Учебно-методическая разработка «Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики»
учебно-методический материал по теме

Данная методическая разработка содержит всю информацию о том, как провести мастер-класс по изготовлению закладки для книги с использованием природных материалов. Мастер-класс я провожу в качестве дополнительного занятия по основам композиции и цветоведения в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Чудеса из ниток".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miroshnikova_l.i._metodicheskaya_razrabotka.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка

«Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики»

Мирошникова Любовь Ивановна,

педагог доп. образования ГБУ ДО ДДТ «Юность»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Уже много лет в ГБУ ДО ДДТ «Юность» проводятся занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования детей «Чудеса из ниток», предназначенной для учащихся 1-4 класса и включающей в себя вязание крючком, вышивание шелковыми лентами и плетение кружева челноком – фриволите. На занятиях, посвященных цветоведению и основам композиции, составляются различные цветочные композиции, которые, в зависимости от используемой техники, смотрятся совершенно по-разному. К сожалению, учебный план программы не подразумевает занятия по основам флористики. И поэтому в качестве дополнительного занятия по основам композиции и цветоведения проводится мастер-класс по изготовлению закладки для книги с использованием природных материалов. Время проведения мастер-класса выпадает, как правило, на осенние или весенние каникулы.

Актуальность. Работа с природными материалами всегда пользовалась спросом, а сейчас, в Год экологии, она становится еще более актуальной. На занятии по изготовлению закладки для книги с использованием элементов флористики дети знакомятся с растительным миром, узнают новые названия растений и способы их засушивания. Мастер-класс воспитывает бережное и уважительное отношение к природе, заставляет по-другому посмотреть на окружающий мир и увидеть то, что растет у нас под ногами; обратить внимание на то, что они раньше просто не замечали.

Цель и задачи.

Цель: формирование художественных и духовно-нравственных ценностей у учащихся в процессе создания цветочной миниатюры с использованием элементов флористики.

Задачи:

  • обучающие:
  • ознакомить с миром растений;
  • научить отличать одни растения от других;
  • закрепить знания об основах композиции, полученные на занятиях в рамках образовательной программы;
  • создать предпосылки для формирования профессионального взгляда на изобразительное и прикладное искусство;
  • развивающие:
  • вызвать эмоциональную отзывчивость;
  • способствовать раскрытию творческих способностей;
  • сформировать художественный взгляд на мир;
  • способствовать развитию образного мышления;
  • воспитательные:
  • научить видеть красоту окружающего мира;
  • привить любовь к прекрасному;
  • пробудить чувство сопричастности к окружающему миру;
  • обратить внимание на проблемы экологии (вымирающие растения);
  • научить бережному и уважительному отношению к природе.

Педагогический замысел. Более десяти лет автор данной разработки  изучал основы флористики. Долгое время шла работа над поиском доступных форм, чтобы реализовать эти знания по флористике на практике. В результате созрела идея о проведении занятия по изготовлению цветочных миниатюр, которое дает возможность провести не только познавательное, но и увлекательное занятие с получением быстрого и осязаемого результата. Данный мастер-класс дает уникальную возможность вложить в детей любовь к природе, заинтересовать творческим процессом, взглянуть на мир глазами художника или фотографа, раскрыть глаза на красоту природы.

Технология. Для организации данной досуговой деятельности учащихся в каникулярное время используется такая созидательная технология, как мастер-класс.

Форма организации досуга. Подарок своими руками. Коллективный характер работы.

Адресная группа. Мастер-класс рассчитан на детей от 6 лет (верхний порог отсутствует, могут принимать участие даже взрослые).

Пространство проведения. Рекомендуется проводить мастер-класс в помещении (кабинете) за одним большим столом. Если такой возможности нет, то можно использовать и обычный школьный класс с партами, сдвинув их буквой «П».

Используемые методы и приемы:

  • словесные (беседа);
  • наглядные (иллюстративный метод, метод наблюдения);
  • практические (самостоятельная работа).

