Методические рекомендации по работе с родителями обучающихся в авиамодельном объединении
методическая разработка на тему

Аэр Олег Владимирович

Методические рекомендации, являются результатом многолетнего опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomend_po_rabote_s_roditelyami.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ

обучающихся в авиамодельном объединении.

(из опыта работы)

методические рекомендации

                                    автор: педагог дополнительного

                                                    образования Высшей категории  

                                                    по авиамоделированию

                                                    АЭР ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ 

 

 

.

 

   Нижний  Новгород

2016

ЦЕЛЬ: создание единого образовательно-воспитательного пространства     педагога, детей и родителей для эффективного решения вопросов обучения и развития ребёнка.

ЗАДАЧИ:

  • создание содружества педагога, детей и родителей;
  • создание комфортной обстановки для детей и родителей;
  • создание атмосферы заинтересованности детей и родителей;
  • повышение самооценки детей;

        Дополнительное образование, являясь частью образовательного пространства и решая общие с инвариантным школьным предметом «Технология» задачи по развитию творческих способностей учащихся, существенно отличается от последнего большими возможностями. К таким  отличиям необходимо отнести и меньшее количество учащихся в группах, и возможность более полно использовать метод индивидуального подхода, и на взгляд автора, самое важное – добровольность занятий в объединениях системы дополнительного образования.

Весьма существенным преимуществом является также возможность свободного выбора учащимися рода деятельности. Безусловно, позитивным фактором является также  возможность создания разновозрастных объединений, многоуровневых по объёму знаний, умений и навыков.  Однако эти преимущества могут быть реализованы только в том случае, если для развития творческих способностей учащихся будут созданы все необходимые условия.

        Одним из важнейших условий успешного развития творческих способностей обучающихся является заинтересованность в конечном результате  не  только  педагога,  но  и  родителей  учащихся.

        Семья — главнейший институт воспитания. Поэтому  в своей работе мы стремимся к тому, чтобы родители наших воспитанников стали действительно полноправными участниками образовательного процесса, что предполагает переход от формального контроля со стороны родителей к сотрудничеству, сопереживанию, сотворчеству.

Индивидуальные беседы и родительские собрания

        Зачастую, родители не обладают в полной мере информацией о возможностях, которые предоставляет детям дополнительное образование, а также о том конкретном виде творчества, который выбрал их ребёнок. Именно поэтому первоначальной задачей педагога в процессе установления контакта с родителями является доведение до них информации о широком спектре возможностей, который предоставляется детям, занимающимся в авиамодельном объединении, с учётом возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся.

        Контакт с родителями  помогает точнее  выявить все эти особенности детей. Как правило, этому способствуют индивидуальные беседы   педагога  с  родителями. Позднее педагог часто выступает в роли консультанта, который может помочь родителям советами  в воспитании ребёнка. Ведь он видит ученика в общении с коллективом сверстников, наблюдает и изучает его темперамент, характер, его  контактность, отношение к труду, способность к усвоению нового материала и навыков.

        Значение таких контактов, взаимно обогащающих педагога и родителей знаниями о  ребёнке,  трудно переоценить.

Очень важны и полезны родительские собрания. На этих собраниях нужно говорить о проблемах воспитания, но не переводить разговор на личность конкретного ребенка, чтобы не обидеть ни его, ни родителей.     Следует говорить о творческих способностях ребенка, хвалить за успехи и достижения, помня о том, что для родителей их ребёнок – самый лучший и любимый в мире. Но только в индивидуальных беседах, неизменно тактично и вежливо обращать внимание на недостатки, помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны, не вынося это на публичное обсуждение, помня, что это может ранить и родителей, и ребёнка. Можно выяснить,  какие пожелания есть у родителей к педагогу, и если таковые имеются – принять к сведению.

        Для того чтобы родители глубже прониклись уважением к выбору своих детей и осознали важность того, чем они занимаются в авиамодельном объединении, считаю необходимым на первом же ознакомительном родительском собрании довести до них следующую важную информацию:

Развитие детского технического творчества в настоящее время является весьма важной и актуальной задачей. Развал промышленности 90-х годов ХХ века теперь сменился её возрождением и весьма интенсивным развитием. Сейчас стало очевидным, что это развитие объективно может затормозиться в связи  с недостатком технически грамотных кадров во всех звеньях производства.  Эта ситуация вызвана тем, что вместе с распадом промышленности  аналогичный процесс происходил и в системе подготовки кадров для неё. В настоящее время в обществе происходит процесс осознания необходимости возрождения этой системы в общем,  и важности развития технического творчества в системе дополнительного образования в частности.

