«Приключение Ягодки Клюковки»
план-конспект по теме

Руннова Ирина Борисовна

Конспект занятия с применением технологии здоровье - сбережения.

Формирование мотивации ребёнка к развитию  индивидуальных способностей, заложенных в человеке: умения импровизировать, рассказывать сказки, тренировать свою физическую силу и ловкость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приключение Ягодки Клюковки»

Конспект занятия с применением технологии здоровье - сбережения

к подпрограмме «Русские народные музыкальные игры»

комплексной образовательной программы «Живая вода».

1-год обучения

                                                                               

                                                                      И.Б. Руннова - педагог доп. образования,

                                                                                 художественный руководитель

                                                                                 фольклорной студии «Жаворонок»

Цель: формирование мотивации ребёнка к развитию  индивидуальных способностей, заложенных в человеке: умения импровизировать, рассказывать сказки, тренировать свою физическую силу и ловкость.

Задачи:  - способствовать формированию правильного отношения к  

                  собственному  здоровью;

               - развить творческую фантазию;  

      - воспитать необходимые моральные качества, относящиеся к

        физической, умственной, трудовой и другим  сторонам культуры;                  

Тип занятия – комбинированное.                                                                                                                             Форма проведения – групповая,  для детей 1 года обучения.

Педагогическая технология: здоровье-сбережения.

План занятия: 

  1. Определение  и разъяснение цели занятия.                                                                     II. Изложение нового материала.                                                                                     III. Практическая работа.                                                                                                          IV. Обобщение и оценка выполненной работы.

V. Эффективность педагогической технологии.    

I. Организационная часть занятия.

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Создание атмосферы соответствующей теме занятия. Объявление темы занятия и постановка учебных задач.

  II. Основной (содержательный) этап

- Дорогие ребята, любите ли Вы сказки? (Дети отвечают).                                                - Не сомневалась, что услышу положительный ответ! Сегодня, у нас, удивительное, волшебное занятие – мы, вместе, будем сочинять сказку, а главной героиней  нашей совместной фантазии будет – лесная Ягодка.   Почему лесная Ягодка?  Да потому, что именно в лесных ягодах содержится очень большое количество витаминов, которые помогают человеку приобрести силы и здоровье и не болеть холодной зимой.                                                                                       - Кто из Вас любит собирать ягоды в лесу? (Дети отвечают).  

- А какие лесные ягоды Вы знаете?  (Дети отвечают).  

Правильно, в нашем северном лесу живут разные ягоды: малина, черника, голубика, земляника. Все эти ягоды поспевают летом, и мы собираем их и лакомимся в то время, когда стоят тёплые погожие денёчки. Но есть одна необыкновенная лесная Ягодка, которая поспевает  тогда, когда земля покрывается первым снегом и в гости приходит Мороз Корочун.                      - Кто из Вас догадался, что же это за ягода? (Дети отвечают).  Правильно, молодцы! Конечно же, это - клюква! 

Итак, мы определились, что главным героем нашей сказки будет Ягодка Клюковка, и наша сказка начинается…..

Далее, в  процессе занятия,  педагог использует способ изложения, основанный на импровизации, которая появляется благодаря активному участию детей в  совместном творческом процессе сочинения сказки.  В результате этого интересного коллективного творчества возникают разные варианты сказки, но во время сочинения педагогу необходимо обязательно «вести» процесс совместного творчества - контролировать и корректировать.

В качестве примера, один из вариантов сказки сочинённой совместно с воспитанниками:

Жили – были, в большом и зелёном лесу, маленькие кустики черники и  голубики (брусники,  морошки). А на опушке леса, на солнечной стороне, росли большие кусты  малины (ежевики).  Ранней весной все ягодные кустики, и большие и маленькие,  покрылись новыми зелёными листочками, а потом, когда солнце стало ярче и пригрело землю - они дружно зацвели, радостно подставляя свои зелёные листики солнышку.

-Мои цветочки самые красивые! - сказала Малина, свысока поглядывая на своих соседей.

С ней сложно было спорить, она считалась первой ягодной красавицей в большом и зелёном лесу.

Наступило лето и на кустиках появились первые ягодки. Все они были одинаковыми по цвету (какими?) - зелёными.

- Надо как можно больше загорать, чтобы у ягод появился красивый цвет! - сказала Малина и опять, свысока, посмотрела на своих соседей, которые изо всех сил старались быть похожими на стройную  красавицу.

Лето было теплым и в меру дождливым, что очень нравилось всем ягодным кустикам: они с удовольствием умывались (чем?) тёплыми дождливыми капельками и грелись на ярком солнышке. Первый румянец, яркий цветной  бочок на ягодке появился, конечно же, у Малины (какого цвета?).  Затем,  стали темнеть бока у черники и голубики (какого цвета?). И только у Клюковки ягоды оставались зелёными.

- Клюковке нет места рядом с нами, она портит нашу компанию своим неприглядным видом! – сказала Малина недовольно и с пренебрежением  фыркнула.

Клюковка очень переживала за свои некрасивые незрелые ягодки и стыдливо прятала их под зелёными листиками.

Наступили летние каникулы и в лесу стали появляться маленькие гости с корзиночками в руках: «По малину в лес пойдём, в лес пойдём, в лес пойдём,  и малины наберём, наберём, наберём!» - услышали песенку ягодные кустики и стали ещё больше завидовать Малине. А Клюковка подумала: «Как бы я хотела тоже быть яркой и красивой, чтобы меня заметили и полюбили!».