Дидактическое сопровождение:

  • учебно-наглядные пособия:
  • (модель готовой закладки);
  • Без красок и кисти. Флористика/ Сост.: Н.В. Тихомирова, С.Н. Левина. – СПб., 2011.
  • раздаточный материал (гербарий).

Ресурсы. Для изготовления закладки для каждого участника необходимо подготовить комплект материалов и инструментов:

  • засушенные листья и лепестки растений – готовятся заранее (весной и летом);
  • бумажная салфетка, клеенка или газетный лист – для защиты покрытия поверхности стола;
  • картон белый (цветной) 150 х 40 мм – твердая основа закладки;
  • цветная бумага 150 х 35 мм – для создания фона закладки;
  • клей ПВА – для закрепления деталей;
  • пластиковая крышечка от бутылки – для оптимизации использования клея;
  • картонные полоски с косым уголком – для набора клея;
  • скотч шириной 50 мм – для ламинирования закладки;
  • ножницы – для придания деталям нужной формы;
  • пинцет (по возможности) – для работы с хрупкими цветами.

Предварительный этап. Для проведения данного мастер-класса необходимо заготовить растения в период их цветения. О сборе и засушке трав и растений обычно рассказывается учащимся в заключительном этапе занятия, чтобы потом дома ребята сами смогли повторить весь процесс изготовления книжной закладки, а также увлеклись составлением гербария.


Ход мероприятия. Основные этапы мастер-класса

Содержание этапов

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Подготовительный этап.

  1. Организация рабочего места.
  2. Подготовка и раздача материалов на каждого участника мастер-класса.
  • Расставляет нужным образом столы.
  • Раскладывает комплекты материалов и инструментов для каждого участника мастер-класса.

Заходят в помещение и рассаживаются по местам.

2.

Организационный момент.

  1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
  • Приветствует детей.
  • Проверяет наличие необходимых материалов. Дает инструктаж по технике безопасности, предупреждает, что нельзя:
  • резко чихать;
  • баловаться с острыми предметами;
  • делать резкие движения.

Напоминает о бережном отношении к хрупким засушенным растениям. Просит соблюдать чистоту (на столе и под столом).

  • Приветствуют педагога.
  • Проверяют наличие материалов.
  • Слушают инструктаж по охране труда и технике безопасности.
  • Помогают в перечислении правил безопасности.

3.

Вводная часть.

  1. Игра в ассоциации.
  2. Подбор определений к слову «Цветы».
  3. Сообщение темы и плана внеурочного занятия.

ПЕДАГОГ. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ассоциации». Я называю слово, а вы говорите слова, которые сразу же приходят вам на ум.

Педагог называет слово «лето». Основная задача этой игры – подвести к разговору о цветах.

ПЕДАГОГ. Мы все с вами художники, и должны подобрать много определений для слова «цветы». Отвечаем на вопрос: «цветы КАКИЕ?».

В поле растут какие цветы? В саду какие? В лесу? А в тундре?

На вопрос «Какие цветы растут в тундре» дети обычно затрудняются ответить, поскольку им не подобрать нужное прилагательное. На данном примере можно показать, что всегда можно описать что-либо другими словами. И на вопрос можно ответить так: «Там растут цветы тундры».

Таким образом педагог подводит учащихся к теме внеурочного занятия: «Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики».

Дети называют слова, которые ассоциируются у них с летом: «тепло», «жара», «речка», «солнце», «облака», «поле», «цветы».

Дети отвечают: красивые, крупные, махровые, ароматные, желтые и т.д.

Дети отвечают: полевые, садовые, лесные.

4.

Теоретическая часть.

  1. Разговор о строении цветущего растения.
  2. Беседа о композиции.
  3. Демонстрация готовых работ в качестве образца.

ПЕДАГОГ. Итак, сегодня мы будем создавать закладку из цветочной композиции, используя засушенные лепестки цветов и листья. Давайте вспомним, как растет цветок. Сначала появляется росток и первый бутончик. Потом вырастает второй бутончик, а первый уже раскрывается и т.д.

