотела она схватить его, но подумала: «А вдруг он отравлен или капкан поблизости?» — и решила подождать немного. Ведь известно, что быстрые речки до моря не доходят.

Немного погодя подошел волк.

— Что ты здесь делаешь, лиса? — спросил он.

— Да вот, охраняю курдюк.

— Так давай же полакомимся, — предложил волк.

— Что-то не хочется, сыта я. Съешь сам, — ответила лиса. Бросился волк на курдюк и попал в стальной капкан.

А лиса, спокойно съев курдюк, собралась уходить.

— Помоги мне, лиса! — стал просить волк. — Если ты меня освободишь, я стану хорошим, не обижу даже слабого ягненка.

— Слышала я от осла, быка и лошади, как ты раскаялся, — сказала лиса и побежала дальше, оставив волка в капкане.

Что вы поняли? Чему учит нас эта сказка?

А теперь русская народная сказка «Как муж дома хозяйничал». И разыграете вы ее сами.

Каждый день муж работал в поле, а жена дома хозяйничала.

Муж часто говорил ей:

- Я целый день в поле работаю, а ты что делаешь? Ты ничего не делаешь! Целый день дома сидишь!

- Хорошо, - сказала она однажды. - Ты оставайся дома, а я пойду в поле.

Так и сделали. Жена в поле работать пошла, а муж дома остался хозяйничать.

Пришла жена домой на обед и видит: коза капусту ест, все куры в огороде, корова мычит голодная, кошка молоко разлила, печка холодная и обеда нет.

Пошла жена мужа искать. А он около колодца стоит, ведро уронил в колодец и достать не может...

Жена посмотрела и говорит:

- Нечего сказать, нахозяйничал! Хорошо, что сам жив остался! 

А какой смысл в этой сказке? Относится ли это  только к русскому народу?

Ну  и, безусловно, не можем обойти без внимания сказки народов севера и Сибири. Для нас это особая тема, так как мы живем на территории  Ханты-Мансийского автономного округа. 

Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль.

В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Итак, сказка «Снегирь и мышонок». И снова требуется ваше участие: читаем по ролям.

Жили-были Снегирь и Мышонок. Вместе собирали и копили хлебные крошки. Много собрали, устали даже. Снегирь и говорит:

- Хватит, однако. Собрали столько, давай делить поровну!

- Давай! - согласился Мышонок.

Стали делить.

- Это мне!

- Это мне!

- Это тебе!

- Это тебе!

Все поровну разделили. Одна только крошка осталась лишней.

- Это крошка моя! - говорит Мышонок. - Я больше тебя работал!

- Нет, моя! - кричит Снегирь. - Ты на месте крутился, а я далеко летал!

- Я землю рыл, чтобы в чум залезть, у меня все когти болят!

- А я по всему краю летал, крылья устали! Моя крошка!

Подняли они большой шум. И пока ссорились - потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время на шум прилетела Куропатка, увидела две ровные кучки крошек да обе и склевала. Только Мышонок и Снегирь этого не заметили. И до сих пор они ту потерянную крошку ищут. Снегирь - в снегу, а Мышонок - в чуме.

А что мы заметили в этой сказке? Что поняли?

 Сказки сочинялись на реальных событиях и взаимоотношениях людей. Народные сказки часто высмеивают человеческие пороки и превозносят доброту, смелость, щедрость и любовь. Поэтому, без сомнения, можно сказать, что сказки народов - дружба народов. Своим содержанием они объединяют все народы, способствуют проявлению уважения к культуре другого народа, выстраиванию дружеских отношений, потому что понятие нравственности, чести и достоинства  всех народов одинаковое.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"

Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»

мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....

Классный час «ПОДВИГ ДОБЛЕСТИ И ЧЕСТИ» (внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов)

Классный час предназначен для учащихся 10-11 классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Способствует развитию познавательного интереса учащихся к культурному и историческому н...

Сценарий Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов на тему "Паралимпийская олимпиада"

Целивнеклассного мероприятия:Расширить представления учащихся об Паралимпийских играх.Познакомить с паралимпийскими символами и традициями.Познакомить с паралимпийскими зимними видами спорта: сл...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов "Что за прелесть эти сказки..."

Внеклассное занятие по сказкам Пушкина. Задачи данного мероприятия -  пробудить интерес к русской литературе; развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;  развиват...

Презентация для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».

Презентация к сценарию внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого   в рамках праздника Международного дня русского яз...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов на тему: « Путешествие в страну « Устное творчество коми народа»

Чтобы уточнить знания обучающихся о жанрах устного народного творчестваразвивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышлениекорригировать и развивать связную речькорригирова...