День за днём пролетело лето, но по – прежнему  ягоды Клюковки оставались зелёными. Все остальные кустики отдали свои вкусные и красивые ягодки ребятам из соседней деревни, и теперь, с удовлетворением от проделанной приятной летней работы,  готовились к долгому зимнему сну.

«Неужели меня так никто и не заметит?» - с  грустью  подумала Клюковка и тяжело вздохнула.

Наступила осень, в лесу стало сыро и зябко.  Все маленькие кустики укрылись от холода жёлтыми листьями, которые им подарили деревья (какие?) и крепко уснули. И только Клюковка стояла без зимней одёжки - она росла на берегу большого болота, и деревьев рядом с ней почти не было. Однажды, тёмной осенней ночью, Мороз Корочун подул своим студёным дыханием на большой лес и осыпал его первым белым снежком. Когда Клюковка рано утром проснулась, она поняла, что этой ночью с ней произошло чудо - её ягодки стали очень красивого и яркого цвета (какого?). На следующий день в лес пришла бабушка тех самых ребят, которые летом дружно собирали ягоды малины, черники и голубики.

- Какая красота! - сказала она, с восторгом оглядывая яркие красные ягоды на белом снегу. Прилетели снегири и дружно защебетали, усаживаясь на первый снег - им тоже хотелось полакомиться вкусными и красивыми ягодами.

Бабушка очень радовалась хорошему урожаю Клюковки, так как знала, что именно в этих поздних ягодах содержится очень много витаминов, полезных для её маленьких внуков. Клюковка, с удовольствием подарила свои ягоды пожилой женщине и счастливо улыбнулась снежинке, которая уселась на её, по – прежнему  зелёный листик.

- Каждой ягоде - своё время! – мудро сказала бабушка и подняла корзинку полную полезных ягод. - Спасибо тебе, Клюковка!

III. Практическая работа.

                                                                                                         

Итак, дорогие ребята! Сегодня мы вместе сочинили замечательную сказку .

А сейчас мне хотелось бы научить вас новой игре «В корзиночку».

Для того чтобы наша игра состоялась нам надо организовать большой круг - который и будет «корзиночкой». В кругу «водящий» - он, под песню, ходит внутри круга и ждёт того момента, когда ему представится возможность выбрать и «запятнать» ягодку. Для этого он должен в конце песенки выбрать одного из детей стоящих в кругу и постараться догнать его и дотронуться. Бегать можно и внутри и снаружи круга, для этого всем участникам игры необходимо открывать и закрывать «ворота», по желанию.  По правилам игры, пойманная «ягодка»  садится в середину круга - «корзинки». Игра заканчивается тогда, когда все «ягодки» окажутся в середине «корзинки».

 Учим слова и мелодию музыкальной игры:

                                          По тропинке Маша шла.
                                         Маша ягодку нашла.

                                          Полезай скорей в корзинку.

                                          Ты вкуснее мандаринки!

                                           Раз, два, три - беги!

                             

IV. Обобщение и оценка выполненной работы                                                  

Надеюсь, что игра вам понравилась?!

Ребята! Наше занятие подошло к концу.  Сегодня, мы вместе придумали новую сказку «Приключение Ягодки Клюквы».                                      

Надеюсь, что вам понятно, что в лесу свои жизненные правила и поэтому «Каждой ягоде своё время!».                                          

                                            В лесу, глубокой осенью,

                                            Везде, где мох растёт,

                                            Краснеет клюква ягода

                                            По кочкам средь болот.

                                                                 (Вл. Рождественский)

На занятии,  мы выяснили, что в поздних ягодах, таких как клюква и брусника очень много витаминов, полезных для человека.

Благодарю Вас за внимание и участие. Надеюсь, что Вам было интересно?! Желаю Вам здоровья!

  1. Эффективность педагогической технологии:

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. Несомненно, что способствовать этому может изучение наследия традиционной культуры предков. Психологический климат на занятии, эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность детей, помогают раскрыть способности каждого ребёнка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.

Источники:

Агамова Н.С., И.А. Морозов, «Народные игры для детей» - сборник, М. , 1995.

Науменко Г.М. «Народное детское поэтическое творчество», ЦЕНТРПОЛИГРАФ, М., 200;

Шангина И.И. «Русские дети и их игры», искусство, СПБ., 2000.

Якуб С.К. «Вспомним забытые игры», Детская литература, М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный час для учащихся 3-5 классов.ПОГОВОРКА – цветочек, а пословица – ягодка

Это конкурсная программа, связанная с крылатыми выражениями, пословицами и поговорками, благодаря которым наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее....

Мастер класс "Эко сумка-ягодка"

Мастер класс по пошиву замечательной компактной эко сумочки-ягодки. Этот  мастер класс  можно проводить и для шестиклассников и для  учителей технологии. Эколого волонтерский клуб "Бере...

Мастер-класс Доска Хохлома Ягодки

Мастер-класс Доска Хохлома Ягодки...

Формы и методы использования цветотерапии в РЦ «Ягодка»

Цвет играет важную роль в жизни человека – это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет. Потенци...

Операция "Ягодка"

Статья опубликована в газете Пенжинского муниципального района "Полярная звезда"...

Викторина "Ах, какая ягодка!"

Викторина предназначена для учащихся 1-6 классов....


 

Комментарии

Прекрасная работа, с чудными выкладками. Можно взять много полезного любому педагогу, и общего и дополнительного образования. Как приятно, когда рядом работают такие творческие педагоги! Спасибо!