Где располагается самый крупный цветок? Вверху или внизу? Правильно, внизу. А что наверху? Да, бутончики и мелкие листочки.

Задача педагога – подвести к учащихся к тому, что при выполнении закладки необходимо соблюдать законы композиции.

ПЕДАГОГ. Одной из отличительных особенностей художника является умение подчеркнуть красоту природы. И сейчас у нас с вами есть редкая возможность из творений природы создать свое, новое произведение искусства.

  • Вспоминают вместе с педагогом, как устроен цветок.
  • Проверяют свои знания о композиции.
  • Изучают образцы готовых работ.
  • Продумывают свои дальнейшие действия.
  • Отвечают на вопросы.

5.

Практическая часть.

  1. Выполнение творческой работы.
  • Подготовка основы закладки.
  • Подбор цветочных элементов.
  • Работа с клеем.
  • Корректировка, заполнение пустого пространства.
  1. Осуществление фотосъемки готовых, но еще не заламинированных работ (осуществлять фотосъемку лучше до того, как закладка покрыта скотчем, чтобы не было бликов).

ПЕДАГОГ. А сейчас мы с вами будем делать закладку. Цветную полоску бумаги наклеиваем на белый картон. Затем аккуратно подбираем засушенные цветочные элементы. Начинаем составлять цветочную композицию с нижней части закладки, подбирая и приклеивая крупные веточки, листочки и цветы. Движемся снизу вверх, от большого к малому. Выше располагаются цветы поменьше размером, а вверху приклеиваются самые мелкие детали. Чем выше композиция, тем мельче детали. Заполняем пустое пространство. Можно при помощи лепестков изобразить бабочку или птичку.

Обратите внимание на связь всех деталей: они соединены между собой и представляют собой единую веточку. Поэтому нельзя наклеивать листочек отдельно, оторванным от веточки (см. Приложение №2).

Важно обратить внимание участников мастер-класса на соразмерность предметов, композиционное решение и цветовую гармонию.

Работа с клеем.

ПЕДАГОГ (для приклеивания хрупких деталей используется полоска картона, обрезанного наискосок). Окунаем острый кончик картона в баночку с клеем, затем аккуратно дотрагиваемся до мелкой детали и пальчиком прикрепляем в нужном месте композиции. Основная задача здесь – лишь слегка прихватить клеем деталь. Основной закрепляющий момент осуществляет скотч. Он фиксирует все элементы и придает долговечность работе.

Когда все работы готовы, педагог их фотографирует. Обращает внимание на допущенные ошибки (в приложении №2 приведен пример неверно выстроенной композиции). Здесь уместно отметить, что «ошибаться не страшно, страшно ошибки повторять».

  • Выполняют работу над закладкой.
  • Пытаются узнать, что за растения у них  руках.
  • Примеряют каждый понравившийся элемент.
  • Подгоняют растительный элемент под размер закладки. При необходимости отрезают лишнее ножницами.
  • Фотографируют готовые закладки.

6.

Заключительный этап.

  1. Рассказ о заготовке.
  2. Подведение итогов.
  3. Выставка работ.
  4. Совместная фотография на память.
  5. Рефлексия.
  6. Уборка помещения.

ПЕДАГОГ. Чтобы провести данный мастер-класс, мне нужно было собрать и засушить множество листочков и лепестков. Хотите узнать, как это делается? Сложный цветок мы разбираем на лепестки, мелкие цветы и травы берем целиком, соцветиями и даже веточками и раскладываем в один слой на двойном тетрадном листе. Сверху кладем газетный лист – промокашку для сбора влаги. И так несколько слоев. Сверху ставим пресс: подойдет ровный кусок фанеры, на которую ставится груз (например, трехлитровая банка с водой). Каждый день меняем листы газеты на сухие. И так повторяем 3-4 дня. Готовые засушенные растения удобно хранить в двойных листах, коробках, конвертах и т.д.

