"Роль дополнительного образования в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему

Из опыта рвботы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль дополнительного образования

в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

   Есть в Петроградском районе замечательный дом, в котором живут замечательные жильцы.

     Попадают в этот дом по разным причинам, но объединяет жильцов то, что им необходима помощь в жизнеустройстве. Этот дом называется «Центр содействия семейному воспитанию № 12»

     Жильцам-воспитанникам просто необходима душевная теплота, любовь для того, чтобы заново поверить в простое семейное счастье и постараться его найти в жизни. В этом им помогаем мы – сотрудники центра. На территории Центра несколько зданий в одном из них располагается Отделение дополнительного образования детей, которое было открыто в 2010 году. Деятельность ОДОД ведётся по дополнительным общеобразовательным программам   и направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

           Обеспечение  доступности образования  для  лиц  с  инвалидностью  и с ограниченными  возможностями здоровья,   одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации.

        В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.

  Перспективные задачи деятельности системы дополнительного образования определены в Плане реализации в Санкт-Петербурге Концепции развития дополнительного образования на 2015-2020 годы, утверждённом Распоряжением КО СПб от 25.06.2015 № 3075-р.

       

       В настоящее время  вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где  специальные ФГОС для детей с ОВЗ  являются неотъемлемой  частью федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).  

          Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.  И нельзя недооценивать роль дополнительного образования в развитии детей с   ограниченными возможностями здоровья.

      В  75 статье  Закона «Об образовании в РФ»  говорится:

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.            ОДОД СПб ГБУ  «Центр содействия семейному воспитанию № 12»  работает по трём направленностям: художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической  в соответствии с  Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. А таких у нас немало! 

        В настоящее время в ОДОД работает 11 человек, из них 10 педагогов дополнительного образования. Среди них есть опытные  профессионалы и молодые кадры, только начинающие свою педагогическую деятельность. Всех их объединяет одно качество – доброта. Без неё невозможно работать с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья. 

      Основной целью работы с детьми с ОВЗ является их социальная адаптация посредством включения в разнообразные виды деятельности.  А цель ОДОД -     создание и развитие условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка. Работа  Отделения дополнительного образования детей направлена на  реализацию  этой цели через решение целого ряда задач: определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, возможностей здоровья  и особенностей  социокультурного окружения. Разработка и реализация программ дополнительного образования с целью творческого развития личности воспитанника. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и формирования здоровой личности, обеспечение гарантий права ребёнка на дополнительное образование, удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом,  расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей воспитанников. Коррекция имеющихся нарушений развития и здоровья воспитанников, формирование общей культуры воспитанников с целью их адаптации к социальной среде, освоения  духовных и культурных ценностей своего и других народов.  

   Наши дети  имеют возможность обучаться по следующим  программам:

  1. «Дизайн стеклянной плоскости»
  2. «Изобразительное творчество»
  3. «Волшебная глина»
  4. «Художественная обработка древесины»
  5. «Мастерим игрушки сами»
  6. «Рукодельница»
  7. «Вокальный ансамбль»
  8. «Калейдоскоп» хореографический коллектив
  9. «Профессия - столяр»
  10. «Авиамоделирование»
  11. «Картонажно-переплётное дело»
  12. «Тайны швейного дела»
  13. «Школа мяча»
  14. «ОФП»
  15. «Школа мяча - футбол»

      Ребята могут себя попробовать во всех видах творческой деятельности без ограничения, главное желание и интерес.

             Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами. И в силу этого наиболее остро нуждаются в организации такого процесса деятельности, воспитания и развития, который максимально учитывает их особенности (общую  ослабленность здоровья, быструю утомляемость, низкую познавательную активность, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сферы, узкий кругозор, бедность и схематичность представлений о мире, недоразвитость личности, деформацию образа «Я»)

    Первой особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является её коррекционная направленность, то есть система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Она проявляется в двух аспектах: общем и частном.

       Общий аспект – это влияние, которое оказывает искусство на личность ребёнка, на формирование его как человека духовного, умеющего чувствовать красоту окружающего мира.

       Специфический аспект коррекционной направленности выражается в положительном воздействии искусства и творчества на психофизическое состояние человека и в возможностях каждого конкретного элемента творческой деятельности исправлять речевые, двигательные, координационные и иные недостатки ребёнка.

             Второй особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является опора на работу «механизма компенсации», то есть в свойстве организма замещать или перестраивать нарушенные функции организма.

  В работе с «особенными» детьми необходимо ориентироваться не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые развиваясь, окажут влияние на формирование личности в целом. Это возможно лишь при условии, если принимать ребёнка таким, каков он есть, работать с ним так, чтобы сформировать у него ценностное отношение к себе и окружающим.

     Третьей особенностью организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является яркая эмоциональная окрашенность этого процесса.

           Создание благоприятной, доброжелательной, радостной атмосферы общения с искусством и педагогами ведёт к снижению эмоционального напряжения, побуждает стремление к творческой деятельности и самореализации, преодолению комплекса неполноценности, к укреплению физического и психического здоровья детей.

Работа в отделении дополнительного образования строится с учётом всех этих аспектов и на следующих принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  •   Каждый человек способен чувствовать и думать;
  •    Все люди нуждаются друг в друге; 
  •  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 
  • Для всех обучающихся достижение прогресса заключается в том, что они могут делать;
  •  Разнообразие обогащает все стороны жизни человека. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

Программа дополнительного образования "Игралочка" для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет

В статье представлена программа дополнительного образования "Игралочка" по развитию познавательной деятельности в игровой форме у детей с нарушением интеллекта....

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучени...

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса,              который организован по принципу школа-семья-соци...

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-социум....