Авиамоделирование как вид технического творчества является, пожалуй, наиболее наукоёмким и насыщенным  передовыми технологиями. Здесь широко используется обширная информация, которая накоплена за годы развития мировой авиации. Однако нередки случаи, когда технические решения и находки авиамоделистов были с успехом применены в «большой» авиации, в судостроении и не только в них.

Юные авиамоделисты в процессе занятий получают большой объём знаний (аэродинамика, технология металлов, материаловедение, сопромат), а также умений и навыков, включая работу на станках. Следовательно, эти знания, навыки и умения они в дальнейшем смогут применить в достаточно широком спектре технических (промышленных) областей (отраслей), а сами занятия этим направлением  технического творчества могут сыграть большую роль в будущей профессиональной ориентации.

Занимаясь авиамоделированием, учащиеся знакомятся с историей и современными достижениями отечественной и мировой авиации, с деятельностью выдающихся авиаконструкторов и лётчиков. Они изучают жизнь и деятельность великих авиаторов нашей страны, в частности наших выдающихся земляков – П. Нестерова, В. Чкалова, что играет немаловажную роль в  воспитании чувства патриотизма.

  Важной составляющей  этого вида технического творчества является  его спортивный компонент – авиамоделизм. Ребята имеют возможность на практике, в воздухе испытать построенные ими модели, оценить все свои достижения, а нередко и просчёты, допущенные при их изготовлении, а также обменяться опытом с другими спортсменами. Вместе с тем соревнования – это не только здоровый спортивный азарт, повышающий мотивацию к занятиям,  но и воспитание спортивной этики, коммуникабельности, ответственности, взаимовыручки, выносливости и, в конечном итоге, воли.  

Весьма примечательным является тот факт, что систематические занятия авиамоделированием  приводят к осознанию детьми необходимости более внимательного отношения к изучению целого ряда школьных предметов, таких как математика, физика, химия,  черчение. Эти предметы,  зачастую казавшиеся детям скучными, а то и ненужными, обретают в глазах учащихся прикладное значение, тем самым повышается мотивация к их освоению.

         

        Владея данной информацией, родители осознают важность того выбора, который сделал ребёнок, изъявив желание заниматься авиамоделированием, понимают, что их страхи по поводу того, что ребёнок лишь отвлекается от школьных занятий, зря тратит драгоценное время, и никакой пользы от этого не будет, не обоснованы.

На родительских собраниях также следует проводить беседы-лекции на волнующие родителей темы. Например: «Проблемы эмоциональной неустойчивости у ребенка. Как их преодолевать», «Проблемы со здоровьем. Как индивидуально решить вопрос  с загруженностью занятиями», «Физическая подготовка авиамоделиста. Специфика, особенности». Также необходимо проводить организационные родительские собрания, посвящённые, к примеру, поездкам на соревнования, предстоящим экскурсиям и т. д.            

       Создание ситуации успеха – стимул воспитания воли и трудолюбия.

Основной формой  учебно-воспитательной работы в учреждении дополнительного образования является занятие. Получение специальных знаний, навыков и умений на занятии неразрывно связано с развитием личностных и нравственных качеств учащегося, способности трудиться, достигать поставленных целей, не отчаиваться в неудачах, быть стойким и гибким.  

        Педагог учит ребенка трудиться, ведь умение трудиться необходимо воспитывать в каждом, независимо от будущей профессии.  Благодаря таким усилиям формируется воля, упорство в преодолении трудностей, умение трудиться, что весьма важно в жизни  независимо  от  выбора  профессии.

        А чтобы кропотливая, иногда однообразная, работа на занятии не стала скучной, нудной и надоедливой, педагог должен создать самые хорошие условия для эмоционального благополучия, атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, через личный пример и общение развить желание ребенка к познанию и творчеству. Желание и интерес к занятиям рождают  в ребенке самостоятельность. Советы педагога как организовать свое время, спланировать распорядок дня, преодолевать трудности рождают у ребенка целеустремленность, волю, настойчивость.

Присутствие родителей на уроках, непосредственное участие в образовательном процессе, особенно на начальном этапе, наблюдение за общением педагога с ребенком, общая заинтересованность одним видом деятельности сплачивает семью и педагога, поднимает авторитет каждого участника образовательного процесса в глазах друг друга, служат эмоциональной и духовной близости детей и родителей.