Педагог обращает внимание учащихся на короткий и различный у каждого растения период цветения. Например, лютики хорошо смотрятся в композиции, но собирать их можно только в июне месяце. Необходимо присматриваться к природе, уметь находить выигрышные растения для композиции.

Педагог собирает готовые закладки вместе, рассматривает их и обсуждает вместе с детьми. Обращает внимание на оригинальность и неповторимость каждой работы.

Готовые работы педагог ламинирует сам, заклеивая скотчем шириной 50 мм, края подворачивает наизнанку. Можно заклеивать скотчем в двух сторон. Данную процедуру могут выполнять и сами участники мастер-класса, однако они должны осознавать, что действовать нужно крайне аккуратно, чтобы не повредить цветочную композицию и не сделать лишних складок скотчем.

ПЕДАГОГ. Как говорили древние мудрецы: «Человек услышал – запомнил, увидел – понял, сделал своими руками – научился».

Вам понравилось занятие? Будете заниматься флористикой самостоятельно?

Охарактеризуйте, пожалуйста, одной фразой сегодняшнее занятие.

По окончании мастер-класса педагог предлагает его участникам навести порядок на рабочем месте.

  • Слушают педагога.
  • Рассматривают готовые закладки.
  • Рассказывают или пишут, что им особенно понравилось и запомнилось.
  • Убирают рабочее место.

Анализ результатов апробации

Данный мастер-класс реализуется на практике уже более десяти лет. В его основе заложено творческое начало, непредсказуемость и неповторимость результата. Получаемый на нем продукт – книжную закладку – невозможно копировать.

К концу занятия мы получаем работу, которая имеет завершенный вид и обладает не только эстетической, но и практической значимостью. При изготовлении закладки учащиеся знакомятся с основами композиции, у них развивается образное мышление. Работы, сделанные руками детей, уникальны и неповторимы, а желание подарить свою закладку – бесценно.

Руководствуясь теми же основами композициями, в этой технике цветочных миниатюр можно сделать не только закладку, но и небольшую открытку. Открытку можно не ламинировать – ее лучше поставить в рамочку под стекло. Что касается ламинации закладок, то опыт показывает: заклеивание скотчем – быстрый и дешевый способ, однако не самый совершенный. Помимо использования скотча возможны и другие способы ламинирования закладки. Например, чтобы избежать складок от скотча, можно заказать профессиональную ламинацию либо придумать свой способ сохранения закладки.

Для проведения данного занятия педагогу приходится делать большую подготовительную работу – собирать и правильно засушивать растительный материал. На это уходит много времени, ведь у каждого цветка свой период цветения. Однако работа с природным материалом приносит радость и умиротворение, что и доказывают проведенные не раз мастер-классы.


Список используемой литературы:

  1. Без красок и кисти. Флористика / Сост.: Н.В. Тихомирова, С.Н. Левина. – СПб.: Самиздат коллектива флористов «Фантазия», 2011. – 96 с.
  2. Захарюк П. Картины из цветов и листьев. – М.: Контэнт, 2008 г., 48 с.
  3. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты/ Под ред. И.М. Кареловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 371 с.
  4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
  5. Солод Л.Е.  Искусство составлять цветочные картины. – М.: Эксмо, 2008. – 80 с.
  6. Стецюк В. Картины из сухих цветов: Составление композиций из засушенных растений: Техника; Приемы; Изделия. [175]. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 128 с. (Серия: Золотая библиотека увлечений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по изготовлению "Кукол-оберегов".

Пособие поможет ознакомиться с технологией изготовления "кукол - оберегов" на примере "Кубышки-травницы"....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....

Учебно-методическое пособие по изготовлению мягкой игрушки

Данное учебно-методическое пособе содержит технологическую карту "Изготовление мягкой игрушки - обезьянки", выкройку и  табицу со схемами и рисунками швов, используемых для пошива ...

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»...

Технологическая карта изготовления закладки для книги

Технологическая карта изготовления закладки для книги...

Технологическая карта изготовления закладки для книги

Технологическая карта изготовления закладки для книг...