Вводное занятие в геологию
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Тихонова Мария Андреевна

План-конспект вводного занятия в геологию для ознакомления с деятельностью объединения "Юный геолог" о основных направлений занятий по геологии

Использовался для проведения открытого занятия в конкурсе "Педагогический дебют" УЧИТЕЛЬ ГОДА-2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вводное занятие в геологию66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ В ГЕОЛОГИЮ

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Цель: познакомить с предметом геология, расширить и углубить знания о геологических понятиях из школьного курса географии; обучить работе с геологическим оборудованием; развить интерес к предмету и приобщить учащихся к терпеливому и тщательному выполнению заданий.

Оборудование: установка для просмотра презентации; презентация «Введение в геологию»; шкалы твердости Мооса; компаса; образцы минералов: слюда, кварц, полевой шпат, магнетит, галит, гематит, флюорит, уголь; образцы с отпечатками растений; фарфоровые пластинки; влажные салфетки; карандаши; листы белой бумаги; схемы «Связь геологии с науками школьного курса» и «Геология и ее составляющие».

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний,  актуализация ранее усвоенных знаний.

3. Получение новых знаний.

4. Закрепление материала.

План изучения нового материала:

  1. Геология вокруг нас.
  2. Связь геологии с науками школьного курса.
  3. Геология и ее составляющие.
  4. Минерал (понятие) и некоторые его свойства.
  5. Горная порода (понятие).
  6. Полезные ископаемые (понятие). Ископаемые растения в истории Копейска.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие учащихся, свое представление (имя, отчество, род деятельности), создание доброжелательной рабочей атмосферы в группе.

Приветствуют педагога

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний

Демонстрация фотографий природы, преподаватель предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о геологии. Сообщает тему занятия и его цель.

Слушают педагога, отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

На основе ответов обучающихся и используя этимологию, рассказывает о понятии «геология».

Объясняет понятия минерал и горная порода. Свойства минералов.

Объясняет порядок выполнения практической работы и соблюдение техники безопасности. Контролирует выполнение практических заданий.

Знакомятся с понятиями геология и науками ее составляющими, а также с ее связью со смежными науками и предметами, которые изучают в школе (история, литература, география, биология, физика, химия, география и др.).

Слушают объяснение педагога. Отвечают на вопросы.

Слушают инструктаж по технике безопасности, выполняют практические задания, отвечают на вопросы.

Закрепление

Подводит итоги, задает вопросы. Предлагает проанализировать, что нового узнали на занятии.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Давайте представим, как по горной тропинке поднимаются люди. За спиной у них тяжёлые рюкзаки, в руках – молотки, трудно идти. Палит солнце, осыпаются камни из-под ног. Вот один человек остановился, ударил по скале молотком, отколол кусок камня. Внимательно рассмотрел его и убрал в мешок.

… Снова идут люди по горной тропе. Всё дальше уходят они. И вот уже скрылись за перевалом. Только песня доносится издалека:

А путь далёк, и долог,

И нельзя повернуть назад…

Держись, геолог! Крепись, геолог!

Ты ветру и солнцу брат!

Кто же они, геологи? И чем занимаются мы, и узнаем сегодня.

Но сначала нам необходимо понять, что, же означает слово – геология? Слово «геология» не русское, а греческое. «Гео» - значит «Земля». Так называется наша планета. А «логия» по-гречески – «наука». Догадались теперь, что значит «Геология»? Это наука о Земле: о ее составе, строении и развитии. Геология одна из древнейших наук. Первобытный человек, который искал для своего топора крепкий камень, был немножко геологом. Но, конечно, в то далёкое время люди пользовались только тем, что находили на поверхности Земли. И лишь много – много лет спустя они научились использовать богатства, которые прячутся под землёй – в её недрах. Посмотри внимательно вокруг. Молоток и гвозди, чайник и утюг, сковорода и холодильник сделаны из металла. Выгляни в окно. По дороге едут автомобили, в синем небе летит самолёт – они тоже из металла.

Деревянный стул, стеклянный стакан, книги и журналы, наша одежда – штаны и платья, рубашки и обувь – всё это, конечно, не железное, но  без металла эти вещи получить нельзя. Чтобы их сделать, нужны станки и инструменты, а они сделаны из металла.

Откуда  же берётся металл?

Его выплавляют из железной руды, а руду находят геологи.

Космический корабль, танк, автомобиль, трактор. Чтобы эти машины двигались нужно горючее. Найти его – тоже работа геологов.

Вы переехали в новый дом или спустились в метро – помните, это геологи определили место для строительства. Исследовав почвы, они сказали: тут можно строить дом или прокладывать линию метрополитена или запретили строительство, сказав, что почва не выдержит и осядет, а дом разрушится.

Вот оказывается, какая очень важная и очень нужная всем людям наука геология.

Получение новых знаний.

Без знаний геологии мы не сможем искать месторождения полезных ископаемых планомерно, а будем просто бродить, в надежде случайно найти то, что нам нужно.

Как и любая другая наука, геология тесно связана с теми науками, которые вы изучаете в школе: география, биология, химия, физика, математика, литература и даже физкультура.

Но и в себя геология включает различные направления.

Итак, геология – наука о Земле, которая изучает её строение, состав и развитие.

А из чего же состоит Земля?

Из различных элементов, которые соединяясь, образуют минералы, а они являются составляющими горных пород. (Земная кора сложена разнообразными горными породами, которые состоят из более мелких частиц, природных агрегатов – минералов)

Что же такое минерал и горная порода?

Минерал – природное тело, имеющее однородный состав и  свойства. Горная порода – природное соединение нескольких минералов.

В мире открыто более 3,5 тысяч различных минералов. Некоторые из них вы сейчас видите перед собой.