Поэтому время от времени на занятие приглашается группа родителей (к сожалению, всех желающих родителей из-за недостатка места в кабинете  пригласить невозможно, поэтому родители посещают занятие как бы по скользящему графику). Очень часто после посещения занятий родители, делясь впечатлением с педагогом, с удивлением говорят о том, что и не предполагали, какое это сложное дело, к тому же они преисполнены гордости за успехи своего ребёнка, а ученик, в свою очередь, горд тем, что оказался столь успешным в глазах родителей. Нередко папы воспитанников сами вовлекаются в изготовление той или иной детали, а то и сами начинают весьма активно заниматься авиамоделизмом.

         Переживание ситуации успеха крайне важно для формирования самоуважения, осознания значительности дела, которым занимаешься, что является, с одной стороны, стимулом для упорного труда, а с другой — формирует уверенность в себе, позитивную самооценку.

        Нашим очень занятым детям часто приходится отказывать себе во многих   удовольствиях,  доступных  не  обремененным дополнительными занятиями  сверстникам. Зато это с лихвой окупается здоровым и полезным для формирования мужского характера общением с другими детьми и педагогом, а когда к этому общению подключаются и родители, пользу трудно переоценить.

Внеурочные формы работы

 Важной частью воспитательной деятельности педагога являются коллективные внеурочные  формы работы.

Проведение познавательных тематических бесед, комплексных   мероприятий с участием родителей,  конкурсов,  экскурсий, а особенно соревнований учат общению, прививают дух коллективизма, соревновательности, здорового соперничества. Они обогащают детей новыми знаниями, позволяют овладеть простейшими коммуникативными умениями и навыками, как-то: умение говорить и слушать, способность сопереживать, проявлять интерес и внимание к другим людям, находить свое место в коллективе, самоопределяться.

В авиамодельном объединении стало традиционным проведение конкурсов, праздников.  Родители обязательно участвуют в них, а затем помогают организовать чайный стол.

Организация и проведение экскурсий всегда происходят с участием родителей.

Поездки на соревнования призваны более широко познакомить с особенностями авиамоделизма не только участников соревнований, но и всех обучающихся в объединении, а также их родителей. Кроме достижения спортивных результатов, они способствуют также созданию и укреплению атмосферы товарищества, взаимопомощи.  

Содружество, педагога, детей и родителей, вовлечение семьи ребенка в совместную активную деятельность является наиважнейшим залогом успешного обучения и воспитания ребенка, Это содружество формируется через беседы, советы, консультации, родительские собрания, совместные мероприятия.  Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы  и дома родители проявляли живой интерес к занятиям своего ребенка, ни в коем случае не проявляли равнодушия. Это благотворно влияет на микроклимат в семье, сплачивает всех членов семьи и повышает самооценку  ребенка.

 Опираясь на помощь родителей, педагог успешнее решает поставленные перед ним образовательные и воспитательные задачи.

 

                                          Список литературы        

  1. Бочкарева М.А. Основные направления работы учреждения дополнительного образования с семьей – Дополнительное образование и воспитание – 2003 г. №1.
  2. Пархаль А.П. Ребенок – семья – педагог – звенья одной цепи - Дополнительное образование и воспитание – 2003 г. №3.
  3. Степанов Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. – М., 2006 г.
  4. Сухомлинский В.О. О воспитании. – М., 1975 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика ПАВ. Методические рекомендации для работы с родителями.

Как уберечь детей от употребления наркотиковПризнаки и симптомы употребления наркотиковЧто делать, если возникли подозренияОсновные блоки профилактической деятельности с родителямиАнкеты...

Методические рекомендации по работе с родителями

Методические рекомендации по работе с родителями состоят из четырех глав. В первых трех главах освещаются теоретические вопросы: «Диагностические методы изучения семьи обучающегося», «Информационно-пр...

Методические рекомендации "Организация работы с родителями"

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и каким...

Методические рекомендации по работе с родителями

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с каким другим социальным институтам, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка; происходит овладение им социальных ролей необ...

План работы с родителями обучающихся, занимающихся в объединении дополнительного образования

Цель и задачи работы с родителями обучающихся, которые занимаются в объединении дополнительного образования «Мастерская подарков»:1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы об...

План работы с родителями обучающихся объединения «Страноведение: мир вокруг нас»

Цели:помочь родителям в повышении их педагогической культуры;подготовить родительский коллектив к большейсамостоятельности и гибкости в общении с педагогами;развивать коммуникативные способности родит...