Каждый минерал назван своим именем, как и человек и у каждого минерала есть свои признаки, по которым геологи отличают один минерал от другого.

Если вас попросить описать человека – своих родителей или друзей, – какие признаки внешности или характера вы назовете?

У минералов подобные признаки называются свойства минералов. К ним относятся: цвет, цвет черты, твердость, блеск, спайность, излом, растворимость в кислотах и особые свойства.

Сейчас мы превратимся в геологов и попробуем определить некоторые из этих свойств.

Выберите из лотка понравившийся образец минерала. Чем вы руководствовались при выборе?

Практическая работа №1

Итак, первое свойство, которое вы попробуете определить – цвет. Казалось бы, что может быть проще, но геологи как художники видят не просто красный, синий или зеленый, а отмечают различные оттенки: темно- или светло-серый, золотисто-желтый, не просто голубой, а лазурный или небесно-голубой.

Какие цвета имеют ваши образцы минералов?

Практическая работа №2

Для определения следующего свойства нам понадобится фарфоровая пластина, которую геологи называют бисквитом.

Проводим минералом с нажимом по бисквиту. На поверхности  остался порошок цвет, которого называют цветом черты минерала. У некоторых минералов цвет черты отличается от цвета минерала. У кого-нибудь так получилось?

Для некоторых минералов цвет черты является важнейшим свойством при их определении.

Практическая работа №3

И еще одно свойство, которое мы попытаемся определить – твердость – способность минерала сопротивляться воздействию на него (царапанию). В определении этого свойства нам поможет шкала твердости.

В 1811 году немецкий минералог Фридрих МООС выбрал 10 минералов, приняв их за эталонные, и устроил им «экзамен», царапая друг о друга. Более твердые минералы, рассуждал Моос, должны царапать своих противников, а более мягкие царапаться ими. Определение твердости по шкале Мооса заключается в том, что минерал с неизвестной твердостью сравнивается с минералами-эталонами.

Царапая по исследуемому образцу эталоном, определяем, какой из них оставляет царапину на образце. Если испытуемый и эталонный минералы царапают друг друга, их твердость одинаковая.

Эти свойства есть у всех минералов, но есть свойства, которые присущи только нескольким минералам. К таким свойствам, например, относится вкус, магнитность, свечение при нагревании или горючесть и др.

Практическая работа №4

Возьмите из лотка образец под №6. Смочите палец слюной, проведите смоченным пальцем по поверхности образца и приложите его к языку? Что вы чувствуете? Этот минерал обладает свойством, которое называется – вкус. А называется этот минерал галит, хотя в своей повседневной жизни мы знаем его как каменная соль.

Практическая работа №5

Для определения следующего свойства нам понадобится компас. Одна стрелка компаса намагничена и с ее помощью мы и будем определять магнитность: есть она или нет. Два магнита либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются друг от друга. И если мы поднесем компас к образцу минерала под №5, мы увидим, что стрелка начинает двигаться: притягиваться или отталкиваться от образца. Попробуйте поднести другие образцы к стрелке компаса: как она реагирует на них? Таким образом, мы определили, что магнитностью обладает только один из предложенных образцов.

Давайте вспомним, что такое минерал. Минерал – природное тело, имеющее однородный состав и  свойства.

А как называется природное соединение нескольких минералов? Горная порода. Знаете ли вы какие-либо горные породы?

Самая известная нам с детства горная порода – гранит. Знаете ли вы, из каких минералов она состоит? Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата.

Как вы думаете, если взять эти минералы измельчить их и сильно сдавить их получится горная порода? Нет, так как горная порода это природное соединение нескольких минералов, то есть образованное в природе.

А как называют минералы и горные породы, которые человек использует в своей деятельности (в хозяйстве)? Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые вы знаете? Благодаря какому полезному ископаемому образовался наш город?

А вы знаете, когда началась история нашего города? В 1907 году была заложена первая шахта и началась добыча угля. Со временем количество шахт увеличивалось, строился и развивался наш город. Но если посмотреть на этот вопрос с точки зрения геологии, то история нашего города началась примерно 170-230 миллионов лет назад. Тогда на территории нашего города росли гигантские растения, которые могли достигать высоты 20 метров и более. Именно эти растения затем погибали и превращались в уголь. А узнать какими были эти растения, мы можем по отпечаткам, которые шахтеры вынимали из глубины вместе с углем, а затем вместе с безугольной массой складывали в отвалы.

Резерв.

И напоследок мы вновь с вами превратимся в геологов, только вы теперь будете в роли палеонтологов – геологов которые занимаются изучением растений и животных живших много миллионов лет назад. Вашей задача – попытаться восстановить облик растений по их отпечаткам и в конце занятия мы посмотрим что получилось.

Закрепление материала.

Итак, сегодня вы узнали, чем занимается наука геология. Давайте вспомним, какие науки школьного курса помогают геологии изучать Землю.

Из чего состоит Земля?

Что такое минерал и горная порода?

Как отличить минералы друг от друга?

Какие свойства есть у минералов?

Какие свойства вы научились определять? Как вы это делали?

Подведение итогов.

Сегодня мы затронули лишь небольшую часть огромной и интересной науки – геологии.

Геология это и различные химические и физические исследования и эксперименты, работа с разнообразным оборудованием, определение минералов и горных пород, изучение истории развития нашей планеты и конечно увлекательные походы и экспедиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по театральному творчеству

Данная разработка представляет конспект самого первого занятия по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству "Постижение". Основная цель данного занятия- заинтересовать ребя...

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

Занятие №1. «Вводное занятие»

Пояснительная записка        Сборник занятий входит в комплект интегрированного курса  «Математика и физика в сельском хозяйстве» и разработано в по...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....